Срок для отсчёта шести месяцев до сих пор не определён. Один из источников сообщил об обсуждении вопроса с США: «Нам удалось в определённой степени продвинуться в обсуждении этого вопроса с США и другими союзниками. Пока мы точно не знаем, когда начнётся этот период в шесть месяцев, однако думаем, что это произойдёт довольно скоро».
Глава арабской службы новостей агентства
«Trend» Руфиз Хафизоглу (Rufiz Hafizoglu) напоминает о теракте в Анкаре 10 октября, который считается самой кровопролитной террористической атакой в истории современной Турции: 96 человек убито и более 240 ранено.
Организация, которая устроила этот теракт, в настоящее время точно не известна. По предварительным данным, это «Исламское государство».
В результате теракта не только погибли люди. «Потускнел» имидж Партии справедливости и развития. А ведь на носу — парламентские выборы в Турции.
Из-за теракта президент Реджеп Тайип Эрдоган отменил визит в Туркменистан, где он планировал обсудить строительство Транскаспийского трубопровода.
Ранее президент Эрдоган заявлял, напоминает аналитик, что в случае необходимости Турция может закупать газ не только у России. После этого с заявлением выступил Иран. Оттуда сообщили, что Тегеран может увеличить поставки природного газа Турции. После теракта в Анкаре Иран сделал ещё одно заявление. По словам представителей Тегерана, этот теракт — эпизод деятельности террористов, и поэтому Иран надеется, что Анкара пересмотрит свою политику в регионе.
Как полагает Руфиз Хафизоглу, это не что иное, как сигнал Анкаре о необходимости изменения её политики в отношении Сирии.
По мнению журналиста, перемена Турции своей политики касательно Сирии — вопрос времени. Автор также напоминает, что после визита в Москву президент Эрдоган сделал сенсационное заявление: сообщил, что в Сирии может быть сформировано временное правительство во главе с президентом Асадом.
Руфиз Хафизоглу не думает, что до выборов в Анкаре Партия справедливости и развития изменит свою политику в отношении Сирии. Однако не исключено, что это может произойти после парламентских выборов — если только Партия справедливости и развития на них победит. (Напомним, выборы в Турции состоятся 1 ноября.)
При ближайшем рассмотрении недавних террористических актов в Турции, считает эксперт, в них можно увидеть сирийский фактор — «практически во всех случаях».
Это даёт основания утверждать, что рано или поздно Анкаре «придётся присоединиться к российско-иранской коалиции», даже если такой ход будет противоречить турецким интересам в Сирии, заключает Хафизоглу.
«На самом деле, — пишет он, — только вероятный союз между Турцией, Ираном и Россией может, наконец, уничтожить растущую угрозу терроризма в регионе».
И вот аргументы аналитика.
Иран имеет тесные связи с властями Сирии и Ирака. Тегеран не забыл поддержку Анкары в то время, когда страны ЕС ввели санкции против поставок иранских нефти и газа. Турция поддерживает Иран во внешней торговле. Кроме того, она прилагала усилия в ходе переговоров между Ираном и «шестёркой».
Участие мусульман-суннитов Турции в военных действиях против «ИГ» вместе с Ираном и Россией сломает стереотипы, касающиеся якобы существующего противостояния шиитов и суннитов в Сирии и Ираке.
Наконец, участие Турции в коалиции с Ираном и Россией против «ИГ» может ограничить западное влияние в регионе. И это действительно в интересах Анкары, Москвы и Тегерана, считает эксперт.
«Принимая во внимание общие интересы среди сторон, можно сказать, — резюмирует аналитик, — что союз Турции, Ирана и России на фоне событий в регионе и растущей угрозы терроризма и радикализма неизбежен».
* * *
Как представляется, Эрдоган соглашается на план «Шесть месяцев» вовсе не потому, что желает создать «союз Турции, Ирана и России». Недаром идёт «обсуждение» плана с США. Недавно, под давлением действий России в Сирии, Вашингтон со вздохом одобрил временное пребывание у власти Б. Асада, и теперь Турции остаётся лишь следовать позиции «мирового гегемона». Поэтому и срок нахождения Асада у власти будет определять не Анкара, а Вашингтон.
Что касается отношения к Эрдогану представителей Сирии, то его спокойным назвать трудно.
На днях посол Сирийской Арабской Республики в России Рияд Хаддад раскритиковал позицию президента Турции относительно ситуации с сирийскими беженцами и даже назвал турецкого лидера «психом».
«У Эрдогана большие политические просчёты. Он стал врагом всех стран региона, у него болезненные амбиции по возрождению Османской империи. Я вообще считаю, что он псих и чувствует себя султаном», — сказал товарищ Хаддад в интервью
«Газете.ру».
Кроме того, у Партии справедливости и развития с её «потускневшим» имиджем шансы одержать безоговорочную победу на выборах невелики. «Султан» из Эрдогана тоже не получился: конституция в Турции пока действует старая. Перспектив на создание в стране суперпрезидентской республики, по-видимому, нет.
Обозревал и комментировал Олег Чувакин
— специально для topwar.ru
Вас заинтересует
Асад: инцидент с российским Су-24 является следствием непримиримости Эрдогана
Глава МИД Турции: турецкая армия в ближайшее время начнёт операцию против ИГ
Разрешение ему не нужно
Эрдоган призвал Тегеран прекратить поддержку повстанцев в Йемене
Эрдоган выставил ультиматум Евросоюзу