По словам пресс-секретаря российского президента Дмитрия Пескова, отмечает сайт LiveLeak.com, визит короля Салмана в Москву в настоящее время проходит стадию согласования по дипломатическим каналам.
Это показывает, что Эр-Рияд готов отказаться от былого своего агрессивного решения относительно сирийского кризиса. Объяснить отказ не так уж трудно: попытки королевства действовать в Сирии к успеху не привели. О грядущей «победе» саудовских стратегов говорить и вовсе не приходится. Кроме того, силы саудитов находятся на пределе: сказывается ещё и операция в Йемене.
Желая по-прежнему играть в регионе центральную роль, саудовский королевский дом, похоже, «прилагает серьёзные усилия», пытаясь «вывести отношения с путинской Россией на совершенно иной уровень».
Аналитики утверждают, что экономическое положение Саудовской Аравии печально: казна монарха рискует опустеть, и арабское «государство всеобщего благосостояния» может элементарно оказаться банкротом. Свои финансовые дыры эта сырьевая экономика затыкает нефтедолларовыми сбережениями. Дефицит бюджета монархии уже в этом году, по прогнозам, составит 21,6% ВВП.
А расходы-то растут. Там война, тут война. И летом этого года Валютное агентство Саудовской Аравии было вынуждено отозвать 70 млрд. долл. из активов в иностранных инвестиционных фондах. Можно предположить, что это только начало возвращения капитала на родину.
В своих потерях саудиты не одиноки. Их региональные союзники тоже, видимо, выпадают из категории тех, кого можно было считать «сильными». Совокупный дефицит бюджетов ближневосточных стран-экспортёров нефти в ближайшие пять лет может достичь 1 трлн. долларов.
Вот откуда берёт корни «дружелюбие» Саудовской Аравии по отношению к России. А ведь совсем недавно, когда Россия нанесла первые воздушные удары в Сирии по позициям террористов, Саудовская Аравия осуждала эти удары как «реакционную» политику и считала их потенциально «контрпродуктивными».
Теперь, видимо, саудиты одумались. Помимо грядущего визита короля, о новой стратегии говорит заявление принца Турки аль-Фейсала, бывшего посла Саудовской Аравии в США и бывшего начальника разведки королевства. Он открыто выразил уверенность в том, что «стратегия России в отношении Сирии является более эффективной, чем действия США», и что российская точка зрения на политику в регионе требует «внимания и уважения».
Между тем взгляды Москвы на Сирию и на Б. Асада как законного правителя не изменились с начала конфликта в 2011 году.
Этого не скажешь о политике саудитов.
Недавно Эр-Рияд издал «секретный документ», распространённый по посольствам на Ближнем Востоке. Дипломатам было поручено прекратить финансирование так называемых сирийских повстанцев. Это означает, что дом Саудов не имеет более главной целью в Сирии свержение режима Асада.
Такая тенденция, отмечают аналитики, если только она получит продолжение, станет одним из основных позитивных шагов в регионе, направленных на достижение мира. Ведь саудовские деньги ранее шли на финансирование многочисленных террористических группировок, пытавшихся свергнуть режим Асада. Так было во время правления короля Абдаллы и начальника разведки принца Бандара. Именно эти фигуры ответственны за войну против Б. Асада.
Позднее, когда к власти пришёл Салман, Бандар был уволен, что само по себе уже являлось намёком на перемены во внешней политике Саудовской Аравии. Изменения стали «официальными», когда министр обороны Саудовской Аравии посетил Россию (в середине 2015 года).
Нынешнее тяготение саудовцев к «конструктивному взаимодействию» объясняется экономическими факторами. Монархия «весьма заинтересована» в открытии для себя и для региональных союзников «дверей», ведущих «в глобальную инфраструктуру»: тут и Китай, и Евразия (Россия и государства Евразийского экономического союза).
Такое развитие (если только Эр-Рияд пойдёт по этому пути) оказалось бы куда более позитивным, нежели финансирование тысяч террористов, которые, безусловно, впоследствии ударят по той же Саудовской Аравии и её союзникам. (Если, конечно, им позволят одержать победы в Сирии и Ираке.)
Сей политический сдвиг также показывает, что саудовцы гораздо более заинтересованы в поддержке своей экономики через «нефтесоюз» с Россией, нежели в том, чтобы ставить Москве палки в колёса. России сотрудничество тоже выгодно: соглашение с Саудовской Аравией может дать дополнительные нефтедоходы в размере около 180 млрд. долл. в год.
Очевидно, что Саудовской Аравии, как и России, нужна более высокая цена нефти на мировом рынке. Более высокой цены в данных условиях саудитам нельзя добиться, «не приняв на борт» Россию и Иран.
Похоже, Эр-Рияд сделал кой-какие выводы из того хаоса, который он сам же и породил на Ближнем Востоке.
«Сдружиться» с Москвой саудитам помогла бы и «сделка века», о которой сообщают российские СМИ.
Как передал 11 ноября телеканал
«Звезда», к возможному визиту главы Саудовской Аравии в Москве готовится пакет контрактов на поставку вооружений королевству на сумму до 10 миллиардов долларов.
Ранее глава Минобороны Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман посетил форум «Армия-2015» и Петербургский экономический форум, где выразил заинтересованность ракетными комплексами «Искандер», напоминает телеканал.
Сообщения о предполагаемой сделке появляются и в других источниках.
К визиту Салмана ибн Абдель-Азиз аль-Сауда в России готовится пакет контрактов на поставку королевству вооружений на сумму до 10 млрд. долл. Об этом сказал газете
«Ведомости» топ-менеджер одного из предприятий «Ростеха»; эту же информацию подтвердил источник, близкий к руководству «Рособоронэкспорта».
Тем не менее, у российских экспертов мнения на этот счёт противоречивые.
Собеседник «Ведомостей», близкий к руководству «Рособоронэкспорта», не верит в реальность крупной сделки: ведь на рынке Саудовской Аравии господствуют США и Великобритания.
Главный научный сотрудник Института востоковедения РАН Ирина Звягельская сказала «Ведомостям», что оружейные сделки между Россией и Саудовской Аравией могут быть заключены, несмотря на разногласия по сирийской проблеме: «Одно дело политика, другое — безопасность. Здесь может взять верх прагматизм».
В конце ноября, добавим от себя, станет ясно, откуда (и куда) ветер дует. В любом случае Саудовская Аравия с её тощающим нефтебюджетом уже не имеет возможности щедро финансировать боевиков, воюющих против сирийского правительства. Кроме того, заокеанский союзник саудитов, Вашингтон, больше не настаивает на «уходе» и тем более свержении Асада. На днях Барак Обама даже сказал о «важности военных усилий» России в Сирии. Сделал он это на саммите G20.
В таких условиях саудовцам невыгодно воевать на два фронта: подпитывать деньгами и оружием «повстанцев» и воевать в Йемене против хуситов. Недаром американские генералы уже заметили, что Эр-Рияд не горит желанием активно воевать в составе американской коалиции против «ИГ» в Сирии. У Эр-Рияда просто не хватает на всё сил: Асад, «ИГ» и Йемен — это слишком много. А нефть-то дешевеет…
Обозревал и комментировал Олег Чувакин
— специально для topwar.ru
Вас заинтересует
Глава МИД Саудовской Аравии заявил, что Асаду нужно уходить, либо "его придётся убрать силой"
Саудовская Аравия уважает русских, но не уважает Асада
Эр-Рияд и Москва: ничего общего?
ВВС Саудовской Аравии нанесли удар по объектам всемирного наследия в Йемене
Саудовская Аравия стала «антиамериканским