Один из читателей в комментариях высказал пожелание публиковать побольше статей о трудовых военных буднях: «Надо писать о нашей истории и труде людей в годы войны и послевоенное время» (сообщение прислал к174ун).
В архивных документах за 1943—1944 годы обнаружены отчёты о работе в годы войны девушек-комсомолок.
Вспоминает Е.И. Храмова (Краснохолмский район, село Хабоцкое): "Я в войну жила в Калининградской области. Работать пошла, когда у меня ещё не было паспорта, оформили меня по моей метрике (свидетельство о рождении). Работала на заводе по 12 часов. В свободное время я ходила в госпиталь ухаживать за ранеными, помогала доставать медикаменты, вязала носки, перчатки для фронта. Только обидно было, что я не комсомолка. Я просилась на фронт, но мне говорили, что я маленькая ещё, не гожусь. Но на заводе я получила медаль "За доблестный труд в Великой Отечественной войне". У нас на заводе были одни женщины и старики. Я за всё бралась сама, не ждала, когда меня что-нибудь заставят делать.
У нас в смене были слесарь Ольга Жаночкина, бригадир Антонина Хитрова, мастер Анна Лебедева. Смена была дружная, все трудились хорошо, план выполняли и перевыполняли. Но были на заводе и вредители, которые старались сорвать работу, сделать какой-нибудь ущерб для завода. Как-то порезали ремни на машине. А однажды случилось непоправимое — завод подожгли.
Немцы до нашей деревни не дошли, были где-то рядом. Нам повезло. Однажды к нам в госпиталь привезли тяжелораненых. Им была нужна кровь первой группы. У многих наших заводских девушек взяли кровь, но оказалось, крови первой группы у них не было. Я стала просить, чтобы у меня взяли кровь, но нашёлся человек, который стал говорить, что я молода и кровь не годится, при том ещё и не комсомолка. Мне стало обидно. Я понимала, что воевать должны все. Я пошла в райком комсомола и обо всём этом рассказала. Только после этого мне, наконец, разрешили сдать кровь. Оказалось, что у меня первая группа, которая подходит раненому солдату.
Мы помогали семьям, у которых все были на фронте. Пайки свои отдавали маленьким детям, а сами собирали крапиву, мороженый картофель, толкли кости, варили и кушали. Но всё равно поддерживали маленьких детей, чтобы они не умерли с голоду.
С 1943 года я начала регулярно сдавать кровь для раненых. У меня вся душа была занята только тем, чтоб быть полезной хоть чем-то. Когда раненые выписывались из госпиталя, они давали адреса, называли меня сестрой, успокаивали меня, говорили, что и в тылу нужна помощь. Жаль, что я не смогла ни одного адреса сохранить. Потом я вступила в комсомол, но было уже поздно — война уже закончилась".
Девушки-лесорубы
Когда война призвала мужчин-лесорубов под ружьё, на лесосеки в уральские леса вышли девушки. Ещё недавно бригадиром лесорубов был Никифор Петыгин из колхоза "Красный Октябрь". В 1943 году его проводили на фронт. И место бригадира заняла Ольга Кондратьева. И бригада по-прежнему держит первенство на участке.
Девушки-горнячки
Издавна профессия горняка, а тем более запальщика и отбойщика, считалась "абсолютно мужской". Но война всё изменила. Когда мужчины уходили на фронт, вместо них в шахты стали спускаться женщины.
Первыми женщинами-навалоотбойщиками Карагандинского бассейна были Куляйшенова, Муханова и Жаке на шахте №3-бис. Женщины довели производительность труда до 25-35 тонн за смену при норме в 14 тонн. В Караганде не было ни одной шахты, где бы на постах запальщиков не было женщин и девушек.
На шахту Караганды пришло более 500 домохозяек, отлично освоивших сложные горняцкие профессии.
Женщины-охотники
Когда на фронт ушли снайперами охотники Нарыма, а на их место пришли тоже женщины. Например, Татьяна Каялова, оставив в яслях своих детишек, выходила в лес на охоту за белками. И так приноровилась отлично стрелять, что попадает зверю в глаз, чтобы не портить шкурки. По плану нужно было сдавать 500 беличьих шкурок в три месяца, а Татьяна сдавала 800 шкурок в месяц, и все первого сорта.
Планы все перевыполняли
Всей стране были известны такие женщины, как Раиса Кыштымова, заменившая 25 рабочих в один рабочий день. Анастасия Чаус, потерявшая при бомбёжке руку, но она продолжала работать и давать на производстве 300 процентов плана. Первая женщина — горновой стала Евдокия Щербакова, а Клавдия Рыбакова стала тысячницей-сверловщицей. А сверловщицы Уралмашзавода под руководством своего бригадира Анны Грековой выполняли от двух до пяти норм.
Женщины-металлурги
На Чусовский металлургический завод поступило 200 женщин.
Свыше 800 женщин пришло на Лысьвенский металлургический завод за первые три месяца войны.
Несколько тысяч женщин принято за первые полгода войны в цеха Магнитогорского комбината.
Если до войны на Магнитогорском металлургическом комбинате работало 20-25 процентов женщин, то в январе 1942 года их число выросло до 40 процентов. Те профессии, которым приходилось обучаться в течение нескольких месяцев или лет, в условиях военного времени осваивались женщинами за несколько недель или даже дней.
Переобучение
Комитеты комсомола Свердловской области только из заводских контор и различных управлений направили для работы непосредственно в цехах, главным образом, на эвакуированных предприятиях, свыше 14 тысяч девушек. На заводе, где комсоргом ЦК ВЛКСМ является Швидка, в короткий срок были обучены и переведены к станкам на работу по третьему и четвёртому разряду 800 девушек.
За короткое время в Челябинской области обучились производственным специальностям 15 тысяч девушек, из них 6500 девушек смогли освоить разные железнодорожные профессии.
На железной дороге имени Л.М. Кагановича за несколько месяцев было подготовлено 80 девушек-кондукторов, 30 составителей, 196 стрелочников, 70 дежурных по станции, 20 помощников машинистов, 160 слесарей.
Слесари вагонного депо — комсомолки Журавлёва и Маслакова работают каждая за четырёх мужчин, ушедших на фронт. Они сами выполняли по четыре-пять норм и обучали производственным профессиям своих подруг.
В цехе Первоуральского ордена Ленина Новотрубного завода на одном из отстающих участков комсомольцы организовали молодёжный прокатный стан, который поручили обслуживать девушкам. Самоотверженной работой девушки — Попова, Власова и Шибакина — преодолели отставание и вывели свой стан в число передовых.
Женщина в "золоте"
До войны женский труд почти совсем не применялся в золотодобывающей промышленности. Во время войны ситуация и в этой отрасли кардинально изменилась: теперь не было ни одной мужской профессии, которую не освоили женщины.
Сталинградский сталевар
Ольга Ковалёва освоила одну из самых сложных специальностей — она стала сталеваром, первой и единственной в Сталинграде женщиной-сталеваром. Когда над городом появились вражеские самолёты и фашисты ворвались на улицы, Ольга Ковалёва, взяв винтовку, вместе с бойцами народного ополчения пошла оборонять от фашистов свой город. Она погибла, когда первая поднялась в атаку.
Лесозаготовки
Секретарь Ленинградского обкома комсомола Иванов рассказывал о стойкости ленинградских девушек: "Три с половиной тысячи комсомолок работали на лесозаготовках. Голодны, холодные, в туфельках они отправлялись в лес. Там не было бараков — их надо было строить и ещё прокладывать две железнодорожные ветки. Нужно было предпринимать какие-то меры для отапливания. И вот комсомольская организация завода им. Орджоникидзе вводит два дополнительных комсомольских часа для изготовления "буржуек". Эти печки потом клали на санки и везли на расстояние 16-17 километров".
В Архангельске женщина-лесоруб Воровская воспоминала, как в годы войны она стала рубить лес: "Говорят, эта специальность мужская. Но это неверно. Мужская специальность — война, а уж в тылу все специальности мы, женщины, объявляем женскими! И не только объявляем, но и на деле это показываем. Например: мужская норма по заготовке леса — четыре кубометра в день. Я, придя в лес, вскоре стала выполнять эту норму, а теперь даю шесть-семь кубометров в день".
В 1943-44 годах в Архангельских лесах активно работали женщины, заготавливая материалы для построек, для восстановления разрушенных городов, колхозных домов, клубов, школ. Здесь работали бригады, го главе которых стояли не мужчины, а женщины. Так, лесоруб Любимова выполняла 180 процентов плана.
Женщины-станкостроители
Работница московского завода "Красный пролетарий" Анастасия Крохина прославилась в области станкостроительного дела. Её бригада держала первенство по заводу и второе место по стране. В июле 1944 года бригада впервые выполнила норму на 140 процентов, в августе — на 200 процентов. За первую половину ноября этого же года бригада выполнила норму уже на 340 процентов за счёт того, что был уплотнён рабочий график, рационализирован порядок выполнения операций. Кроме того, передовая бригада взяла на себя слесарные работы, которые раньше выполнялись другими цехами.
Обещание мужу она выполнила
На заводе "Борец" в Москве работала сверловщица Елена Бондарева. Провожая своего мужа на фронт, она дала ему обещание занять его место на производстве. На заводе она вызвалась работать сразу на двух станках и вскоре стала выполнять норму на 250 процентов. Но на этом она не остановилась. Елена Бондарева упорядочила так свою работу, что её два станка работали почти непрерывно, а ручные операци совершались одновременно с работой станков, не теряя ни одной лишней минуты.
Накануне дня Сталинской Конституции, 4 декабря 1944 года, Елена Бондарева встала на сталинскую вахту и обработала за смену 950 деталей вместо полагающихся по плану 193-х, выполнив, таким образом, почти пять норм. Такой высокой выработки по этому изделию никто ни на одном заводе ещё не достигал. Через несколько дней Бондарева выработала 1030 деталей — почти пять норм.
Опыт работы московской сверловщицы стали использовать и другие бригады в стране.
Женщина распоряжается у домны
Нет больше таких профессий, которыми бы не могла овладеть советская женщина в годы военного лихолетья. Подтверждением этому является опыт Фаины Шаруновой, уральской доменщицы. На вопрос, как она овладела такой ответственной и тяжёлой профессией и вдобавок перевыполняет план на 140-160 процентов и больше, она ответила: "Ничего сказочного нет в том, что здоровая женщина распоряжается у домны".
...и в самолётостроении
Самое сложное в самолётостроении — литьё, формирование деталей. На Н-ском заводе работала формовщиком Татьяна Терехова, которая решила посоревноваться с бригадиром фронтовой бригады Вячеславом Голубковым. Он добился формовки 96 деталей на смену. В ответ ему Терехова выдала за смену 126 деталей, а на следующий день изготовила 180 деталей. Таким образом, её выработка нередко достигала 210 деталей за смену (это почти девять норм). Первенство в соревновании осталось за девушкой.
Женщины и нефть
На предприятиях нефтяной промышленности в 1944 году женщины составляли почти половину всех рабочих. В работе нефтяников решающим и ответственным моментом является бурение. Бурение требует серьёзных технических знаний, строгой трудовой дисциплины. Но женщины справлялись и с этой работой. По свидетельству архивных документов, женщины "прекрасно справлялись и с капитальным ремонтом скважин". Более половины всех рабочих, занятых на переработке нефти в Азербайджане, составляли женщина.
За время войны 174 нефтяницы были награждены за свой самоотверженный труд высокими правительственными наградами — орденами и медалями. Многие женщины стали лучшими мастерами. Так, Александра Павловна Приставченкова ещё в 1941 году работала уборщицей в конторе. Но за короткий срок она изучила сложный технологический процесс и научилась работать со сложной техникой, добившись в своей работе оператором цеха отличных показателей. За это она получила значок отличника социалистического соревнования. Александра Приставченкова обучила других своему мастерству, и несколько её учеников также хорошо работали операторами.
Вот далеко не полный перечень фамилий женщин — специалистов по добыче и переработке нефти: М.К. Михайлова, Е.И. Уткина, А.Г. Синцова, А.Г. Оникова, Е.Ф. Пустовалова, Татьяна Хан. Все они стали известными в годы войны во всей стране.
Сельское хозяйство
Вверенное в женские руки колхозное хозяйство не только не пришло в упадок, не захирело, а благодаря самоотверженному труду женщин смогло достойно обеспечивать продовольственные потребности фронта и тыла.
Более 80 процентов всех сельскохозяйственных работ выполняли во время войны колхозницы.
В качестве примера отдел пропаганды ЦК ВЛКСМ рассказывает о примере Таджихан Аткаровой, собравшей 18 200 килограммов хлопка. Её бригада по итогам социалистического соревнования завоевала первенство: план по заготовке хлопка был выполнен на 129 процентов.
К началу 1944 года в республиках, краях и областях Советского Союза пост председателя колхоза занимали 21 656 женщин. Более 151 000 женщин и девушек работали бригадирами полевых, садовых и огородных бригад. Счетоводами, бухгалтерами работали 93 339 женщин и девушек.
По данным отдела пропаганды ЦК ВЛКСМ, в стране было подготовлено 1 857 тысяч механизаторов сельского хозяйства, в том числе более миллиона женщин.
Вас заинтересует
В Киргизии скончалась женщина, взявшая в годы войны под опеку 150 детей из блокадного Ленинграда
Женщины в вооруженных силах Казахстана (фото)
Женщины-танкисты Великой Отечественной войны. Александра Ращупкина
Поздравляем милых дам с праздником 8 Марта!
Женщины становятся членами экипажей подводных лодок США