Десятилетиями являясь сторонником «сирийского режима», напоминает журналист, Москва только в этом году «подняла ставки» в борьбе, развернув в Сирии свои ВВС и начав «бомбить повстанцев», сражающихся против «армии Асада».
Заодно и Тегеран, после многих лет изоляции и западных санкций, вернулся, претендуя на место региональной державы.
Аналитики, отмечает далее журналист, сомневаются, что как Россия, так и Иран, в конечном счёте получат «главные роли в регионе». Скорее, оба государства «увязнут в трясине Ближнего Востока».
Возрождение Ирана и России, очевидно, всё более проявляется в их «беззастенчивом интервенционизме», полагает Карим Битар, глава отдела исследований Парижского института международных и стратегических отношений. Москва и Тегеран всего лишь пытаются «заполнить пустоту», образовавшуюся в регионе из-за «американского отступления».
Интервенционистский подход является очевидным: ведь конфликт здесь идёт уже почти пять лет. Несколько лет ограничиваясь только финансовой помощью и предоставлением военных советников, Москва наконец начала воздушную войну в поддержку Асада. Это произошло сравнительно недавно, в сентябре 2015 года.
Действия русских были направлены против «лоскутного одеяла» — разных вооружённых сил, враждебных режиму Асада: от поддерживаемых США группировок повстанцев до «Исламского государства».
С распадом Советского Союза в 1991 году Москва потеряла своё влияние на Ближнем Востоке, напоминает далее автор. А ведь русские долгие годы вкладывались в регион.
В мае 1994 года Демократическая Республика Йемен уступила давлению Саудовской Аравии.
Влияние России в Ираке пришло к концу, когда, после вторжения США, был свергнут и казнён Саддам Хусейн.
В дополнение к Ближнему Востоку Москва получила «повторение истории» в Ливии: в октябре 2011 года с санкции ООН началась военная кампания против союзника России Муаммара Каддафи.
«Запад обманул нас», — сказал один высокопоставленный русский дипломат.
Осталась Сирия. Это последний плацдарм Москвы на Ближнем Востоке, напоминает автор. Его потеря списала бы Россию в разряд второсортных государств.
Проявляя «негибкую» позицию по Сирии на международной арене, Москва не только защищает двусторонние связи с Дамаском и, следовательно, с Ближним Востоком, но и позиционирует себя в роли защитника христианского меньшинства в регионе. Отчасти проявляется и «реваншизм», характерный для России после её унижений реформенной поры.
Эксперт Айдар Куртов считает, что к действиям на Ближнем Востоке русских подтолкнул «национальный интерес»: ведь лучше ударить по террористам за рубежом, нежели потом отгонять их от российских границ.
Кроме того, Кремль стремится восстановить положение России в международной политике, сопоставимое с тем, что было у Советского Союза, пояснил аналитик.
Плоды действий России в Сирии уже есть. Как пишет журналист, Россия укрепила связи с Египтом, Иорданией, монархиями Персидского залива и обеспечила себе центральную роль в поиске политического решения сирийского кризиса. Государственный секретарь США Джон Керри недавно назвал роль России «конструктивной».
Параллельно укрепил свою мощь Иран: он серьёзно вложился в защиту своего союзника (Дамаска) и сыграл заметную роль в международных переговорах по Сирии.
«Россия и Иран начали совестно сотрудничать с целью предотвращения полного разрушения региона», — сказал корреспонденту Мохаммад Маранди, декан факультета мировых исследований в университете Тегерана.
По мнению Маранди, уже «в ближайшие недели» другие субъекты политики и другие страны сблизятся с ирано-российской позицией касательно отношения к экстремистам.
Последний прогноз, добавим от себя, похоже, мало сообразуется с реальностью.
На сайте
«Amnesty International» как раз появилась публикация, посвящённая результатам исследования действий военной авиации РФ в Сирии.
Составители документа уверены, что иные действия Москвы в регионе могут представлять собой «серьёзные нарушения» норм международного гуманитарного права, а бомбардировки гражданских объектов в Сирии так и вовсе могут характеризоваться как «военные преступления».
Как предполагают правозащитники, силы РФ атаковали гражданские объекты, нанося удары по жилым районам и медучреждениям. От этих ударов погибали представители мирного населения, пишут специалисты «Amnesty International».
Кроме того, русские якобы бомбили как военные цели, так и гражданские объекты, не делая между ними различий.
Также в документе говорится, что российские вооружённые силы, атакуя военные цели, причиняли гражданским лицам «чрезмерный ущерб». И подобного рода «атаки» могут представлять «военные преступления».
Наконец, правозащитники указывают на некое «свидетельство» о «незаконном использовании» русскими «неуправляемых бомб» в густонаселённых районах и «кассетных боеприпасов».
Однако правозащитники либо ошибаются, либо лгут. Либо «свидетельство» их само нуждается в свидетельстве.
23 декабря Минобороны РФ опровергло обвинения в применении кассетных боеприпасов в Сирии. «Российская авиация их не применяет», — приводит
«Интерфакс» заявление представителя Минобороны генерал-майора Игоря Конашенкова, сделанное им на брифинге.
По словам Конашенкова, на брифинге присутствуют десятки иностранных журналистов. Они лично побывали на авиабазе Хмеймим и едва не круглые сутки снимали подготовку самолётов, взлёты и посадки.
«Но никто ни разу не показал и не задал даже вопросов по данному типу боеприпасов, потому что таких боеприпасов на нашей базе в Сирии нет», — сказал генерал.
Можно сделать вывод, добавим от себя, что западная пресса, а особенно подключившиеся к травле Москвы «правозащитники», будут всеми силами препятствовать тому, чтобы на Ближнем Востоке не начался тот процесс «возрождения СССР», против которого выступала ещё Хиллари Клинтон, будучи госсекретарём США. Русские и далее будут изображаться убийцами мирных жителей и чуть ли не братьями террористов из «ИГ»: ведь вместо последних они якобы предпочитают бомбить «повстанцев», сражающихся против «армии Асада».
Обозревал и комментировал Олег Чувакин
— специально для topwar.ru
Вас заинтересует
«Частные разговоры
СМИ: начав операцию в Сирии, Россия приобрела множество единомышленников на Ближнем Востоке
Эрнест: российское присутствие в Сирии может говорить о слабости позиций Москвы в регионе
Эрдоган призвал Тегеран прекратить поддержку повстанцев в Йемене
Русские всегда правы