Оружие,огнестрельное оружие Форум об оружииМировое оружие Журнал оружиеОбои оружия
 
Пистолеты Пистолеты
Пистолеты пулеметы
Винтовки
Снайперские винтовки
Дробовики
пулемёты
Гранатометы
Патроны

Подводные лодки проекта «Ясень

Подводные лодки проекта «Ясень»


Вот ипотека на строительство.Как создавались и на что оказались способны российские атомные субмарины четвертого поколения

Чуть больше года назад в состав Военно-морского флота России вошла субмарина К-560 «Северодвинск» — первая многоцелевая подводная лодка проекта «Ясень», он же проект 885. И первая подлодка, заложенная не в Советском Союзе, а уже в России: закладка «Северодвинска» состоялась в 1993 году.

По очевидным причинам строительство первого корабля проекта «Ясень» растянулось на 20 лет. Но, несмотря на это, «Северодвинск» как головная лодка проекта и остальные субмарины, которые должны принять на вооружение до 2020 года, полностью соответствуют и вызовам времени, и концепции современного военного флота. Хотя судьба подлодок четвертого поколения была очень и очень непростой…

Нам нужны субмарины четвертого поколения!


Начало работ над подводными лодками четвертого поколения принято относить ко второй половине 1970-х. Темой занялись одновременно и в СССР, и в США — главные державы-соперницы двухполярного мира соревновались между собой во всех областях.

В Советском Союзе проектированием субмарин следующего поколения занялись три основных конструкторских бюро: ленинградские «Рубин» и «Малахит» и нижегородский «Лазурит». В соответствии с господствовавшей тогда военно-морской доктриной в новом поколении должны были появиться атомные подлодки всех трех основных типов: с баллистическими ракетами, с крылатыми ракетами и многоцелевые. Первыми и вторыми, как обычно, занимались в «Рубине», третьими — в «Малахите» и «Лазурите».

Конструкторам «Рубина» предстояло создать атомный подводный крейсер с крылатыми противокорабельными ракетами. Именно такие лодки на Западе принято называть «убийцами авианосцев». Специалисты «Лазурита» взялись за создание противолодочной подлодки — такой же, как разработанная чуть ранее в том же КБ субмарина проекта 945 «Барракуда» с титановым корпусом. А в «Малахите» работали над наиболее перспективным проектом — многоцелевой подлодкой, способной нести на борту и торпеды, и крылатые ракеты, и ракето-торпеды.

Создание вооружений нового поколения, если только оно не ведется в условиях войны, никогда не бывает быстрым. Вот и работа над новыми советскими субмаринами затянулась до второй половины 80-х. Пропорционально затраченным усилиям и улучшению характеристик будущих лодок росли и их цена, и сложность строительства и обслуживания. И наконец, настал момент, когда стало ясно: поддерживать в отечественном ВМФ прежнюю многотипность ударных подлодок не удастся. Нужно было искать вариант, который сможет совместить возможности и торпедных субмарин, и лодок с крылатыми ракетами, и противолодочных подлодок.

Создать из трех хороших подлодок одну лучшую


Таким вариантом в конечном счете и стал проект 885 «Ясень» ленинградского КБ «Малахит». Новым «малахитовским» подлодкам предстояло стать первыми в России подводными кораблями столь широкой специализации. Впрочем, это решение, будучи совершенно революционным для нашей страны, с успехом применялось в других государствах. А изменявшаяся на глазах конфигурация мировой политики и явная смена вызовов, которые приходится принимать военному флоту, говорили о том, что такие лодки-универсалы очень скоро выйдут на первые роли во флотах всего мира.

Основой для проекта «Малахита» — и в то же время лодками, на смену которым должна была прийти новая субмарина, — стали многоцелевые подлодки проектов 705(К) «Лира» и 971 «Щука-Б» и вооруженные крылатыми ракетами лодки проекта 949А «Антей», нацеленные на борьбу с авианосными соединениями. Было понятно, что по внешнему виду, который обеспечивал наибольшую подводную скорость, новые лодки будут похожи на «Лиры» и «Щуки-Б», а по размерам, позволяющим разместить на них пусковые установки крылатых ракет, — на «Антеи».

Подводные лодки проекта «Ясень»

Проект 705К. Фото: topwar.ru

Но подобных проектов в СССР до тех пор еще не было. По сути, конструкторам «Малахита» предстояло повторить подвиг конструктора Т-34 Михаила Кошкина — создать в порыве озарения универсальную субмарину, способную решать практически любые задачи, кроме разве что ударов баллистическими ракетами. Не удивительно, что столь трудная задача потребовала и больше времени на ее реализацию. Проект, который можно было запускать в серию, был готов только к 1990 году. То есть как раз тогда, когда переставала существовать страна, заказавшая столь необычную подлодку. И было совершенно непонятно, кто, как и когда отдаст приказ начинать строительство новой субмарины проекта 885 «Ясень», которая должна была стать основой подводного флота СССР — государства, которого больше не было.

Двадцать лет и девять дней предыстории первого «Ясеня»

Несмотря на катастрофические удары, которые новая российская власть наносила своим главным и единственным союзникам — армии и флоту, в стране нашлись холодные головы, которые понимали: если не заложить новые лодки сейчас, то их, может быть, вообще никогда никто не построит. И успели добиться, чтобы 21 декабря 1993 года на «Севмаше» заложили первую субмарину проекта 885 «Ясень». В списки кораблей ВМФ новая лодка была внесена на 11 дней раньше — 10 декабря 1993 года, и получила бортовой номер К-560.

«Северодвинск» — а именно такое название по месту рождения обрела новая лодка — стал первым боевым кораблем, заложенным в постсоветской России. Но первые несколько лет всем, кто имел отношение к строительству новых кораблей для российского флота, казалось, что он же будет и последним. Потому что заложить-то лодку заложили — а потом, кажется, забыли. Во всяком случае, финансирование строительства этой подлодки, как и всех других лодок, заложенных чуть раньше, в последние годы Советского Союза, медленно, но верно сходило на нет. И к 1996 году сошло окончательно: работы по строительству лодки были остановлены на долгие восемь лет.

За это время успело произойти немало событий, определивших дальнейшую судьбу лодки. В 2001 году решено перепроектировать уже строящуюся лодку по проекту 08850 — с новым оборудованием и модернизированным вооружением. Тогда же запланировали, что доработанная и достроенная лодка будет спущена на воду через четыре года. Но этот срок выдержать не удалось. К этому времени успели только завершить формирование прочного корпуса «Северодвинска», и спуск на воду отложили еще на пять лет.

Новые сроки оказались более реальными — не в последнюю очередь потому, что руководство и работники «Севмаша», видя, что их усилия не только не пропали даром, но и оказываются вновь очень востребованными, работали изо всех сил. 15 июня 2010 года «Северодвинск» вышел из стапельного цеха в плавучий док «Сухона», а через девять дней, 24 июня, лодка была спущена на воду.

На первые ходовые испытания в море подлодка вышла только через год с лишним — 12 сентября 2011 года. А еще через два с лишним года, 30 декабря 2013-го, «Северодвинск», успевший за это время совершить 14 выходов в море общей продолжительностью 222 дня, пройти несколько тысяч миль и совершить более сотни погружений, был официально принят на вооружение российского ВМФ. Дата, можно сказать, круглая: со дня закладки к этому времени прошло ровно 20 лет — и еще 9 дней…

Подводные лодки проекта «Ясень»

Вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин и заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов на церемонии закладки атомных подводных лодок четвертого поколения на предприятии ОАО «ПО Севмаш» в Северодвинске. Фото: / РИА Новости


Семья из семи «Ясеней»


24 июля 2009 года, когда до спуска «Северодвинска» на воду оставался еще год без малого, на том же предприятии — «Севмаше» — заложили следующую подлодку того же класса, «Казань». Точнее, почти того же: за прошедшие с момента закладки первого «Ясеня» 16 лет проект существенно модернизировали. Так что и «Казань», и следующие за ней субмарины считаются построенными по проекту 08851, он же «Ясень-М».

Существенных различий в конструкции между «Северодвинском» и его фактическими систер-шипами проекта 08851 нет. Специалисты упоминают разве что оптимизированные обводы лодок модернизированного проекта, которые должны положительно сказаться и на скорости, и на шумности. Зато в оборудовании отличий более чем достаточно! Ведь если даже на «Северодвинске» некоторые заложенные в проект виды оборудования к моменту их реальной установки заменили более современными, то что же говорить о «Казани» и других лодках.

Первое и самое главное различие между лодками проектов 885 и 08851 — это элементная база. В «начинке» первого «Ясеня», что закономерно для лодки, спроектированной на закате СССР, было множество агрегатов, механизмов и приборов, которые производились на предприятиях братских советских республик. Полностью отказаться от выпущенных фактически в иностранных государствах элементов к моменту оборудования первой лодки так и не удалось, хотя уже многое было заменено российскими комплектующими и агрегатами. А вот на «Казани» российское все — как говорится, от первой заклепки до последнего проводка. И не просто российское, а доведенное, модернизированное или спроектированное за последние 10–15 лет. Не случайно же в открытых источниках можно найти множество сведений о «Северодвинске», причем зачастую появившихся раньше, чем сама лодка покинула стапельный цех. А вот о «Казани» и других — почти ничего.

Между тем на сегодняшний день в семье «Ясеней» уже числятся пять субмарин. Помимо первого «Северодвинска» и головной «Казани» это подлодки «Новосибирск», «Красноярск» и «Архангельск».

«Новосибирск», которому присвоен бортовой номер К-573, заложен на «Севмаше» через четыре года после «Казани»: 26 июля 2013 года. По прогнозам, он должен быть принят на вооружение не позднее 2019 года, а некоторые оптимистично настроенные эксперты считают, что и раньше, возможно, уже в 2017-м.

К-571 «Красноярск» заложили на североморской верфи через год после «Новосибирска», 24 июля 2014 года. А меньше чем через год, 19 марта 2015-го, там же был заложен и «Архангельск». Обе эти лодки должны вступить в строй не позднее 2020 года — тогда же, когда и еще две подводные лодки проекта «Ясень», которые планируется заложить до конца нынешнего года. Закладка последней, седьмой лодки проекта, по словам генерального директора «Севмаша» Михаила Будниченко, запланирована на 2016-й, а вступление в строй — на 2023 год.

Семь подводных лодок проектов «Ясень» и «Ясень-М» должны обойтись российскому бюджету в общей сложности в 258 млрд рублей. Самыми дорогими, как это обычно и бывает с новыми проектами, оказались головные лодки — «Северодвинск» и «Казань»: каждая из них обошлась в 47 млрд рублей. Остальные пять лодок стоят меньше — всего по 32,8 млрд рублей каждая. Впрочем, на фоне общей суммы ассигнований на строительство новых боевых кораблей для российского ВМФ, которая должна быть выделена до 2020 года — а это 4 триллиона рублей! — такая цена не выглядит слишком уж высокой. Тем более что новых атомных многоцелевых субмарин наш флот не получал очень давно — с 2001 года, когда вступила в строй подлодка К-335 «Гепард» проекта 971 «Щука-Б».

Подводные лодки проекта «Ясень»

Подводная лодка «Казань», на которой испытывался прототип ГАК «Иртыш-Амфора» г. Северодвинск. Фото:pilot.strizhi.info
Атомарина, каких в России еще не было

Что же представляют собой подводные лодки проекта «Ясень» (вместе с «Ясень-М») с точки зрения конструкции, оборудования и вооружения? И в чем выражается их принадлежность не к хорошо зарекомендовавшему себя третьему поколению субмарин, а к новому, четвертому?

Начать следует с конструкции. Подводные лодки проекта «Ясень» — полуторакорпусные, то есть легкий внешний корпус охватывает внутренний прочный не полностью, а лишь частично: сферический — в носовой части, легкая надстройка — в центре, в районе ограждения рубки и начиная от ракетных шахт к корме. Это абсолютное новаторство для отечественных атомных подводных лодок, которые всегда были двухкорпусными. Пойти на столь радикальный шаг конструкторов вынудили требования военных сделать лодку как можно менее шумной, а значит, как можно более незаметной. Ведь именно внешний легкий корпус играет роль своеобразного резонатора для всех шумов, которые может издавать подлодка.

Прочный корпус лодки разделен на девять отсеков. В первом, длина которого составляет 12 м, находится центральный пост — так сказать, мозг лодки. И отсюда же проложен выход в прочную рубку, к всплывающей спасательной камере, в которой может уместиться весь экипаж «Ясеня» — 90 человек. Второй отсек длиной 9,75 м — торпедный. Такое необычное расположение торпедных аппаратов — почти в середине лодки, да еще и под углом к продольной оси — тоже никогда ранее не применялось на отечественных многоцелевых атомных подлодках. Как правило, торпедные аппараты располагаются в носовой части — но на «Ясене» вся она занята антенной гидроакустического комплекса. Третий отсек длиной 5,25 м занимают общекорабельные приборы и механизмы, четвертый, 9-метровый, отведен под медицинские и жилые помещения.

Что примечательно, на второй, третий и четвертый отсеки приходится почти половина общей длины прочного корпуса, и при этом именно здесь практически отсутствует легкий корпус — не считая надстройки. А вот дальше, начиная с пятого, ракетного отсека длиной 12,75 м, лодка становится классической двухкорпусной, при этом прочный корпус резко уменьшается в диаметре. Шестой отсек длиной 10,5 м — реакторный, седьмой и восьмой, имеющие длину по 12 м, — соответственно турбинный и вспомогательный.

Ракеты, торпеды и ракето-торпеды


Но сама по себе лодка без вооружения и систем управления — всего лишь металлический корпус, пусть и созданный с учетом самых современных требований. Настоящим боевым кораблем субмарина становится тогда, когда на нее устанавливают все оборудование, предназначенное для ведения боевых действий.

И с этой точки зрения подлодки проекта «Ясень» обладают удивительно мощным снаряжением! Начать следует, пожалуй, с восьми ракетных шахт, крышки которых расположены позади ограждения рубки. В них располагаются транспортно-пусковые контейнеры крылатых ракет оперативно-тактического комплекса «Оникс» — основное оружие подлодок проектов 885 и 08851. В каждой шахте умещается по четыре контейнера с крылатыми ракетами, так что общий боезапас лодки составляет 32 ракеты. Причем на месте «Оникса» при необходимости можно установить стратегические крылатые ракеты большой дальности Х-101 (или Х-102, если ракета имеет ядерную боеголовку).

Кроме того, в штатное вооружение подлодок проекта «Ясень» входят комплекс ракетного оружия «Калибр», в составе которого находятся противокорабельные крылатые ракеты, крылатые ракеты для поражения наземных целей и противолодочные ракеты. Все эти элементы могут выстреливаться из торпедных аппаратов лодки или из транспортно-пусковых контейнеров в пусковых шахтах.

Наконец, не стоит забывать и о традиционном вооружении подлодок — торпедах. На субмаринах проекта «Ясень» используются специально созданные для них универсальные глубоководные самонаводящиеся торпеды УГСТ: их боезапас составляет 30 штук. Причем все торпеды традиционного калибра 533 мм: от применения на лодках этого проекта более тяжелых торпед калибра 650 мм отказались уже в процессе постройки «Северодвинска», хотя в эскизном проекте лодки они еще присутствовали.

Подводные лодки проекта «Ясень»

Закладка головного корабля «Северодвинск». Фото: militariorgucoz.ru
Очень тихая подлодка с очень острым слухом

Отдельного упоминания заслуживает гидроакустический комплекс подводных лодок проекта «Ясень» — глаза и уши этих многоцелевых субмарин. Именно для основного элемента комплекса — сферической антенны «Амфора» — конструкторы и пожертвовали классическим размещением торпед в носовом отсеке. Причем впервые в истории отечественных подводных сил вся обработка гидроакустической информации ведется исключительно программными средствами. Для этого, в частности, используется цифровая библиотека акустических данных «Аякс-М». Ее именем иногда ошибочно именуют и весь гидроакустический комплекс, хотя в действительности он носит более сложное наименование «Иртыш-Амфора-Ясень», поскольку в таком виде предназначается именно для подлодок проектов 885 и 08851.

Несмотря на то что подобные технические и программные решения, давно уже использующиеся за рубежом, были для российских конструкторов новинкой, характеристики и боевые возможности отечественных разработок нисколько не уступают иностранным аналогам. Причем эта оценка дается не только и не столько российскими экспертами, но в первую очередь их зарубежными коллегами. Именно они первыми забили тревогу по поводу появления в составе российского ВМФ подлодки «Северодвинск». Ведь гидроакустический комплекс субмарин проекта «Ясень» позволяет этим лодкам обнаруживать противника раньше, чем это сделает он. Причем, как считают зарубежные эксперты, такому заблаговременному обнаружению с помощью комплекса «Иртыш-Амфора-Ясень» подлежат и ближайшие конкуренты отечественных субмарин четвертого поколения — американские «Си Вулф» и «Вирджиния».

Но не только способность «слышать» противника пугает иностранных специалистов и моряков. Не меньше их нервирует и существенно более низкая, чем у прежних отечественных подлодок, шумность субмарин проекта «Ясень». На то, чтобы добиться настолько низкой шумности лодки, были направлены отдельные усилия — и они увенчались успехом. Так, главная энергетическая установка лодки — реактор КТП-6-185СП с водо-водяной паропроизводящей установкой КТП-6-85 — представляет собой единый корпус, в котором смонтированы реактор и его первый контур охлаждения. За счет этого решения удалось избавиться от паропроводов большого диаметра и циркуляционных насосов, которые и дают существенную часть шумов современных атомных субмарин. Правда, это, к сожалению, не касается первой лодки — «Северодвинска»: для него новый интегральный реактор произвести не успели и установили обкатанный на субмаринах третьего поколения ВМ-11, который отличается гораздо большей шумностью.

О том, что снизить шумность подлодки удалось за счет полуторакорпусной конструкции, мы уже говорили. Кроме того, на подлодках проекта «Ясень» применяется активная система гашения шумов, которой оборудованы фундаменты всех критических узлов, а на смену традиционным резинокордовым амортизаторам устройств и механизмов пришли гораздо более эффективные спирально-тросовые, негорючие. На снижение шумности подлодок проекта «Ясень» работает и их главный движитель — семилопастной гребной винт особой конструкции.

Непереводимый Yasen


Одним словом, даже с учетом того, что от начала проектирования первой подлодки четвертого поколения типа «Ясень» до вступления ее в строй прошло три с лишним десятка лет, эти субмарины сегодня вполне соответствуют современным задачам и вызовам. Тем более что шесть из семи подлодок проекта будут построены по его модернизированному варианту, который предусматривает использование куда более современных механизмов и оборудования, чем первоначальный. Как считают и российские, и зарубежные эксперты, как минимум до середины XXI века субмарины проекта «Ясень» будут способны выполнить все поставленные перед ними задачи. А к тому времени — и надеяться на это есть все основания — на вооружение российского ВМФ уже поступят подлодки пятого поколения, к которому, кстати, иностранные специалисты поначалу относили и «Ясени»: очень уж необычными по идее и исполнению оказались эти новые российские подлодки.

Кстати, примечательный факт, косвенно свидетельствующий о действительном отношении иностранных военных к проекту «Ясень». Из всех принятых на вооружение советского и российского ВМФ подлодок только эти в классификации НАТО обозначаются тем же именем — Yasen (иногда по головной лодке проекта — Severodvinsk). Формальное объяснение простое: дескать, к концу 80-х все 25 букв латинского алфавита, которыми традиционно обозначались в Североатлантическом альянсе советские подлодки, закончились. Что, правда, не помешало дважды использовать, например, букву «Т»: в слове Typhoon — для обозначения подводных ракетоносцев проекта 941 «Акула», и в слове Tango — для обозначения субмарин проекта 641 «Сом». Но, видимо, «Ясени» оказались настолько прорывными подлодками, что на Западе решили оставить за ними их собственное имя — и совершенно справедливо. Российская подлодка четвертого поколения оказалась во всех смыслах непереводимой.

Вас заинтересует

  • «Севмаш
  • Северный монстр: самая бесшумная российская подлодка выходит на охоту
  • Несколько модернизированных атомных подлодок будут заложены в 2015 г. на «Севмаше
  • Подводные лодки ВМФ России
  • ВМФ России готов принять новейшую подводную лодку



  • Категория: Военная политика / new|Просмотров: 2 216 | Добавил: Морпех | Дата: 6-08-2015, 12:58 | | | Дополнить статью!
    Рейтинг:

    23446   6 августа 2015 14:57
    Нам нужны субмарины четвертого поколения!

    Markush   6 августа 2015 14:57
    Лучше меньше болтовни. а больше подлодок!!!

    WilliamRew   6 августа 2015 14:57
    примерно через 3-4 года, увидите сами! как пойдут массовые поступления во флот.и подводные и надводные корабли.... просто нужно подождать - чуть чуть!!!

    Aubreybot   6 августа 2015 14:57
    Не все так просто, друзья. Головной уже ремонт требуется

    AlenkaFek   6 августа 2015 14:57
    Дай да Бог!Ко всему нужно ещё и морскую авиацию развивать.

    Pokerim   6 августа 2015 14:57
    Цитата: андрей юрьевич

    lunykkrfy   6 августа 2015 14:57
    Цитата: злой партизан

    Sawotthalconcone   6 августа 2015 14:57
    Цитата: saturn.mmm

    ato4kaJet   6 августа 2015 14:57
    Цитата: злой партизан

    ASnwebgach   6 августа 2015 14:57
    У Ясеней есть несколько минусов:1 - универсальные лодки типа 885 одинаково непригодны для выполнения любых задач.2 - они слишком дороги для серийного производства. А единицы лодок в войнах ничего не решают вообще.Правда и у американцев дела швах. Вот только сегодня признали аварийными 3 последние лодки 783-785. У всех неисправности в ядерных силовых установках. Даже у 783, которая только-только вышла из капитального ремонта. Все лодки I серии также имеют ограничения. Ограничение имеет и первая лодка II серии. Так что в США тоже не всё так хорошо. А 783-785 признали ограниченно годными к эксплуатации.

    barmaley   6 августа 2015 14:57
    Цитата: Denis_469

    Oleg   6 августа 2015 14:57
    Ты читать умеешь? Я-же написал для серийного производства. То есть при необходимости наклепать штук 100-300 в серии. Вот ты написал, что стоимость 1 лодки 30 млрд руб. А сколько будут стоить 100 таких лодок? Правильно - 3 триллиона рублей. Это сумасшедшие деньги.

    Cергей   6 августа 2015 14:57
    Цитата: Denis_469

    210688   6 августа 2015 14:57
    В современной войне и одна оставшаяся в живых лодка может нанести непоправимый ущерб противнику. Я склоняюсь к мысли что лучше иметь несколько уникальных лодок чем флотилию обычных.

    Butacbola   6 августа 2015 14:57
    1 лодка, пусть даже вындервафля, не в состоянии нанести неприемлемый ущерб противнику. Если это не пларб с ядерными баллистическими ракетами. 1 лодка - это можно сказать, что ноль. Она может сделать много, но в размере войны не может сделать ничего в одиночку.

    ChesterKa   6 августа 2015 14:57
    У "Казани" на фото раздута носовая часть как на АПЛ пр. 670М. Кроме того рули на рубке. Мало похожа на проект 885

    скаред   6 августа 2015 14:57
    Цитата: qwert

    Kloinsags   6 августа 2015 14:57
    КС-403"Казань"

    Michaelbor   6 августа 2015 14:57
    это "старая" Казань (проект Аксон)- переделка 667а пр.в стенд для испытаний гидроакустических комплексов, в настоящее время утилизирована на Северодвинской "Звёздочке"

    lexa77   6 августа 2015 14:57
    Еще была одна опытовая неожиданных обводов лодка - "Груша". Там тоже испытания проводились

    MarkTristal   6 августа 2015 14:57
    И в чем выражается их принадлежность не к хорошо зарекомендовавшему себя третьему поколению субмарин, а к новому, четвертому?Интересно а в чем "плохо себя зарекомендовало " 3 поколение, или так для красного словца вставил автор фразу?

    RamaBulis   6 августа 2015 14:57
    Цитата: котэ119

    DonaldMask   6 августа 2015 14:57
    акустика испытывалась на 2 поколении (Аксон -"Казань"), а в своём посте который вы процитировали выразил недоумение по поводу высказывания автора про "не удачное третье поколение", как то так.

    SaiteDupamime   6 августа 2015 14:57
    Цитата: котэ119

    gevorg1999   6 августа 2015 14:57
    Вот прочитал статью и все бы хорошо, но Ясень то у нас один! Когда уже подобные проекты будут спускать на воду - не 1 в 30 лет, а 1 в 3 года? И вот от этого становится грустно...

    DouglasPt   6 августа 2015 14:57
    Цитата: Kibalchish

    Andypat   6 августа 2015 14:57
    Цитата: gjv

    marisskkaya   6 августа 2015 14:57
    Французы вернули нам миллиард евро. Как раз ещё на одну лодку хватит. Всё пользы больше.

    horepozaseh15   6 августа 2015 14:57
    Цитата: Cap.Morgan

    WilliamMub   6 августа 2015 14:57
    а зачем нам много подводных лодок. Подводная лодка это оружие гарантированного ответного карательного удара. Прмерно 300 амеровских городов мы с Китаем разрушим в ответку, а за чем больше ,мы не Манагеры. А против АУГ лодки безполезны, достать АУГ у берегов антарктиды мы не сможем.

    Логин:
    Пароль:
    Регистрация
    Забыли пароль?


     
    Журналы
    Журнал оружие
    Самодельные jружия
    Свежие новости
    Виды оружея
    Самодельое оружие

    Самодельные пистолеты пулеметы |Дизайн by Devil_Лайка and Vangan|Vangan media © 2009-2020 Sokduerweapons

    » » » Подводные лодки проекта «Ясень