25 лет назад в том же Светлом обрушилась казарма артиллеристов
Вам ничто не напоминает опубликованный нами снимок? Конечно, напоминает, скажете вы. Да ещё как, один к одному. Точно такая же четырёхэтажная казарма с точно так же вывалившейся посередине секцией, что и обрушившаяся 12 июля казарма омских десантников, под развалинами которой погибли 24 новобранца.
И это не единственное совпадение. На воспроизводимой фотографии, что была опубликована в «Красной звезде» 24 марта 1990 года, вы видите обрушившуюся за полгода до съёмки казарму артиллерийского полка всё из того же военного городка в посёлке Светлом под Омском, где произошла трагедия с десантниками.
К счастью, из артиллеристов тогда, в 1989-м, никто не пострадал: казарму не успели заселить после ремонта. А вот десантники, как вы знаете, вселились. И как сейчас утверждают, преждевременно. За что их командира полковника Олега Пономарёва, который в декабре не дал своим солдатам замёрзнуть в палатках на сибирском морозе и основную массу подчинённых уберёг от пневмонии, объявили подозреваемым, поставив на одну доску с теми, по ком тюрьма действительно плачет.
Можно подумать, что злой рок преследует это гиблое место. Но мистика, понятно, тут ни при чём. Виной всему пресловутый человеческий фактор: низкий уровень профессионализма строителей, а у подавляющего большинства и полное отсутствие каких бы то ни было рабочих навыков, низкая технологическая и трудовая дисциплина, воровство, коррупция. И безбрежная безответственность снизу доверху.
Если спросить по большому счёту: что же это за ремонт, если после него всё рушится? Казарма десантников пусть 40 лет, но простояла. А вот артиллерийская, хотя и построенная шестью годами позже, рухнула через восемь лет после сдачи в эксплуатацию.
Причина многих наших бед – в пресловутом человеческом факторе: отсутствии должного профессионализма, низкой технологической и трудовой дисциплине, воровстве, коррупции и в безбрежной безответственности на всех уровнях
Недостатка в экспертах после омской трагедии наши СМИ не испытывали. Один из них пришёл, казалось бы, к невероятному выводу. Из-за чрезмерного скопления людей (в часть на принятие присяги молодыми десантниками съехалось много родственников) в конструкции здания произошли колебания. Внешне незаметные подвижки продолжались и после отъезда гостей, пока раскачавшаяся казарма не выдержала и рухнула.
Вот так мы строим, так ремонтируем. А главное – так осуществляем контроль, так спрашиваем. Невольно вспоминается заданный однажды главой государства вопрос: «А где посадки?» Вопрос, обращённый к тем, кто обязан сажать…
Выходит, если хочешь, чтобы твой сын целым и невредимым вернулся из армии, воздержись от поездки к нему на принятие присяги?
В советское время разрешение на опубликование информации о происшествиях, подобных омскому, а уж тем более связанных с гибелью людей, даже «Красной звезде» приходилось пробивать на самом верху. И всё-таки вопреки цензорским препонам такие публикации появлялись. Правда, основная масса ЧП, активно утаиваемых на местах, оставалась «безвестной». Но если уж что попадало на газетную страницу, то…
Обнародования в печати тогда страшились по-настоящему. Мало того, что можно было лишиться должности, партбилета, так и правоохранительные органы в этих случаях при расследовании относились к делу куда как более взыскательно. Да и заинтересованные лица не решались открыто воздействовать на следствие. И потому рубрика «Меры приняты» в газете присутствовала постоянно.
18 июля 1997 года «Красная звезда», например, в очередной раз сообщила, что накануне в Томском высшем военном командном училище связи обрушилась казарма. Погибли 12 курсантов, 40 получили травмы.
Иные наши начальники, если не многие, страдают такой весьма распространённой болезнью, как самомнение. Они полагают, будто одной только занимаемой ими должности достаточно, чтобы считать себя профессионалом во всём, с чем приходится соприкасаться по службе. А следовательно, и принимать любые решения, не снисходя до консультаций со специалистами, а то и вообще не считаясь с их мнением.
Вот так же волевым решением заместитель начальника Томского училища связи по МТО распорядился для утепления казармы провести дополнительную засыпку чердачных перекрытий шлаком. В результате, как показала экспертиза, балки, несущий каменный столб были перегружены вдвое. А если учесть, что здание дореволюционной постройки и капитально ремонтировалось больше 40 лет назад, то неудивительно, что крыша рухнула.
Суд вынес приговор – два года лишения свободы. Правда, приговорённому повезло: он попал под амнистию.
Заметьте, и в Томске, и почти 20 лет спустя в Омске обрушение зданий произошло из-за превышения нагрузки перекрытий на несущие конструкции. Но если в Томске к этому привёл безграмотный волюнтаризм заместителя начальника училища, то в Омске – непрофессионализм и коррупция.
Как заявил один из строителей, Владимир Настыченко, принимавший участие в ремонте казармы, никакого плана, схем и чертежей при проведении ремонтных работ не было: «Все указания давались на словах. Выносились стены и ставились каркасы из гипсокартона, при этом усиления им не придавали».
В одной бригаде с Настыченко трудились наркоманы и алкоголики из центра реабилитации. Эти люди не имели никакой квалификации и работали в прямом смысле слова за еду. Из остальных 40 человек лишь 5-6 имели понятие, что они делают.
Своими наблюдениями (уже не технологическими) поделился один из офицеров учебного центра ВДВ:
– Субподрядчика больше заботило, как бы больше заработать на объекте, чем провести качественный ремонт. Когда шёл ремонт, начальники строительных организаций только успевали менять машины на всё более крутые. У прораба сперва была обычная «Тойота» тысяч за 600, а потом неожиданно появилась Audi Q7 с престижными номерами стоимостью несколько миллионов рублей.
Всё сказанное вызывает много вопросов, в основном риторических, к власти, правоохранительным органам: куда вы смотрите? Вообще-то туда же, куда и мы. Да и видят, и знают они даже больше нашего. Однако уверенности в том, что не рухнет очередная казарма или что-то куда более масштабное, нынешнее положение дел не вселяет.
Вас заинтересует
Омск. День ВДВ — праздник памяти
Трагедия в Омске: свидетельства очевидца
В результате нападения боевиков на армейскую казарму в Уганде погибли 17 человек
Морпех из Славянска
Волюнтаризм рассудку вопреки