Курс казахстанского тенге на минувших выходных Банком Казахстана был зафиксирован на отметке почти в 240 тенге за доллар и 270 – за евро. При этом впервые за последние годы президент страны откровенно заявил о том, что Казахстан столкнулся с экономическим кризисом, который является секторальным и затрагивает важнейшие предприятия республики. Глава Казахстана привёл перечень основных факторов, подтолкнувших экономику РК к кризису: низкие цены на нефть (цена барреля Brent опускалась до 45 долларов WTI – до 40, демонстрируя падения в течение длительного периода времени) и металлы, ограничение доступности инвестиций, сокращение рынка сбыта для продукции казахстанских предприятий вследствие снижения спроса на эту продукцию прежде всего у соседей – России и Китая.
Нурсултан Назарбаев:
Такого у нас ещё не было. И это требует от нас совершенно иных подходов.
Глава Республики Казахстан заявил о том, что Астана не собирается, по крайней мере, в ближайшее время удерживать национальную валюту в рамках «коридора», который за последние два года отнял около 28 миллиардов долларов, не приведя к откровенно позитивным результатам. А потому Банк Казахстана и перешёл к варианту плавающего курса, что, безусловно, уже сказывается не только на самом курсе тенге, но и на ценниках.
О переходе к плавающему курсу национальной валюты Казахстана, входящего в Евразийский экономический союз, высказался и председатель правительства РК Карим Масимов. По его словам, если в текущей ситуации продолжать попытки удержания курса тенге в валютном «коридоре», то это продолжит «палить» национальные резервы.
Если верить официальной статистике, то объёмы средств в Национальном фонде Казахстана, призванном снижать зависимость бюджета от негативных последствий мировых экономических потрясений, в 2013 году превышали 75 млрд. долларов (для сравнения: в 2008 году – около 27 млрд. долларов). Но в течение двух лет средства фонда серьёзным образом таяли (минус 40%), причём шли они в основном не на инфраструктурные проекты и не на развитие промышленного сектора, а на поддержание курса национальной валюты. В принципе, Казахстан в этом отношении копировал (за редким исключением) российскую экономическую модель с «коридорным» курсом и внушительными интервенциями Центробанка.
По словам Назарбаева», «жирные годы» остались позади, и страна должна переходить к пониманию того, что «нужно жить по средствам». Первыми последствия такого заявления, как и последствия перехода на плавающий курс национальной валюты, как и в России, почувствовали представители малого и среднего бизнеса. Казахстанские банки в срочном порядке пересматривают кредитную политику, и этот пересмотр выливается в повышении кредитных ставок и снижении объёмов выдачи кредитов, что наносит удар по темпам роста экономики. Если в прошлом году рост был зафиксирован на весьма неплохой отметке в 4,3%, и если по первоначальным прогнозам на 2015 год рост должен был составить более 2%, то теперь прогнозы приходится пересматривать, что называется, в режиме реального времени – буквально «на коленке».
Недовольство «несбывающимися» прогнозами выразил Нурсултан Назарбаев, заявив о том, что методику прогнозирования необходимо совершенствовать, производя мониторинг внешней и внутренней ситуации. Назарбаев отметил, что работа государственных институтов по социально-экономическому развитию, а также реализации пяти институциональных реформ и важнейших задач программы "Н
Вас заинтересует
Нижний брейк глобальной экономики
В ЕАЭС объявили о включении в союз Киргизии
Оружие армии Казахстана
Киев кинул ещё и гривну
Спасибо, Казахстан!