Вот
mywarships.ru. Сводки с экономических фронтов пугают среднестатического гражданина и одновременно радуют лиц, зарабатывающих на спекуляциях. Август в очередной раз доказал, что он является месяцем для России постсоветского образца тяжёлым, и в текущем году, как зима после осени, снова «нагрянул неожиданно». Баррель нефти Brent провалился до отметки в $46, WTI просел и вовсе ниже $41. Вслед за баррелем вполне традиционно отправился падать и российский рубль, «догоняя» уже рекорды начала года: под 68 за доллар, выше 75 – за евро. Ценники в магазинах снова начали обновляться.
Экономической сумятицы добавил, как известно, Китай своим снижением почти на 2% (для китайской экономики последних лет это более чем существенный показатель девальвации) национальной валюты – юаня.
Державшийся несколько недель в режиме курсового коридора казахстанский тенге тоже пошёл вниз, причём примечательно, что это движение обнаружилось всего через месяц с небольшим, после того как глава финансового регулятора Республики Казахстан Кайрат Келимбетов клятвенно заверял руководство страны и граждан, что курс доллара до середины осени не превысит отметку в 190 тенге. А по официальному курсу на 20 августа казахстанская валюта провалилась к 200 тенге за доллар.
Проседание рубля внесло нервозность на российский рынок зерновых. Как говорится, ничто не предвещало, но, тем не менее, случилось – впервые за всю историю (небольшую) проведения так называемых зерновых интервенций государство не смогло осуществить закупку зерна в интервенционный фонд. Все аукционы по пшенице и другим зерновым культурам на Московской бирже, в четверг 20 августа пришлось отменить. Об этом сообщает портал
«Вести.Финанс».
Основная причина отмены аукционов связывается экспертами с падающим более высокими, нежели это ещё несколько недель назад прогнозировалось, темпами рублём. Снижение курса рубля приводит к тому, что цены на зерно на внутреннем рынке начали расти быстрее, чем предложения средств на покупки зерна со стороны государства. Другими словами (если упрощённо): государство выделяет, к примеру, средства на закупку зерновых по цене 9 тысяч рублей за тонну пшеницы, а к моменту выделения, цена подскакивает уже до 9,5 тыс. Но и при этой цене производители зерна продавать выращенные культуры не спешат, так как ожидают очередного скачка цен – зерновые придерживают. Учитывая то, что министерство сельского хозяйство объявило о закупке до конца года 2 млн.тонн зерна в зерновой фонд, разница в суммах предложения и покупки достигает огромных значений.
В итоге в очередной раз складывается парадоксальная ситуация: российские аграрии идут на рекорды по урожайности и сбору пшеницы, но экономисты снова говорят: ждите проблем – внутренние цены на хлеб обязательно взлетят, ведь продавать зерно за рубеж производителям становится очень и очень выгодно, продавать нам с вами – гражданам РФ - нет. Мало того, переработчики зерновых внутри страны готовы предлагать производителя лучшую цену, нежели им предлагает государство, а уж сколько такие переработчики потом готовы накрутить на покупке – одному богу и самим (переработчикам и посредникам) известно. В общем, ситуация, которая возникала неоднократно – «закрома Родины» полны, но зерно в этих закромах может просто сгнить, потому что производитель так и не дождётся подходящего ему ценового предложения – себя снова проявляет. Август…
Кстати, о зерне и о Казахстане. Те зерновые, ценовое предложение по которым не устраивало и не устраивает российских производителей, эти самые производители начали активно реализовывать Казахстану. Благо, Казахстан – в Таможенном союзе вместе с РФ. Можно удивиться: как же так, ведь Казахстан сам является крупным производителем пшеницы? В одном только прошлом году урожай зерновых в РК составил более 17 млн. тонн (13 млн. тонн из них – пшеница). Зачем же Казахстану закупать российское зерно, если он сам является крупным экспортёром.
На самом деле активная покупка зерна РК у России никаким парадоксом не является. По данным комитета статистики Казахстана, крупные объёмы собранного в 2014 году зерна Казахстаном, имели относительно низкое качество. Мало того, достаточно крепкий тенге и изрядно просевший рубль позволили России реализовать в соседнее государство сотни тысяч тонн зерна на выгодных для России условиях. Обозначенный ранее «лимит» в 0,8 млн. тонн, которые мог закупить Казахстан у РФ, как считают эксперты, в текущем году давно превышен, так как нахождение России и Казахстана в Таможенном союзе позволяет вывозить зерно «в частном порядке» - например, грузовиками, а сосчитать их, мягко говоря, крайне сложно.
Получается, что снижение курса рубля позволило продать Казахстану и через Казахстан гораздо больше запланированных объёмов зерновых, но и Казахстану такая ситуация вряд ли нравилась. Покупать бесконечно то, чего у неё тоже, мягко говоря, немало (сегодня – качество хуже, завтра – лучше) Астана не могла себе позволить. Судя по всему, именно снижение конкурентоспособности (не только в сфере сельского хозяйства) в условиях специфической динамики курсов иностранных валют и привели к тому, что тенге решили отправить в «свободное плавание». Понятно, что рост цен ожидает и казахстанских друзей, но государство просто не могло себе позволить серьёзным образом снижать уровень конкурентоспособности своих собственных производителей на фоне убытков от падения цен на «чёрное золото». Гуманизм и рыночная экономика, а и Россия, и Казахастан, в неё окунулись по полной программе, – вещи, далёкие от совместимости.
Западные «партнёры» могли бы радоваться тому, что их валюты крепки «как никогда», и что юань, рубль, тенге и многие другие – падают, а их стоят «незыблемо». Популисты, безусловно, радуются – как, к примеру, британский экономист
«Independent» Крис Блэкхёрст, заявивший, что БРИКС вообще обречён на «вымирание». Однако у адекватных экономистов на Западе поводов для буйной радости куда меньше, чем у Блэкхёрста. Во-первых, европейская экономика, которая уже который год в лучшем случае топчется на месте, в очередной раз теряет в конкурентоспособности с Китаем, слегка «придавившим» юань. Вашингтон от такого «придавливания», кстати, тоже не в восторге, ибо опять-таки конкуренция по товарном ряду… Во-вторых, падение цен на нефть вроде бы ведёт к удешевлению бензина на американских и европейских АЗС, но нынешние цены на нефть – это серьезнейшее испытание для добытчиков сланцевых углеводородов.
О сланце… При высокой себестоимости добычи сланцевой нефти отметка в 40-50 долларов за баррель – тот предел, ниже которого - череда банкротств. Если американские WBH Energy и Sabine Oil&Gas Corp. объявили о банкротстве при ценах на уровне 50 долларов за баррель, то при цене на отметке 45 долларов и ниже и другие американские компании могут начать «сворачивать удочки». Ибо невыгодно. Большинство американских «сланцевиков» остаются в игре, так как заключили среднесрочные контракты (до осени 2015 года) по средним ценам примерно в 60-65 долларов. Некоторые (правда, таких единицы) и вовсе умудрились, как сообщает Bloomberg, оформить сделки до 2017 года на условиях в 70-75 долларов за баррель (риск как для продавцов, так и для покупателей). Получается, что уже осенью добывающие сланцевые углеводороды американские компании могут достаточно бойко «валить» с рынка, успев заработать столько, сколько смогли при действовавших ценах на нефть. Для американского добывающего рынка, где работает множество мелких игроков, это вполне нормальное явление: компания успела получить прибыль, а при низких ценах на нефть – оборудование просто продаст (если покупалось, а не бралось в аренду или лизинг) или заморозит до лучших времён. Поднимутся цены – вернутся сланцевики. Это волны, которые стали реальностью на рынке углеводородов (в принципе, волны были и до открытия способов сланцевой разработки).
Кому радоваться от такого экономического ералаша? Ну точно не честным производителям, и не среднестатистическому гражданину. Как уже было отмечено – наступает очередной этап праздника на улице спекулянтов всех мастей, которые зарабатывают как на росте экономики и курсов валют, так и на их падении. Рынок, он как восток, - дело тонкое. Причём настолько тонкое, что порой перестаёшь различать, где рынок, а где откровенное надувательство и власть спекуляций. Или эти слова пора считать синонимами?..
Вас заинтересует
Распространение кризиса по ЕАЭС. Получаем, расписываемся?..
Китай подбирается к валютной корзине
Зерновое оружие России
Низкие цены на нефть хоронят шельфовые проекты и разоряют американских страховщиков
Магия и волшебство отечественной экономики. Неча на доллар пенять?..