7 ноября 1976 года, в день 59-летия Великой Октябрьской социалистической революции, на центральной площади в хуторе Мещеряковском был открыт мемориал в честь погибших на фронтах Великой Отечественной войны земляков, ушедших защищать Родину из хуторов Мещеряковского сельского совета.
Мемориал был построен на собранные народом средства. На мраморных плитах высечены имена доблестных воинов, отдавших жизни за свободу Отечества. Во время торжественного открытия мемориала, на котором присутствовали жители хуторов — участники войны, те, кто трудился в тылу, и их благодарные потомки, у основания памятника была заложена капсула с письмом в 1995 год — год 50-летия победы над фашистской Германией.
Капсула с обращением к будущему поколению, подписанным ветеранами Великой Отечественной, была вскрыта, как и было завещано, в обозначенном году. Письмо прочитано у мемориала на митинге, посвящённом святому Дню Победы. Сегодня оно хранится в Мещеряковском краеведческом музее.
Вот что хотели сказать потомкам прошедшие через жестокую битву воины:
«Мы, участники Великой Отечественной войны, обращаемся к тебе, соотечественник из 1995 года. Уже много лет над нашей Родиной мирное небо, не рвутся бомбы, не льётся кровь. За мир и счастье заплачено дорогой ценой. Двадцать миллионов лучших сынов страны сложили свои головы во имя жизни на земле.
Война унесла 360 жизней жителей Мещеряковского сельского совета, погиб каждый десятый, призванный на фронт. Эта невосполнимая утрата оплакивается и поныне матерями и детьми погибших воинов. Имена их навечно высечены на плитах мемориала, за которым ты ухаживаешь, как велит тебе твоё сознание. Помни, дорогой наш соотечественник, что ради счастья на земле эти люди отдали свои жизни, порой совсем юные.
Вот
детские лагеря . Тебе не должно быть стыдно за своих предков. Гордись ими и помни их. Перечитывая на мраморе фамилии тех, кто отдал жизнь во имя свободы Родины, ты вспомнишь о ком-то своём. Помни: солдаты Великой Отечественной, не щадя себя, сражались ради твоего будущего.
Мы, ветераны войны, довольны, что у мемориала погибшим лежат цветы, пионерам здесь повязывают галстуки, комсомольцам вручают билеты, парней провожают в армию, а молодожёны приходят поклониться памяти героев и поблагодарить за подаренную возможность любить и жить счастливо.
Прошло 50 лет со Дня победы. Но время не должно быть властно над памятью. Расскажите своим детям о людях, чьи имена они вместе с вами прочтут на мраморе, чтобы и они помнили отдавших жизни во имя будущего. Война принесла народу такое горе, от которого и сегодня болят сердца матерей, вдов и сирот.
Мы выдержали все тяготы войны, выдержали и победили. Победили для того, чтобы будущее поколение никогда не знало чёрных дней, которые довелось пережить нам. Наш молодой соотечественник, крепи экономическое и военное могущество нашей Родины».
Пусть осеняет тебя победоносное знамя великого Ленина».
Письмо подписано местными ветеранами Великой Отечественной войны Н.П.Кузнецовым, Д.М.Садовым, П.А.Сушкиной, М.А.Мещеряковой, А.В. Островерховым, Г.М.Самсоновым, И.А.Кравцовым, П.Л. Буханцовым, Э.Г. Грибановым, В.Н. Кравцовым. К сожалению, этих уважаемых людей уже нет с нами, а наказ их актуален и сегодня. Светлая им память.
Ушли на войну отец с сыном
В январе 1943 года Мигулинским военкоматом было призвано 76 человек, в числе которых тогда из мещеряковских хуторов ушли на фронт Николай Иванович Коновалов с сыном Фёдором, Семён Дорофеевич Поздняков с сыном, отец и сын Мещеряковы, а также Стефан Петрович Вифлянцев, Иван Ковалёв и Николай Поздняков. Им довелось воевать вместе несколько месяцев.
Житель хутора Мещеряковского Пётр Есаков, интересующийся историей родного края и многое сделавший для создания краеведческого музея в хуторе, предоставил документы, знакомство с которыми обжигает сердце. Живо представляешь грозное военное время и совсем простых молодых людей, на долю которых выпало творить саму историю.
Юный Николай Поздняков из того январского 1943 года призыва уже 24 октября 1943 года умер от ран и был похоронен в хуторе Луговой Васильевского района Запорожской области. Но об этом родители узнали только в 1974 году, получив ответ на запрос из Министерства обороны СССР — справку №123880 от 23 января 1974 года.
А за двадцать дней до своей смерти, 4 октября 1943 года, Николай написал домой в хутор Батальщиковский маме Арине Петровне вот это письмо:
«Мама, теперь прошу: опишите все события, которые прошли за 8 месяцев. Шлют ли дядя Осип и папа письма? Шлёт ли кто из моих ребят письма? Где Лагатин Петро и чем занимается его мать Елена Петровна? Вообще, если есть какие новости, пишите всё. Ещё забрали кого из девчат в армию? Если забрали, пришлите адрес. Если дома, то по привету им. Пусть напишут письма. Теперь я опишу свою жизнь. Она лучше некуда. Кушаем хорошо, обмундирование тоже хорошее, хороший отдых. Всё, писать заканчиваю. Да и писать не знаю, о чём. А самое главное: не хочет писать рука. Не то от радости или ещё от чего рука дрожит. До свидания, крепко жму руки. Передайте всем родным и знакомым по горячему привету. Извините, что плохо написал. Писал на колене, а дописывал стоя».
Через двадцать дней Николая Позднякова не стало. Письмо сына Арина Петровна переслала мужу, который тоже был на фронте. Константин Петрович написал жене: «9 июня 1944 г., за ужином, в 8 часов читаю эти дорогие строки письма за два с половиной года от любимого сыночка Коли. Смотрю на письмо как на его образ. Ариша, соблюдай это письмо».
Последняя весточка сына с войны хранилась в семье Поздняковых как дорогая реликвия долгие годы.
А вот другое письмо от друга земляка и сослуживца Николая Позднякова — Коновалова Фёдора Николаевича, к которому родители уже после войны обращались с просьбой рассказать о совместном с их сыном пребывании на фронте и который помогал им в поиске сведений о Николае.
В письме подробный рассказ о том, как они, безусые новобранцы, приняли боевое крещение, что пережили в последующих боях, чему по-отечески учили юнцов опытные бойцы: «Уважаемый Константин Петрович! С Николаем мы были вместе до 24 февраля 1943 года. Призывались в хуторе Мрыховском, затем пешком прошли до станции Ширяево (в 10 км от воронежского города Калача).
Выдали обмундирование после бани. Минуя Чертково, шли на Старобельск. В Барвенково получили оружие. Первый бой был за Лозовую. Были жертвы. Первым погиб Мелихов Егор, сын Ефрема. Он был ранен смертельно в живот. Здесь я расстался со своим отцом на время. Он ушёл в группе со Стефаном Петровичем Вифлянцевым в разведку. С Николаем вашим мы пережили бои за Павлоград, Знаменку.
Но самые тяжёлые бои были за Новомосковск. Опять я встретился с отцом там. Это был ад. В живых остались единицы, попали в окружение и выходили ночами к Донцу. Основная масса мигулинцев осталась в Новомосковске погибшими. Памятник там есть. В могиле лежат 47 человек. Нас скорей-скорей гнали на передовую. Красноармейские книжки ещё не успели выдать. А когда шли в разведку, то сдавали все документы, у кого они были. Когда шли на фронт, то наша маршевая рота была №16.
И на пополнение попали в 1-ую гвардейскую армию, в 35-ую гвардейскую дивизию, в 101-ый гвардейский полк. Командир полка был майор Фёдоров, командир дивизии полковник Кулагин, комбат старший лейтенант Таганов.
Константин Петрович! Посылаю газетку, но она на украинском языке. Куда я только не писал. Полк выходил из окружения. Похоронки некому было писать. Подтверждаю, что в боях за Лозовую, Павлоград, Знаменку, Новомосковск Николай был вместе со мной.
Как я помню Николая, был он смелый, даже слишком, физически он был крепче меня, был юморист. Мы вместе учились в Тиховской школе, вместе купались в речке Тихой, бегали по садам. В маршевую роту попали вместе 3 семьи — отцы с сыновьями: мой отец и я, Поздняков Семён Дорофеевич с сыном и Мещеряковы. Их судьбу не знаю. Но знаю, что несколько человек ушли с фронта с оружием. Мой отец был на фронте в 1941 году в Крыму и в 1942 году под Харьковом и сказал ещё под Барвенково мне, вашему Николаю, Ивану Ковалёву и другим ребятам: «Глядите, ребята, не сделайте глупость. Тогда и семьи будут из-за вас страдать». Отец подсказывал нам, чтобы перед боем, перед наступлением мы не наедались, так как трудно переносить ранение в живот, оно бывает смертельно, учил, как делать перебежки, предупреждал: ни в коем случае не брать в рот спиртного перед наступлением.
Так это было. Вспоминать очень и очень трудно. Прошлое не забыть, память о погибших надо сохранить. Крепко вас обнимаю, дорогой Константин Петрович. С уважением — Ф. Коновалов».
Вот такая документальная правда из первых уст о той жестокой войне, унесшей миллионы молодых жизней. Забыть об этом — предать тех, кто сложил свои головы во имя мира и свободы Родины.
Вас заинтересует
«Пришёл он бледный, и никого не узнаёт
«Жив буду...
«Любовь, что движет звездами…
"Мёртвые этого кладбища взывают к миру". Немецкое военное кладбище под Курском
День Победы!