Идея создания ТОЭР (территорий опережающего экономического развития) будоражит некоторые умы у нас в стране чуть ли не с момента появления как идеи. А когда идея трансформировалась в закон, то шум и крик был поднят нешуточный. Что уж греха таить, как человек, кому небезразлично будущее России, я тоже уделил внимание этой идее. Сегодня рад, что обошелся без криков на тему "Россию продали китайцам" и тому подобного.
Однако публикации на тему ТОЭР до сих пор возникают в различных СМИ и в интернет-пространстве. И, памятуя о сказанном однажды "А", я решил сказать "Б", но предварительно проведя некоторое расследование на тему "Кому выгодно появление ТОЭР и как (если что) с этим бороться".
Вообще, с ТОЭР с самого начала появления идеи уже ведут борьбу. Общественные деятели, ученые и экономисты. Болдырев Ю.Ю., Савельев А.Н. («Великая Россия»), Филин В.И. (« За национализацию и деприватизацию...»), Куликова Н.В. (НП «Коллегия аналитиков»), Сивков К.В. (Академия геополитических проблем), Паршев А.П. («Партия дела»), Лисовский Ю.А. («За Возрождение отечественной науки»), Мямлин К.Е. (Институт высокого коммунитаризма), Курьянович Н.В. («Российский общенародный союз»), Степанов Ф.Е. (Экспертный центр «Стратегическое управление и политика»).
По их мнению, закон был принят без широкого обсуждения общественностью и экономического обоснования, а также учёта мнения регионов. Более того, нарушает Конституцию России.
Создаются открытые акционерные общества и их частные дочерние фирмы, которые получают в своё распоряжение всю территорию зон опережающего развития. А вместе с территорией получают все природные ресурсы этих зон, а также и недвижимость.
Зоны практически освобождены от налогов, туда завозится без ограничений рабочая сила. Иностранцам позволяют добывать и вывозить минералы, углеводороды, вырубать лес, ловить рыбу, отстреливать животных в любом количестве и без возмещения ущерба.
Под вывеской «опережающее развитие» несогласные хотят видеть сдачу национального богатства в частные зарубежные руки. Якобы происходит замена населения и раздача природных ресурсов. При этом не идёт речь о строительстве каких-либо производств готовой продукции.
Обвинения весьма серьезные, есть смысл во всем разобраться.
На сегодняшний день на Дальнем Востоке созданы девять территорий опережающего социально-экономического развития. Начать решили с Дальнего Востока, как с региона, требующего повышенного внимания.
Предлагаю ознакомиться с подборкой информации по всем девяти ТОРам, а потом уже сделать выводы, насколько эти зоны соответствуют тому, что выдвинули их противники.
"Хабаровск". Площадь 587 га. Основное направление — транспортно-логистическое, металлургия. В ходе реализации проектов на этих территориях будут созданы 3 тыс. рабочих мест.
"Комсомольск". Площадь составит 210 га. Основными направлениями станут авиастроение, производство комплектующих для авиастроения. Будут созданы около 3 тыс. рабочих мест.
"Надеждинская". Площадь 806 га. Будет специализироваться на развитии транспортно-логистических услуг, перерабатывающей промышленности и др. Будет организовано 1,6 тыс. рабочих мест.
"Приамурская". Займет территорию в 857 га. Здесь будут построены предприятие по переработке цементного клинкера мощностью 142 тыс. т в год, нефтеперерабатывающий завод, крупный логистический центр. Реализация проектов позволит создать порядка 1,5 тыс. рабочих мест.
"Белогорск". Площадь составит 702 га. Основное направление — сельское хозяйство. Планируется строительство предприятия по переработке сои, комбикормового завода и хлебобулочного комбината. В ходе реализации проектов будет организовано порядка 700 рабочих мест. Кстати, хлебокомбинат уже заработал.
"Индустриальный парк "Кангалассы" создается на территории столицы Республики Саха (Якутия), на земельных участках площадью почти 17 га и будет иметь промышленную специализацию. Предполагается, что к 2018 г. здесь будет работать 13 заводов: по производству керамических блоков, лакокрасочных изделий, пластиковых труб, сухих строительных смесей и др. Появится еще 350 рабочих мест.
"Беринговский" (специализация — горнодобывающая промышленность) будет создан на территории группы месторождений каменного угля в Анадырском районе и г. Анадырь Чукотского автономного округа. Площадь ТОРа составит почти 6 тыс. га. Будет организовано 450 рабочих мест. Ожидается переработка до 50 млн. куб. м газа в дизельное топливо и бензин, что позволит обеспечить потребности Чукотского автономного округа в энергоносителях и отказаться от Северного завоза нефтепродуктов.
"Михайловская". Площадь 3,15 тыс. га в Приморском крае. Будет специализироваться на сельском хозяйстве. Предполагается строительство свинокомплексов, комбикормовых заводов и вспомогательных производств. Появится 2,4 тыс. рабочих мест.
"Камчатка". Площадь составит 2,2 тыс. га. Здесь появится туристско-рекреационный кластер, современные промышленно-производственные комплексы, а в перспективе — транзитный контейнерный порт для накопления и сортировки контейнерных грузов при транспортировке по Северному морскому пути. Будет организовано порядка 3 тыс. рабочих мест.
Итак, что мы видим? А мы видим следующую картину. Для ее объективности стоит разделить ТОРы на три категории.
1. Промышленные и логистические. 6 ТОРов. Их общая площадь составляет 3179 га. И реализация этих проектов позволит создать 10 150 рабочих мест.
2. Сельское хозяйство, добывающая отрасль, туризм и прочее. То есть то, что требует больших площадей. Их площадь составит 11 350 га и позволит трудоустроить почти 6 тысяч человек.
А теперь вспомним, какова площадь субъектов Федерации, на территориях которых размещены эти ТОРы.
Приморский край — 164 673 кв. км.
Хабаровский край — 787 633 кв. км.
Камчатский край — 464 275 кв. км.
Напомню, что один квадратный километр — это 100 гектаров. Соответственно, ТОРы займут площадь в 145,29 кв. км. Что от общей площади в 1 416 581 кв. км. даже высчитывать в процентном отношении нет никакого смысла.
Очевидно, что о массовой сдаче земель не пойми кому речь не идет. Равно как и о том, что на эти земли потоками хлынут иностранные рабочие. 16 тысяч рабочих мест — это не так уж и много, в принципе. Однако, для регионов, где положение с занятостью населения катастрофическое, это большое облегчение.
Конечно, в том же Приморском и Хабаровским краях вполне возможно привлечение труда тех же гостей из-за границы. Но это уже вопрос внутренней политики, и поставить его на должный уровень не составит проблем.
Позволю себе процитировать господина Мямлина.
"Не сложно догадаться, что эти территории выделяются под «наших китайских партнеров». Предполагается, что к нам приедут китайцы, и сами за свои деньги разовьют нам наши земли. А мы ещё и получим со всего этого налоги в казну.
Поскольку мы реалисты, и давно следим за ситуацией, то понимаем, во что это на самом деле превратиться — в хищническое разбазаривание наших полезных ископаемых, наших ресурсов — на благо соседней страны. Нам же останется выжженная и испоганенная земля — как ее уже оставляли китайские фермеры, варварски эксплуатировавшие арендованные поля".С ним согласен только лишь по самому последнему пункту. Да, китайские фермеры зарекомендовали себя далеко не самым лучшим образом. Однако, где китайские фермеры, и где рудник на Чукотке?
Кроме того, закон о ТОРах гласит, что:
Статья 4. Финансовое обеспечение размещения объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития
1. Финансовое обеспечение размещения объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов, а также внебюджетных источников финансирования.
2. Обязательства Российской Федерации по финансированию размещения объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития могут исполняться посредством:
1) внесения взноса в уставный капитал управляющей компании, сто процентов акций которой принадлежит Российской Федерации и которая осуществляет финансирование размещения объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития...Каким образом китайцы "придут и все возьмут", если честно, в свете закона абсолютно не понятно. Для того, чтобы в соответствии со словами Мямлина, китайцы смогли бы заполучить то, что дается в пользование компаниям-участникам ТОР, на 100% принадлежащих Российской Федерации, Китай как минимум, должен стать субъектом Российской Федерации. А это, как понимаете, из области анекдотов.
В целом, у любого проекта есть те, кто его поддерживает, и те, кто против. И противники не всегда выбирают честный путь борьбы. Искажение фактов, "кривые" цитаты, откровенная истерия. Разбираться, почему Мямлин (он просто самый активный) сотоварищи так протестуют против ТОРов, просто нет желания. И вот почему.
Лучшее подтверждение выводов о том, что ТОРы — не такая уж гиблая для России затея, я получил на иркутском городском портале irkutskmedia.ru. Там было несколько материалов на тему создания ТОР в Иркутской области. И, кстати, иркутяне выражали свое недовольство. Очень даже сильно выражали.
Вот только недовольство иркутян вызвал не факт создания ТОР на территории Иркутской области. А то, что перечень ТОР
не попала вся Иркутская область. В список, утвержденный правительством РФ, вошли только моногорода с наиболее сложным социально-экономическим положением: Шелехов и Байкальск. И теперь депутаты местного Заксобрания при поддержке своих депутатов в Госдуме воюют за то, чтобы в ТОР попала вся Иркутская область.
Вот такие дела в Иркутске.
Вывод: ТОР — некий спасательный круг для тех регионов, где развитие фактически затормозилось не один год назад. Регионов, которые надо не просто развивать, которые необходимо для начала спасать.
Ни в одном из изученных документов (а изучить пришлось изрядно) не нашлось хоть малейшего свидетельства о том, что развитие регионов планируется за счет импортной рабочей силы. Только голословные обвинения непонятных "экспертов" и "ученых".
Ни в одном из документов не нашлось подтверждения, что земли и предприятия будут осваиваться за счет неких иностранных инвесторов, к которым потом и отойдут. Наоборот, упоминания слов "федеральный бюджет" встречалось чаще, чем все остальное. Да, "иные" способы и методы допускаются по букве закона, но федеральным бюджетом долбилось так, что пришлось поверить. Равно как пришлось поверить, что ни одна иностранная компания не будет допущена к управлению этими ТОРами.
Так что ТОРы — это не попытка сдать Сибирь и Дальний Восток кому бы то ни было, как это хочет доказать господин Мямлин, а попытка восстановить то, что было фактически потеряно в годы "демократии и перестройки". Да, демократично перестроили. Теперь придется восстанавливать. Как многое изувеченное и проданное за бесценок.
Да, в наше весьма непростое и очень содержательное время надо трижды внимательно посмотреть на того, кого слушаешь. Вроде бы патриот России, а на поверку — не то Филин, не то Мямлин...
Вас заинтересует
Ближе к Дальнему Востоку
Минфин и Минэкономразвития предлагают лишать населённые пункты со стратегически важными объектами статуса ЗАТО
Страна 404. «Купим недорого ополченцев и сепаратистов!
Начата основная фаза строительства военных городков на Курилах
Ситуация с украинскими переселенцами в России