Вот
http://bizguru.com.ua.Общественность (особенно тех, кому это интересно) всколыхнула новость о том, что Болгария решила отказаться от сотрудничества с Россией в области авиации и обратиться к союзникам по НАТО.
"Пролистав" несколько сайтов, увидел, что все как обычно. Комментарии разнообразием не баловали.
Действительно, министр обороны Болгарии Ненчев заявил, что ремонт российских истребителей МиГ обойдется слишком дорого, поэтому ВВС Болгарии могут переключиться на закупки истребителей НАТО. Это было в марте. И вот, в июле, он же заявил в парламенте, что сотрудничать с Россией нет никакой возможности. Ремонтировать имеющиеся МиГи будут поляки, а покупать самолеты взамен окончательно вышедших из строя надо в Европе.
А с чего, простите великодушно, РСК "МиГ" должно ремонтировать самолеты бывшему союзнику по дешевке? Тем более, не просто бывшему союзнику, а члену блока, который изначально являлся противником? Пусть и вероятным. А днем сегодняшним — наиболее вероятным!
О "братской" помощи "братьям-славянам" к счастью, речь не идет.
Вот Ненчев и сообщил, что Болгария намерена закупать истребители для обновления состава авиации страны на фоне растущего напряжения в отношениях между НАТО и РФ из-за украинского кризиса.
В ряду желающих "поиграть мускулами" прибавление. Но вот стоит ли серьезно к этому относиться — вопрос. Правда, ответ на него более чем однозначный.
ВВС Болгарии — еще одна авиасвалка наподобие Молдовы или Румынии. Болгария вступила в НАТО в 2004 году, однако ее авиация до сих пор не соответствует стандартам НАТО. На вооружении стоят самолеты еще советского производства.
За оборону неба Болгарии отвечают два типа истребителей — МиГ-21 и МиГ-29.
В 1989-1990 гг. болгарские ВВС получили 22 истребителя МиГ-29, включая четыре «спарки». По причине "тяжелых условий обслуживания", только несколько МиГ-29 находятся в боеспособном состоянии. В 2007 году РСК «МиГ» провела капремонт 16 самолетов. Эта партия и остается боеспособной по настоящее время наряду с четырьмя изначально поставленными МиГ-29УБ.
«Спарки» используются исключительно для обучения, поскольку они не приспособлены для боевых операций (на них не установлена РЛС, а также нет возможности установить отстреливаемые ловушки). Их дальность полета меньше, чем у «чистых» истребителей из-за меньшего запаса топлива.
Общее число истребителей МиГ-21, закупленных в период 1963-1990 гг., составило 226 в 11 разных модификациях. В составе ВВС на настоящий момент остается только десять одноместных перехватчиков МиГ-21бис и три учебно-тренировочных МиГ-21УМ, при этом только половина из них находится в боеготовом состоянии.
Одноместные истребители были поставлены в 1983-1985 гг. Вторая партия из 36 МиГ-21 поступила в 1990 г., самолеты в ней отличались небольшими изменениями в БРЭО, но с 2000 г. они стали списываться. МиГ-21бис никогда не модернизировались.
Размах использования МиГ-21 в болгарских ВВС стремительно сокращается. Два МиГ-21 плюс один запасной самолет используются в качестве дежурных самолетов. Они вооружены ракетами Р-60 и пушкой ГШ-23Л. Другими словами, реальную угрозу представляют только для беспилотников или вертолетов.
Уже на протяжении долгих лет болгарские ВВС вынашивают планы по замене советских истребителей. Видимо, именно сейчас от "командиров" поступил недвусмысленный приказ о том, что все-таки пора приводить ВВС в порядок. Поскольку ситуация становится все более напряженной, и враг чуть ли не возле ворот. Какой враг, понятно и так.
Но все не так просто. Отказаться от "МиГов" легко, а вот приобрести что-то поновее — явно не просто.
Еще в далеком уже 2002 году планы по закупке подержанных F-16 были отброшены в пользу ремонта и модернизации оставшихся МиГ-29, которые теперь планируется сохранить в боевом составе приблизительно до 2020 г.
Планы — это хорошо. Но вот выполнимость этих планов — совсем другое.
На сегодня страна рассчитывает закупить небольшое число европейских или американских многофункциональных истребителей. Планы по закупке 12-24 новых истребителей уходят своими истоками еще к 2006 году, но из-за сокращения финансирования программа столкнулась с задержками.
Новые истребители... звучит, конечно. Но, если вспомнить, что новый "Рафаль" стоит от 124 млн. долларов, "Eurofighter "Typhoon" чуть меньше, на три-четыре миллиона, то возникает вопрос — за какие средства?
Применив ужасное оружие типа "калькулятор", можно с уверенностью сказать, что новых самолетов ВВС Болгарии не дождутся. Если, конечно, не вмешаются извечные союзники.
Конечно, есть более дешевые варианты. Тот же F16 или JAS39 от SAAB. Последний, кстати, чехи эксплуатируют, взяв десяток в аренду. И у ВВС Венгрии тоже имеются. Этот вариант в финансовом отношении попроще будет. 50 миллионов — это не 120. Но тоже деньги.
В то же время премьер-министр Болгарии Б. Борисов заявил о совместном приобретении истребителей с региональными союзниками: Хорватией, Румынией и Турцией. Согласно этой оригинальной идее, страны смогут сократить затраты за счет размещения единого заказа, организации совместного обучения летчиков, участия в международных учениях, а также создания объединенной системы контроля воздушного пространства над своими регионами.
С миру по нитке — голым F16?
Тоже мечты. Турция сама производит по лицензии F16, и ее ВВС укомплектованы ими в достаточном количестве. 168 штук. И зачем туркам приобретать не пойми что, да еще и совместно с Румынией и Болгарией?
Итог понятен. Реальные хозяева заставляют болгар напрягаться в наращивании своей военной мощи. Но все, что пока могут союзники США по НАТО, — это демонстрировать свою немощь.
Вас заинтересует
Сербия обратилась к РФ с предложением о модернизации истребителей МиГ-29
История ВВС Болгарии. Часть 3. Послевоенный период и современность
История ВВС Болгарии. Часть 2. Болгарские ВВС во Второй мировой войне (1939-1945 гг.)
Индонезия купит истребители F-16
Китай. В поисках палубного истребителя