Оружие,огнестрельное оружие Форум об оружииМировое оружие Журнал оружиеОбои оружия
 
Пистолеты Пистолеты
Пистолеты пулеметы
Винтовки
Снайперские винтовки
Дробовики
пулемёты
Гранатометы
Патроны

Как создавался "подводный терминатор"

Советская атомная подлодка проекта 705 "Лира" стала вершиной пищевой цепочки в подводном мире. Как акула. Благодаря революционным техническим решениям субмарина могла догнать и поразить любую цель, ее же не мог поразить никто. Создание Alfa (имя АПЛ по классификации НАТО) изменило мировую тактику подводного боя, скоростные торпеды и ракето-торпеды США появились на свет благодаря подлодке.
Единственным вооружением 705-го проекта были торпеды, шесть аппаратов в носу. Подлодка создавалась для охоты за вражескими субмаринами и дуэльных ситуаций. В авиации такие аппараты называют истребителями. Перед конструкторами поставили задачу: создать субмарину, способную уходить от средств поражения. Для этого специальным постановлением ЦК и Совмина СССР СКБ-143 (сейчас СПМБМ "Малахит") разрешалось отступать от норм и правил военного судостроения, если они докажут необходимость подобных мер. Конструкторы задачу выполнили.

Лодка получилась небольшая, водоизмещением чуть более 3000 тонн, с одним винтом и компактной обтекаемой рубкой. Стремительными очертаниями "Лира" напоминает крупного морского хищника - например, косатку. Титановый корпус снижал заметность и массу подлодки, резко увеличивая скорость и маневренность. В конструкции субмарины применены революционные на тот момент решения.

Реактор был с металлическим теплоносителем. Это создало массу проблем с поддержанием его рабочей температуры, зато полный ход с места лодка развивала за минуту. Силовая установка получилась легкой - масса реактора на 300 тонн меньше, чем у других АПЛ, - и компактной. При этом сложность конструкции "Лиры" вошла в легенды. Виртуозные сварщики "Севмаша" гнули электроды и использовали зеркала, чтобы вести шов в мешанине кабелей и трубопроводов.


Управление подлодкой максимально автоматизировали (механизировали даже камбуз), благодаря чему экипаж по сравнению с обычными АПЛ сократился втрое. Отсутствовали вахтенные в отсеках - контроль всех систем параметров осуществлялся из центрального поста. А боевая смена состояла из восьми человек. На "Лире" впервые появилась спасательная капсула -при аварии экипаж переходил во всплывающую рубку. За 20 лет эксплуатации субмарин этого типа на них не погибло ни одного человека.

- У нас были высокопрофессиональные экипажи: 24 офицера, шесть мичманов и матрос-кок. А когда у пульта акустиков сидит не матрос-первогодок, а прошедший огонь, воду и медные трубы капитан третьего ранга - он обнаруживает такие цели, которые не засечет никакая электроника, - рассказал Алексей Потехин, восемь лет командовавший одной из "Лир".

Хорошую рекламу подлодке сделал американский беллетрист Том Клэнси. В его романах Alfa описывалась как злой гений американских подводников, неуязвимый и смертельно опасный. Способная уйти от вражеской торпеды и догнать любой корабль "Лира" заслужила такую репутацию. Под водой "Лира" за минуту разгонялась с места до 41 узла и на полном ходу могла за 42 секунды развернуться на 180 градусов.

Любимым развлечением советских летчиков Дальней авиации было пугать американские авианосцы. Выследив ордер где-нибудь в Атлантике, Ту-95 на бреющем подкрадывался и с ревом проходил над летной палубой. Авиаторы фотографировали вражью технику и показывали в иллюминаторы дружеские жесты. Подводным аналогом забавы (и боевой задачей заодно) было преследование американских субмарин. У побережья США "Лира" приклеивалась к вышедшему на боевое дежурство ракетоносцу и неделями преследовала его, не давая выйти в район назначения.

Специально для "Лиры" создали пневматические торпедные аппараты, позволявшие стрелять с любой глубины, и ставшие впоследствии знаменитыми ракето-торпеды "Шквал". Рассматривался вариант оснащения АПЛ баллистическими ракетами, но он требовал серьезных изменений конструкции субмарины и от стратегической версии отказались. "Лира" осталась подводным истребителем, титановой акулой.

Как создавался "подводный терминатор"

Советская атомная подлодка проекта 705 "Лира". Фото: Фото: Wikimedia.org

Вас заинтересует

  • Oхота за очередным «Красным Октябрём
  • Подводные лодки проекта «Ясень
  • Британская атомная субмарина HMS Talent "загляделась" на маневры российских кораблей и ударилась о льдину
  • Как создавалась субмарина-истребитель проекта 705
  • Новая подлодка отправилась на испытания



  • Категория: Военная политика / new|Просмотров: 459 | Добавил: Новостник | Дата: 24-01-2016, 08:29 | | | Дополнить статью!
    Рейтинг:
    1 0

    AntfnglSeve   24 января 2016 09:27
    Да... Величие СССР до сих пор заставляет содрогаться врагов от зависти и от ужаса а Патриотов от обиды за развал Великой Державы.

    Adonaldmub   24 января 2016 09:27
    У общества надо восстанавливать запрос на подобное положение дел. За 25 лет открытого развала образования и разрушения нравственности, выросло поколение далёкое в своей массе от понимания, что выжить всем русским народам можно только вместе. Либерализм, принявший формы банального эгоизма, надо искоренять. Когда это поймёт большинство, то и конструкторская школа, производство, лодки и сами подводники у нас будут в достаточном количестве, да и всё остальное появится...

    avordred   24 января 2016 09:27
    Хорошо,но мало.Надеюсь что будет продолжение.

    Enemy_Person   24 января 2016 09:27
    Цитата: амурец

    DominsKemy   24 января 2016 09:27
    Цитата: Колесо

    Vasyl   24 января 2016 09:27
    Лира первая АПЛ проектировавшаяся как однокорпусная, уже тогда было ясно, двойной корпус это жуткий анахронизм. Но...не смогли сломать косность мышления...

    IsraelOi   24 января 2016 09:27
    Подводная лодка проекта 705 (705К) - двухкорпусная, одновальная. Корпус, изготовленный из титанового сплава, по всей длине представлял собой тело вращения. Ограждение рубки - “лимузинного” типа (его обводы, плавно сопрягающиеся с обводами корпуса корабля, были отработаны гидродинамиками ЦАГИ). Прочный корпус разделялся поперечными переборками на шесть водонепроницаемых отсеков. 3-й отсек, где расположен главный командный пункт и служебно-бытовые помещения, ограничивался сферическими переборками, рассчитанными на полное забортное давление.http://www.navy.su/navysub1945/705/index.htmhttp://warcyb.org.ru/news/titanovyj_mech_proekt_705_lira/2012-02-26-473

    SannySip   24 января 2016 09:27
    Цитата: Mera Joota

    AndreyEi   24 января 2016 09:27
    Красота и мощь!

    WalterFat   24 января 2016 09:27
    шедевр однозначно. приделать к такой ракетный двигатель она бы и космосе делов могла наделать.

    amiranchik   24 января 2016 09:27
    "Это создало массу проблем с поддержанием его рабочей температуры, зато полный ход с места лодка развивала за минуту". Очень обтекаемо сказано.

    Vangan   24 января 2016 09:27
    "Необходимость держать реактор в подогретом состоянии, дабы теплоноситель не затвердел". Кстати, это послужило причиной списания самой первой "Лиры"- не уследили.

    Lifecorp   24 января 2016 09:27
    "Это создало массу проблем с поддержанием его рабочей температуры, зато полный ход с места лодка развивала за минуту". Очень обтекаемо сказано.

    Bradleygens   24 января 2016 09:27
    Цитата: blizart

    rem-yug.ru   24 января 2016 09:27
    На современном уровне, с новым подходом к АЭУ, автоматике, с новыми компьютерами и гидродинамикой, такие подводные "хищники" могли и сейчас "дать шороху" полосатоухому флоту. Реакторы с жидкометаллическим теплоносителем, с новыми материалами и "Калибры" в торпедных аппаратах - и истребитель превращается в "министратега"! Правда, шумела эта лодка на полном ходу сильно. А все равно поразить такую, маневрирующую на глубине на полном ходу - и не враз придумаешь, чем. Ядерной боеголовкой, разве что?

    ДЕДОК   24 января 2016 09:27
    Spearfish, ADCAP mod. 5, Black Shark, "Физик"-эти изделия догонят и поразят.

    CliftonGum   24 января 2016 09:27
    Где посмотреть?

    AnastHom   24 января 2016 09:27
    сейчас такой уровень автоматизации достижим?

    DonaldSync   24 января 2016 09:27
    Конечно. И -в более легком и компактном виде (БИУС, САУ и т.п.)Все-таки больше 30 лет прошло.

    MArturohet   24 января 2016 09:27
    Шедевр, загубленный невниманием к необходимости создания береговой структыры для базирования.С другой стороны, в подводном флоте сложилась потом та же ситуация, что и в авиации : средства поражения могли догнать любой объект со скоростью в подводном положении до 50-60узлв и на глубине до 600-700 метров. И важнейшим параметром стала скрытность. И "Лиры" с "Папой" уступили место "Щукам-Б" а потом и "Ясеню"

    JoshuaDib   24 января 2016 09:27
    Что тут можно сказать, снимаю шляпу перед нашими конструкторами которые такое придумали и перед рабочими которые это воплотили в металле. Это шедевр

    Wilbertdery   24 января 2016 09:27
    А интересно лодки списали, а вот разрезали или нет? вроде сейчас лодки с титановыми корпусами модернизируют и вводят в состав флота. А Лиру так же нельзя? сейчас другие технологии и все впихнуть в этот корпус можно много.

    krolik   24 января 2016 09:27
    Все порезали,очень жаль,остались только РО на длительном хранении на ПДХ "Сайда губа"

    VictorCak   24 января 2016 09:27
    Вот выкладываю фото крайней АПЛ 705 проекта.В Гремихе перед выгрузкой ОЯТ.

    SergeyKl   24 января 2016 09:27
    Ёщё несколько фото попытаюсь вставить

    CurtissMymn   24 января 2016 09:27
    какие-то не лады у меня со вставкой фото и видео(((((,да и остальные фото уже в доке,и видны винты, выкладывать не буду.

    korzhensk   24 января 2016 09:27
    Цитата:Лодка получилась небольшая, водоизмещением чуть более 3000 тонн, с одним винтом...?как-то некорректно написано.

    nwspost   24 января 2016 09:27
    Цитата: Горный стрелок

    Логин:
    Пароль:
    Регистрация
    Забыли пароль?


     
    Журналы
    Журнал оружие
    Самодельные jружия
    Свежие новости
    Виды оружея
    Самодельое оружие

    Самодельные пистолеты пулеметы |Дизайн by Devil_Лайка and Vangan|Vangan media © 2009-2020 Sokduerweapons

    » » » Как создавался "подводный терминатор"