В Сирии курды населяют северные и северо-восточные районы страны. На курдском языке место проживания курдов на территории Сирии называется «Рожава» — «Запад», поскольку Сирийский Курдистан занимает западную часть курдских земель. Кроме курдов на территории Сирийского Курдистана проживают ассирийцы, армяне, арабы и туркоманы — сирийские туркмены. Большинство сирийских курдов является мусульманами — суннитами, но в Рожаве проживает и некоторое количество курдов — езидов — последователей древнейшей курдской национальной религии — езидизма. Длительное время сирийское правительство осуществляло политику национальной дискриминации курдского населения, стремясь по максимуму ассимилировать курдов, растворив их в арабском большинстве, или вытеснить за пределы сирийского государства. Около 300 тысяч курдов в Сирии не имели гражданства страны, что сказывалось на их социальном и экономическом положении. Однако, в отличие от Турции и Ирака, Сирия до недавнего времени все же не была местом серьезного противостояния между курдским национальным меньшинством и правительственными силами. Периодически происходили массовые беспорядки и антиарабские выступления, но они носили локальный характер и достаточно оперативно пресекались сирийскими правительственными войсками. Ситуация стала меняться после начала гражданской войны в Сирии.
Первоначально сирийские курды находились в оппозиции правительству Башара Асада. В 2012 г. произошли значительные столкновения между курдскими формированиями и правительственными войсками. Их причиной стало фактическое провозглашение суверенитета Сирийского Курдистана, когда 12 июля 2012 г. в Эрбиле был создан Высший курдский совет, в состав которого вошли представители двух крупнейших политических сил Сирийского Курдистана — Демократического Союза и Курдского национального совета. Однако, после того, как в оппозиционном движении окончательно возобладали экстремистские настроения и главным оппонентом Асада стало «Исламское государство», ведущее боевые действия против курдов в Ираке, сирийские курды фактически перестали вступать в конфронтацию с правительственными войсками Сирии и обратили все свои усилия на сопротивление продвижению войск «Исламского государства». Курды Сирии, а заодно и представители других национальных меньшинств, проживающих в Рожаве, прекрасно понимают, что в случае победы ИГ в регионе будет установлен жесткий теократический режим. Поскольку с 2011 г. северо-восточная часть Сирии находится под контролем Демократического союза Курдистана, именно курды стали основой сопротивления продвижению «Исламского государства» в Северной Сирии. Фактически территория Рожавы в настоящее время контролируется курдскими вооруженными формированиями, подконтрольными Демократическому союзу Курдистана, играющему ключевую роль в национальном движении сирийских курдов. Демократический союз Курдистана тесно связан с Рабочей партией Курдистана (РПК) — крупнейшей и известнейшей в мире организацией курдского национального сопротивления, лидер которой Абдулла Оджалан уже очень долгое время находится в турецкой тюрьме, где отбывает пожизненный срок заключения. По сути, Демократический союз Курдистана находится на тех же идеологических позициях, что и Рабочая партия Курдистана, только объединяет курдов, проживающих не в Турции, а в Сирии. Он заявляет о себе не как о «партии власти», а как об организующей силе, призванной направить созидательную энергию народов Сирийского Курдистана в русло самоорганизации и политического самоопределения.
Идеи товарища АпоИстория Рабочей партии Курдистана началась в 1978 г., когда в деревне Фис в Турецком Курдистане состоялся учредительный съезд организации, созданной 29-летним курдским революционером Абдуллой Оджаланом — «товарищем Апо». На протяжении нескольких десятилетий Рабочая партия Курдистана остается наиболее активной курдской организацией на территории Турции. США, Турция и ряд других государств до сих пор относят РПК к террористическим организациям, хотя по сути дела партия является классической национально-освободительной организацией социалистического толка. У руководства США вызывает большое раздражение социалистическая риторика Рабочей партии Курдистана, декларируемые партией антиимпериалистические и антикапиталистические лозунги. Для Турции наибольшую угрозу представляет стремление партии добиться реализации права турецких курдов на самоопределение. Первоначально Рабочая партия Курдистана придерживалась марксистско-ленинской идеологии, однако впоследствии идейные взгляды Оджалана претерпели значительную трансформацию. После того, как Абдулла Оджалан ознакомился, находясь в заключении, с работами ряда исторических и современных деятелей анархо-синдикализма и анархизма, его политическая концепция приняла черты антиавторитарного социализма. Наибольшее влияние на идеи Оджалана оказала концепция американского социального эколога Мюррея Букчина (1921-2006). Выходец из семьи российских евреев — эмигрантов, Мюррей Букчин выдвинул концепцию либертарного муниципализма, основанную на признании необходимости децентрализации и самоуправления. За два года до смерти Букчина Оджалан вступил с ним в переписку и под влиянием идей американского философа сформулировал доктрину «демократического конфедерализма». С этого времени главными врагами свободного развития человечества Оджалан провозглашает национальные государства, империализм и капитализм. Как пишет Оджалан, «главная цель господствующей идеологии капиталистического модернити — это стереть исторические и социальные факты, касающиеся самой его концепции и сущности. Именно поэтому капиталистические экономические и общественные формы не являются общественной и исторической необходимостью — это конструкт, сформированный в результате достаточно сложного процесса» (Оджалан А. Капитализм — это система, основанная на отрицании любви // http://hevale.nihilist.li/2015/08/otritsanii-lyubvi).
Распространение леворадикальных взглядов Оджалана в консервативной курдской среде стало одним из наиболее удивительных феноменов современного Ближнего Востока. Идеи самоорганизации и самоуправления, равенства мужчин и женщин, интернационализма, веротерпимости получили большую популярность среди курдского населения Рожавы. Стоит ли говорить, что эти взгляды являют собой полную противоположность той модели общественно-политического устройства, которая утверждается на ближневосточных землях «Исламским государством». В соответствии с идеями Оджалана, национальное государство представляет собой зло для людей, а лучшей формой политического устройства общества является децентрализованная федерация самоуправляющихся общин, организованных по территориальному принципу. На территории курдских районов Сирии была создана система TEV-DEM — «Движение за демократическое общество» (Tevgera Civaka Demokrat
Вас заинтересует
Курды, чьи вы будете?
Трагедия в Анкаре. Кто взрывает Турцию?
Курдское ополчение входит в коалицию по борьбе с ИГИЛ в Сирии
Турция против курдов. Впереди — новая фаза конфликта?
Власти иракского Курдистана проведут референдум о независимости своего региона