Причиной появления нового советского тяжелого танка являлось то обстоятельство, что стоявшие на вооружении Красной Армии ИС-2, хоть и могли успешно бороться с немецкими «Тиграми» и «Пантерами», но сами служили довольно легкой мишенью для них. Все дело было в бронезащите - лобовая и бортовая броня ИСа прошивались немецкими пушками без особых усилий. Кроме того, у нашего «тяжа» были большие проблемы с надежностью - многочисленные рекламации с фронта свидетельствуют о том, что в танке ломалось все, что только могло ломаться. Измученные женщины и дети, стоящие у станков в военное время, не могли обеспечить качество производства.
Впрочем, и к вооружению ИС-2 были претензии: в первую очередь это малый боекомплект 122-мм пушки - всего-то 28 снарядов. Скорострельность в 2-3 выстрела в минуту тоже не устраивала военных - в сочетании со слабой броней это буквально обрекало «отстрелявшийся» танк на гибель.
В феврале 1944 года началось проектирование нового тяжелого танка на замену ИС-2, причем - параллельно с работами по модернизации и улучшению серийного ИСа. На опытном танке, получившем название «Кировец-1», была применена башня совершенно новой в тогдашнем танкостроении формы, а лобовые бронелисты (как верхний, так и нижний) имели сильный наклон - 60 градусов. Это делало танк неузявимым для всех танковых и противотанковых орудий Вермахта при обстреле в лоб корпуса с дистанции более 1 000 метров. Башня же, хоть и пробивалась 88-мм немецкими орудиями, но имела свойство очень часто отправлять снаряды в рикошет.
Танк собрались было уже запускать в серию, на замену производящемуся ИС—2, но тут «конкурирующий» Опытный завод предложил свой вариант модернизации танка - «объект 703». У него сразу бросалась в глаза необычная форма носовой части корпуса - получивший у конструкторов название «нос с горбинкой», а в последствии - «щучий нос». Такое конструктивное решение не только очень сильно увеличивало бронестойкость, но и снижало массу бронекорпуса.
В результате, было принято решение о создании конструкции, сочетавшей в себе сильные решения обоих проектов.
К 20 марта 1945 года для проведения Государственных испытаний было изготовлено 5 опытных образцов танка. В докладе Сталину о новом танке, Берия обозначил название машины как «Маршал Сталин». Впрочем, это название танку так и не было присвоено - он получил обозначение ИС-3.
По результатам гос.испытаний, тяжелый танк ИС-3 был принят в серию. К окончанию войны танк не успел - к 21 мая 1945 года были изготовлены только 29 единиц, из которых лишь 17 машин прошли заводскую обкатку.
Производственная «жизнь» у ИС-3 также была короткой - последний экземпляр покинул заводской цех спустя всего лишь год с начала производства, в середине 1946 года. Всего было изготовлено 2305 серийных ИС-3.
Как только танк начал поступать в строевые части - обратно на завод пошел вал рекламаций. Претензий у военных было столько много, и они были столь серьезными, что эксплуатацию машины пришлось прекратить в мае 1946 года. В военное время вопрос выработки моторесурса не стоял - танк на войне долго не жил. В мирный же период к боевым машинам предъявлялись совершенно другие требования по надежности. А кроме того, вылезли конструктивные недостатки ИС-3, которые также требовали устранения. В результате, начались масштабные работы по доработке танка. Причем, объем этих работ был таким, что Челябинский Кировский Завод был загружен работой вплоть до 1953 года! В конце пятидесятых годов ИС подвергся очередной модернизации, с целью подтянуть его уровень до современных боевых танков. Модернизированные машины получили индекс ИС-3М.
Единственным фактом боевого применения ИС-3 в войсках Советского Союза являются события в Будапеште в 1956 году. А кроме этого, ИСы смогли повоевать в «шестидневной войне» - арабо-израильском конфликте 1967 года. По его итогам, египетская армия потеряла 73 танка ИС-3 и ИС-3М, причем больше половины из них были брошены своими экипажами.
Также интересен факт «боевого применения» ИС-3 в текущем конфликте на Украине. В ходе вооружённого конфликта на востоке Украины в 2014 году танк ИС-3, стоявший в виде памятника в городе Константиновка, был приведён повстанцами ДНР в рабочее состояние и сведён с постамента. По сообщениям самих повстанцев, 30 июня 2014 года танк впервые был применён в бою под Ульяновкой. По некоторым сообщениям, снятый с постамента ИС-3 был «модернизирован» повстанцами: на него были установлены два пулемёта, НСВ и ДШК. В июле оставленный повстанцами танк был обнаружен украинской армией после установления контроля над Константиновкой. Планируется демилитаризовать его и вернуть на постамент. Сейчас находится в Киеве возле Национального военно-исторического музея.
В СССР танки ИС-3М официально стояли на вооружении до середины восьмидесятых годов. После списания, немало машин по всей стране заняли места памятников. И один из них - ИС-3М в Таганроге, который мне удалось изучить.
Давайте взглянем на этот экземпляр в деталях.
Танк ИС-3 во всей своей красе. Боевая масса 46 тонн, экипаж 4 человека, длина с пушкой - без малого 10 метров!
Носовая часть корпуса. В ней располагается отделение управления. В крыше корпуса виден люк механика-водителя.
На лобовых бронелистах устанавливались буксирные крюки с пружинными защелками (на памятнике защелок нет, только кронштейны под них), а также укладка запасных траков.
Кольцо турельной установки 12.7-мм зенитного пулемета ДШК образца 1938 года. На памятнике его нет, к сожалению.
Вооружение танка - 122-мм пушка. Там же, в маске орудия, располагается спаренный с ней пулемет ДТМ калибра 7.62 мм.
Кормовой бронелист выполнен откидывающимся и имеет два круглых люка для осмотра трансмиссионного отделения.
Между люками должен быть кронштейн для фиксации ствола пушки в походном положении (когда башня разворачивалась стволом назад), но на этом памятнике его тоже нет.
Видны кронштейны крепления двухсотлитровых кормовых топливных бочек. Эти бочки не подключались к топливной системе танка.
Монолитная башня с многочисленными поручнями.
Передний съемный лист башни. Является еще и крышкой люка установки пушки.
Кормовая часть башни и крыша моторного отделения танка.
Люк наблюдения командира танка. Смотровые приборы сняты.
Дульный тормоз 122-мм пушки Д-25Т. Наибольшая дальность стрельбы орудия - 5 000 метров!
Крышка моторного отсека. На танк устанавливался 12-цилиндровый дизельный двигатель В-11 мощностью 520 л.с.
Дополнительные наружные топливные баки. Могли быть сброшены без выхода экипажа из танка, с помощью механических приспособлений.
Ходовая часть танка. В целом - идентична ходовой ИС-2.
Опорный каток. Сдвоенный, диаметром 550 мм.
Ведущее колесо заднего расположения, со съемными зубчатыми венцами.
Ну и по традиции - несколько общих видов напоследок.
На этом все, спасибо что смотрели, пишите свои впечатления в комментариях!
Вас заинтересует
Российская Т-14 "Армата" и "секретный" советский танк Объект 490А: подробности
В ЛНР восстановили и отправили на фронт Т-34
Танк из болота
Бронегофр
Американский опытный танк XM803 (1971 год)