Вот и теперь подоспела очередная помощь. Как сообщили 22 октября
«Аргументы недели», Туркмения дала добро на размещение военно-воздушных США на военном аэродроме «Мары-2». Стоимость аренды невелика: по словам экспертов, речь идёт об относительно небольшой сумме в 100-200 млн. долл. в год.
Скромные запросы Ашхабада «АН» объясняют решением о реализации проекта газопровода ТАПИ (Туркменистан — Афганистан — Пакистан — Индия) от второго в мире по объёму запасов месторождения «Галкыныш». Протяжённость газопровода составит 1735 километров, и большая его часть пройдёт по территориям Афганистана и Пакистана, которые контролируют «Талибан» и «ИГ». Американцы пообещали охранять газопровод с воздуха.
Неназванный военно-дипломатический источник сказал «Аргументам недели», что основные места дислокации остающихся в Афганистане войск НАТО совпадают с маршрутом прокладки газопровода.
Также издание указывает, что министр обороны РФ Сергей Шойгу отменил запланированный визит в Ашхабад.
Об обеспечении безопасности ТАПИ ранее писала и
«Независимая газета». В материале Виктории Панфиловой от 20 октября отмечается, что ресурсной базой ТАПИ будет являться месторождение «Галкыныш», разрабатывать которое будут Япония и Китай, а гарантии безопасности обеспечат США.
Туркменистан приступил к строительству ТАПИ. Через газопровод пройдёт свыше 30 млрд. куб. м газа в год. За свой счёт и своими силами Ашхабад построит 215 км труб на туркменской территории. Издание отмечает, что строительство, вероятно, связано с повышенными гарантиями безопасности, которые Ашхабад получил от Вашингтона во время визита главы МИД Туркменистана Рашида Мередова в США.
Эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев не исключает, что Вашингтон пообещал безопасность и по границе, и по строительству ТАПИ в обмен на размещение ВВС на аэродроме «Мары-2». Цитата:
«Подробности пока неизвестны. Я знаю только, что, видимо, из-за этого без объяснений отменён предполагавшийся визит в Ашхабад министра обороны РФ Сергея Шойгу и был повышен статус туркменско-американских консультаций, на которых, собственно, всё и обсуждалось».
Эксперт отметил, что вопрос о продлении сроков и увеличении численности американского присутствия в Афганистане после событий в Кундузе и Фарьябе следует рассматривать «в этом же контексте».
И ещё одно мнение, которое приводит «Независимая газета».
Директор аналитического центра МГИМО Андрей Казанцев сказал, что «существует именно такой расклад, основанный на предварительных договорённостях: Япония получает месторождение «Галкыныш», и начинается строительство ТАПИ, что соответствует американским интересам в рамках их проекта «Большая Центральная Азия».
Смысл проекта — установление контактов между регионом Афганистан — Пакистан и постсоветской Центральной Азией. Цель — стабилизация ситуации в названных странах с помощью энергетических проектов, интересующих и Кабул, и Исламабад. У США есть и собственная выгода. Эксперт отметил, что США «получают военный аэродром «Мары-2», на который претендовали давно, и дадут гарантии безопасности Туркменистану». По его мнению, связка между американскими геополитическими и японскими экономическими интересами встречается в Азии часто.
Имеются мнения и других российских экспертов.
«Очевидно, что проект ТАПИ не реализуем, — сказал
«Свободной прессе» заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. — А что касается американской базы, то вообще непонятно, зачем она там? Конечно, если американцы и туркмены сильно захотят, то, конечно, можно её туда запихнуть, только эта база в первую очередь создаст проблемы самими Штатам — её можно будет мгновенно заблокировать, как, например, нашу группировку в Приднестровье. Ещё удивительнее то, что некоторые политики и эксперты продолжают верить в какие-то американские гарантии безопасности, особенно после войны в Ираке, Грузии и на Украине».
«Нейтралитет Туркмении себя изжил, — замечает военно-экономический эксперт Дмитрий Верхотуров. — Уже давно остро стоит вопрос: к кому присоединяться? Либо к ОДКБ (то есть входить в фарватер российской политики), либо искать помощь в другом месте — в данном случае у США. Подход к политике тут типичный для Средней Азии: туркмены пытаются торговаться, как на базаре, сравнивая «цены» (выгоду). Думаю, на данном этапе отношения Туркмении с Россией и США находятся на таком «торговом этапе». Но вряд ли Россия позволит появиться базе ВВС у своего подбрюшья — у Кремля есть рычаги давления на Бердымухамедова».
Заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин тоже сомневается, что у Ашхабада выгорит с газопроводом: «…честно говоря, в это верится с трудом. С учётом того, что сейчас в Афганистане, как известно, активизировалось движение «Талибан», появилось «ИГ», это будет просто «золотая труба», поскольку придётся платить за лояльность различным полевым командирам, а они в последнее время стремительно меняются».
Что касается бывшего советского стратегического аэродрома «Мары-2», то эксперт сильно сомневается, что США получат к нему доступ. «Отдать США базу значит автоматически получить массу неприятностей и симметричных ответов со стороны России, — говорит он. — Какая бы Туркмения нейтральной ни была, всё равно она достаточно уязвима…» Эксперт полагает, что Туркмения не готова к пересмотру отношений с Россией.
Наконец, реакция КНР. Появление американцев в Туркмении вызовет негативную реакцию со стороны Пекина, считает Грозин.
Тем более, добавим от себя, китайцы будут дополнительно раздражены возникновением возле газопровода японцев, этих американских геополитических союзников, конфликтующих с Китаем из-за островов. Похоже, туркменские власти своей чрезмерно гибкой политикой создали не «торг», а клубок противоречий.
Обозревал и комментировал Олег Чувакин
— специально для topwar.ru
Вас заинтересует
Холодная война в Центральной Азии?
Тысяча сто
Афганистан: обострение ситуации
Туркмения закупает противокорабельные комплексы и ЗРК у компании "MBDA Italy"
Украинский кризис и туркменский газ