Турецкий министр по делам ЕС Волкан Бозкыр негативно оценил некоторые пункты ежегодного доклада Европарламента, посвящённого оценке готовности Турции к вступлению в Евросоюз. Ряд пунктов оказался для Анкары «неприемлемым». Тем временем президент Р. Т. Эрдоган обвинил западную прессу в попытках «расчленить и проглотить» Турцию. Эксперты считают, что Турция интегрироваться в ЕС не может.
Тема переговоров Турции с ЕС уже давно стала настоящим кошмаром для обеих сторон. Напомним, соответствующую заявку на членство в ЕС Турция подала ещё в 1987 году. Однако переговоры о вступлении государства в Евросоюз стартовали только в 2005 году. Минуло десять лет, а воз и ныне там: стороны согласовали всего четырнадцать из 35 технических пунктов. Совершенно ясно: если турецкое правительство не выполнит все 35 пунктов, Турция в ЕС не попадёт, поскольку не будет соответствовать «евростандартам». Переговоры в настоящее время ведутся лишь по четырём пунктам, все остальные пункты заблокированы. И даже четыре пункта находятся под большим вопросом.
3 июня стало известно о негативном отношении Анкары к некоторым пунктам ежегодного доклада Европарламента, посвящённого оценке готовности Турции к вступлению в ЕС. Министр Турции по делам ЕС Волкан Бозкыр перечислил неприемлемые для Анкары условия.
«Если в окончательном тексте доклада будут такие пункты, как решение ЕП от 15 апреля 2015 года относительно событий 1915 года, призыв исключить Рабочую партию Курдистана из списка террористических организаций ЕС, призыв к заморозке финансовой помощи до вступления Турции в ЕС или к неоткрытию новых разделов на переговорах о её членстве в ЕС, то для Анкары такой доклад будет неприемлем», — цитирует письмо Бозкыра к главе ЕП Мартину Шульцу, главе дипломатии ЕС Федерике Могерини, еврокомиссару по политике соседства и расширению ЕС Йоханнесу Хану и главам фракций ЕП .
Кроме того, Бозкыр предупредил европейских политиков насчёт того, что доклад не должен иметь «одностороннего содержания», поскольку таковое может отрицательно повлиять на переговоры по урегулированию на Кипре.
В письме турецкого министра также отмечается, что Анкара будет внимательно следить за подготовкой доклада, который, как ожидается, Европарламент опубликует в июне.
Строки по поводу «решения ЕП от 15 апреля 2015 года относительно событий 1915 года» вряд ли случайно стоят на первом месте.
1 июня сайт , сославшись на ArmenianGenocide100.org и дипломатические источники турецкой газеты «Sabah», сообщил о намерении Анкары предпринять «соответствующие шаги в отношении стран, квалифицировавших события 1915 года как геноцид».
«Категорически отказываясь квалифицировать события 1915 году как геноцид, Анкара собирается применить экономические санкции в отношении Австрии и Люксембурга, признавших геноцид армян в апреле и мае этого года соответственно».
Кроме того, Турция не обновит двусторонние соглашения с государствами, признавшими геноцид армян.
В декабре 2014 года господин Бозкыр уже высказывался негативно в адрес ЕС. Министр правительства Турции по делам ЕС заявлял, что, если Евросоюз решит отказать Анкаре в членстве в союзе, это турок не огорчит. Политику Брюсселя министр назвал «высокомерной». «ЕС проводит высокомерную политику в отношении Турции, что неприемлемо для страны», — цитирует его интервью телеканалу «TRT Haber» газета .
Также он объяснил, что турецкая демократия находится на более высоком уровне, чем в иных государствах Европы.
Андрей Резчиков () приводит ответ турецкого президента Р. Т. Эрдогана американской газете «Нью-Йорк Таймс», обвинившей того в «закручивании гаек».
Реджеп Тайип Эрдоган назвал публикацию статьи вмешательством в дела республики. Также он отметил, что этой газете никогда не позволили бы подобной критики по отношению к властям США.
Далее турецкий лидер напомнил, что нападки западных СМИ на Турцию имеют «большую историю»: если в своё время Запад критиковал султанов Османской империи, то и теперь проводится соответствующая политика. «Кто за этим стоит, понятно, — сказал Эрдоган. — Они следуют в том направлении, которое им указывают. «BBC» и «CNN» делали то же самое при Гези-протестах. Вы знаете, какую цель они преследуют? Они хотят ослабить Турцию, расчленить и проглотить её. Но мы не дадим этого сделать, они не добьются успеха».
Становится понятно, добавим от себя, что Турция (по крайней мере, при Эрдогане) готова вступать в западный мир, то бишь в ЕС, только на своих условиях. Мелкие уступки вероятны, но стратегические и политические — невозможны. Это дают понять и Эрдоган, и министр Бозкыр. Анкара не станет пересматривать ни свою внутреннюю политику, ни свои оценки исторических событий. В логике турецким правителям не откажешь: они не желают раскалывать общество. Когда-то в СССР Хрущёв осудил Сталина, «культ личности» и подверг критике многие сталинские решения, особенно касающиеся репрессий. Западные государства и СМИ эту критику немедленно подхватили и растиражировали. Советское общество фактически раскололось; авторитет власти пошатнулся. Внешнее давление на Эрдогана может привести к ещё более печальному внутреннему результату, чем было в 1960-х гг. в СССР: отказ от прежней внутренней политики по воле ЕС одновременно продемонстрировал бы политическую слабость Турции, ошибочность политики Эрдогана и зависимость страны от Брюсселя. Эрдоган не Хрущёв, и на такие «пункты» он не пойдёт.
Что думают по поводу сурового письма Бозкыра в ЕС эксперты?
Старший научный сотрудник Центра евроатлантической безопасности Института международных отношений Юлия Кудряшова сказала газете
«Взгляд», что трактовать это письмо как полный разрыв диалога нельзя. Подобное происходило и раньше, сегодня лишь повторяется сказанное ранее.
Ю. Кудряшова напомнила, что Турция предъявляет Европе одни и те же требования. Рабочая партия Курдистана «неоднократно включалась ЕС в террористический список, а потом изымалась оттуда». История «с этой партией длится давно», это «повторение». «События 1915 года — то же самое, — считает эксперт. — По крайней мере, на протяжении двух десятков лет Турция предъявляет подобные требования. Но до сих пор признание геноцида не являлось на уровне Совета ЕС официальным требованием для вступления Турции в Евросоюз. А что касается Европарламента, то он уже давно признал геноцид, и поэтому в его резолюциях постоянно говорится, что нужно включить признание Турцией факта геноцида в число требований о вступлении».
Другой эксперт, опрошенный «Взглядом», директор исследовательского центра «Ближний Восток-Кавказ» Станислав Тарасов, предлагает смотреть на письмо Волкана Бозкыра с технической точки зрения. Во-первых, Турция — ассоциированный член ЕС, и с 2015 г. она возобновила переговорный процесс о вступлении. Также аналитик не исключает, что жёсткая риторика адресована не ЕС, а внутренней аудитории. Ведь 7 июня в стране пройдут парламентские выборы.
Однако ЕС не примет к себе Турцию. «Переговоры шли, но Европа отлично понимает, что они никогда не возьмут к себе Турцию с почти 80 млн. мусульманского населения, — говорит аналитик. — Как недавно писала французская газета «Фигаро», это будет вторая оккупация Европы со стороны Османской империи, только мирного типа…»
Итак, эксперты признают, что переговоры Турции и с Евросоюзом находятся в дипломатическом тупике, откуда им вряд ли суждено выйти по целому ряду причин. Требования Брюсселя повторяются; повторяются и гневные ответы Анкары. На колу мочало, начинай с начала.
Фактически правительство Турции сделало из переговоров с Евросоюзом своего рода политическое шоу для электората: всякий раз, когда Брюссель повторяет или выдвигает новые «пункты», Анкара даёт резкий ответ о «неприемлемости» позиции ЕС. Тем самым правительство и Эрдоган дают понять своему народу: Турция проводит самостоятельную политику, которой Евросоюз и вообще Запад — не указ.
Окончательно же диалог о вступлении в ЕС Анкара не разрывает потому, что многие граждане Турции поддерживают вступление страны в ЕС. Например, по , проведённого в ноябре 2014 года службой «Евробарометр» по заказу Еврокомиссии, за членство Турции в ЕС выступило 28% респондентов. Это немало — почти треть электората. И не учитывать интересы этих людей правительству нельзя.
Переговоры с Брюсселем, видимо, будут вестись до тех пор, пока все 28% не поймут, что в ЕС их никто не ждёт.
Обозревал и комментировал Олег Чувакин
— специально для topwar.ru
Вас заинтересует
О том, как Анкара от Вашингтона отвернулась
Эрдоган выставил ультиматум Евросоюзу
Турция отвернулась от ЕС и повернулась к России
Евросоюзу не удаётся настроить Турцию против РФ
Газовая ось: Москва и Анкара