Не построив минимально необходимого для поддержания «превосходства в воздухе» количества проверенных F-22 Raptor (вместо 243 самолётов построено только 187), Пентагон поспешил объявить о замене их на «многострадальный» F-35, пишет в своей статье основатель блога военной направленности «Foxtrot Alpha» Тайлер Рогоуэй. Статью приводит
РИА Новости.
Аналитик отмечает, что «пока "Рэпторы" доказывали свою состоятельность в воздухе, на земле шли ожесточённые бои по поводу будущего программы F-22. Роберт Гейтс, возглавлявший Пентагон при двух администрациях – Барака Обамы и Джорджа Буша-младшего, – настаивал на том, что проект необходимо закрыть ввиду того, что он слишком дорого стоит, а истребители пригодны "лишь" для взлома противовоздушной обороны противника и для уничтожения ракетами класса "воздух-воздух"».
По его словам, «предложения Гейтса пришлись как раз на тот момент, когда цена экспериментальных образцов F-22 начала резко падать». Так, «в последней партии из 60 истребителей один самолёт мог стоить $137 млн. – примерно столько же сейчас стоит "доступный" образец F-35А", замечает Рогоуэй.
В итоге программу закрыли и переключились на F-35, «достижения» которого уже тогда вызывали сомнения. Это решение Гейтс мотивировал так: «Военно-воздушным силам необходим истребитель, способный сражаться в современных условиях боя и по сценариям, с которыми США, вероятнее всего, столкнутся в ближайшие годы».
«Для поддержания превосходства в воздухе я считаю необходимым строительство тактического истребителя пятого поколения, который можно было произвести в нужном количестве и в рамках умеренного бюджета», – заявил тогда Министр обороны.
Эксперт свою очередь замечает, что «проект F-22был близок к тому, чтобы совершить "ценовой переворот", – разработчики истребителя в какой-то момент готовы были к производству при цене в менее $100 млн. за один самолёт».
Справедливости ради, надо отметить, что Гейтс в своём желании закрыть проект был не одинок – его поддержал сенатор Маккейн, много раз критиковавший дороговизну F-22. Кроме того, «кое-где проскальзывал прогноз о том, что один из стратегических конкурентов США – Китай – не выведет в воздух свой аналог до середины 2020-х годов», пишет он.
«При этом сейчас у Китая уже есть два истребителя, один из которых – J-20 – поступил на вооружение ещё до того, как последний F-22 покинул производственный цех», – констатирует автор.
Тогдашний начштаба ВВС США Майкл Моусли был против закрытия программы, он говорил, что такой шаг «станет одним из самых стратегически непродуманных решений, принятых за последние 20-25 лет».
Вас заинтересует
F-35 впервые испытал пушку в воздухе
NI: Су-34 – «самый передовой российский истребитель-бомбардировщик
Своеобразное сравнение новейших истребителей РФ, КНР и США в "National Interest"
СМИ: Единственный образец секретного МиГ 1.44 законсервирован
Завершен техпроект двигателя второго этапа для истребителя Т-50