«Турции не нужно чьё-либо разрешение, мы будем делать то, что необходимо», — цитирует Эрдогана агентство.
По словам главы Турции, он не исключает возможности проведения военной операции.
Агентство напоминает, что заявление Эрдогана прозвучало после объявления курдами автономии в городе Телль-Абъярде близ турецкой границы. Анкара считает, что замыслы курдов угрожают национальной безопасности Турции.
«Обострение» курдского вопроса в Турции вызвано и событиями, последовавшими за парламентскими выборами 1 ноября. В курдских районах страны протесты начались сразу проявления в СМИ предварительных результатов выборов.
«Эрдоган хочет установить в Турции президентскую республику. С прошлых выборов его намерения не изменились. Сейчас у нас есть последняя возможность что-то предпринять, пока в Турции не установилась диктатура», — цитирует телеканал
«RT» оппозиционера, журналиста газеты «Cumhuriyet» Джейду Карана.
Инициатором перемен может стать прокурдская «Демократическая партия народов», основанная в 2012 году и выступающая против национализма. В последнее время, отмечает «RT», она пользуется всё большей поддержкой, и не только со стороны курдов.
Лидер «Демократической партии народов» — молодой и харизматичный Селахаттин Демирташ. После выборов напряжённость, связанная с курдским вопросом, перешла в активную фазу, и Эрдоган, отмечает
BFM.ru, начал обвинять Демирташа в связях с запрещённой «Рабочей партией Курдистана» (последняя после авиаударов Турции по позициям курдов в Ираке объявила о разрыве перемирия).
Сайт канала
«RT» 3 ноября сообщил о взрыве в супермаркете в городе на юго-востоке Турции, населённом преимущественно курдами. По сообщениям, два десятка человек были госпитализированы.
Протесты в курдских районах страны возобновились после того, как стали известны предварительные результаты парламентских выборов. Правящая «Партия справедливости и развития» вернула себе парламентское большинство.
«Демократическая партия народов» всё же проходит в парламент, а потому сможет противостоять Эрдогану, стремящемуся к расширению президентских полномочий.
В день голосования, напоминает «RT», появлялись сообщения о нарушениях: некоторые волонтёры, следившие за выборами, не смогли получить доступа на многие избирательные участки. Более тысячи человек было арестовано за попытки проголосовать несколько раз. Как правило, они пытались «отдать голоса» за «Партию справедливости и развития», то есть партию Эрдогана.
Что может значить заявление Эрдогана о предотвращении создания сирийскими курдами автономии вблизи государственной границы? И далеко ли решится зайти президент, претендующий на роль «султана»?
Директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров считает, что угрозы Эрдогана могут быть воплощены в жизнь.
«РПК» может не только начать прямые боестолкновения с турецкой армией, но и действовать более тонко, — сказал эксперт
«Свободной прессе». — В городах Турции, населенных преимущественно курдами — в Диярбакыре и т. д. — могут начаться массовые волнения, которые в конце концов приведут к парализации власти Анкары. А это уже гражданская война».
Но как же США? «США поддерживают сирийских курдов, так сказать, от безысходности, — заметил эксперт. — Вашингтону нужно демонстрировать успехи в Сирии и в первую очередь взять Эр-Ракку — об этом я «СП» не раз говорил. Американцам нужна сила на земле, которая бы работала в тесной связи с их авиацией. Кстати, США считают «Рабочую партию Курдистана» террористической организацией, однако всё равно сбрасывают курдскому ополчению в Сирии оружие тоннами: сирийские и турецкие курды за все годы настолько приспособились ко всем хитросплетениям, что уже умеют добывать оружие».
Эксперт напомнил, что военным крылом «РПК» являются вооружённые формирования, которые до недавнего времени назывались «Армия освобождения народов Курдистана». Общая численность людей — до 10 тысяч человек. Численность отрядов народной самообороны (YPG) до недавнего времени достигала примерно 50 тысяч человек. После того, как сирийские курды объявили мобилизацию, можно говорить, скорее всего, о числе в 70 тысяч бойцов. Плюс езидские формирования Синджара — ещё до 5 тысяч. Потенциал «более чем достаточный», отмечает аналитик. К тому же курды — хорошие воины, поэтому на них и ставят Соединённые Штаты.
А как же турецкая армия?
До прихода к власти господина Эрдогана эта армия была мощной. Её численность составляла почти миллион человек. Однако сегодня она сокращена вдвое. «Но самый страшный поступок Эрдогана в отношении своих ВС — возбуждение целого ряда уголовных дел (откровенно надуманных) над офицерами и генералами, как действующими, так и в запасе, — говорит эксперт. — То есть значительная часть армии была репрессирована». В вооружённых силах к Эрдогану относятся плохо.
Итак, в Турции обострился курдский вопрос. У Эрдогана, желающего перекроить конституцию страны под «суперпрезидентскую» и сделаться «султаном», на пути стоят не только прокурдские политические силы, но и сами курды в лице «РПК», отменившие действовавшее ранее перемирие. Сирийский кризис год за годом объединяет курдов в единый фронт, курды крепчают в боях, приобретают военный опыт. «Оптимизированной» турецкой армии, прохладно относящейся к Эрдогану, будет непросто противостоять таким бойцам.
Решится ли «султан» на масштабные военные действия? И что предпримут в таком случае курды в Турции? Предсказать это невозможно. Иные аналитики уже предвещают гражданскую войну…
Обозревал и комментировал Олег Чувакин
— специально для topwar.ru
Вас заинтересует
Курдский вопрос и перспектива гражданской войны в Турции
Глава МИД Турции: турецкая армия в ближайшее время начнёт операцию против ИГ
Неудача Эрдогана, или «В конечном счёте ответственность несёт королева
СМИ: на пути следования кортежа Эрдогана прогремели взрывы
На кого ополчился Эрдоган?