Одним из важнейших механизмов зарождения современных войн является происходящая сейчас во многих странах революция не только в военном деле, но и информационная научно-техническая, которая также формирует совершенно новые информационные системы планетарного масштаба. Владение информресурсами в современных войнах стало таким же важным атрибутом, как в прошлых войнах владение силами и средствами, вооружением, транспортом и т.п.
Выигрыш в информационном противоборстве в ходе современных войн может способствовать достижению их стратегических целей.
Главной целью информационного противоборства (информационной борьбы) является сохранение необходимого уровня своей информационной безопасности и снижение уровня этой безопасности у противника. Поставленная цель может быть достигнута решением ряда взаимоувязанных задач, важнейшими из которых будут разрушение информационного ресурса и поля противника и сохранение своего информационного ресурса и поля.
По мнению Владимира Слипченко, автора труда «Войны шестого поколения», под информационным противоборством в бесконтактных войнах надо понимать «новую, именно стратегическую форму борьбы, в которой используются специальные способы и средства, воздействующие на информационную среду противника и защищающие собственную в интересах достижения стратегических целей войны».
При этом целью информационного противоборства в информационных войнах является нарушение нормального функционирования информационного пространства и поражение жизненно важных информационных ресурсов (ИР) противника. Динамика изменений информационного противоборства характеризуется логическими взаимосвязями между категориями: цели и задачи вооруженной борьбы; силы и средства; предмет и объект борьбы; способы и формы ведения боевых действий; пространство и время ведения военных действий.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, СИЛЫ И СРЕДСТВАВ целях завоевания информационного превосходства над противником на первый план выдвигаются следующие задачи: поражение жизненно важных информационных ресурсов (ИР) противника путем уничтожения (искажения) физической записи данных, имеющих ключевое значение для нормального функционирования его политических, военных, экономических и научно-технических структур, а также путем дезорганизации работ его программно-технических средств; установление скрытого контроля над ИР для определения достигнутого уровня его развития, оказание сдерживающего влияния и перераспределения в свою пользу; защиту собственного ИР от всех видов воздействия противника (ядерного, огневого, радиоэлектронного и специального программно-математического); установления (удержания) контроля над важнейшим ресурсом государства информационным и через него – над подчиненными ему ресурсами всех остальных видов.
При этом к силам относятся кадры специалистов по вычислительной технике и информатике, информационным системам и технологиям, организационно сведенные в коллективы, работающие на объектах ИР, как военных, так и относящиеся к предприятиям, учреждениям и организациям гражданского сектора. Характерной особенностью сил, ведущих вооруженную борьбу в новых условиях, является их развивающаяся профессионализация. Кроме того, усложнение оружия и военной техники, интеграция их в рамках больших систем и использование в условиях неопределенности предполагают иную организацию этих сил в более децентрализованных штатных структурах.
Возрастает роль информационных средств вооруженной борьбы. Важной особенностью всех наличных средств вооруженной борьбы (ядерных, обычных, основанных на новых физических принципах, а также средств разведки, радиоэлектронного подавления, СПМВ, управления войсками и оружием) становится их интеграция с целью осуществления цикла «разведка–целеуказание–поражение» в реальном или близком к нему масштабе времени и достижения синергетического эффекта при их совместном использовании.
ИНФОРМАЦИОННАЯ ОПЕРАЦИЯСодержанием изменений способов боевых действий в ведении вооруженной борьбы является появление нового способа – борьба с системами боевого управления; изменение последовательности ведения боевых действий (информационная операция – воздушно-космическая операция – наземная операция); реализация сетецентрических принципов ведения боевых действий.
В частности, в ВС США разработана концепция сетеценрической войны, которая реализована в ОВС НАТО, в ВС Великобритании; в ВС Франции – концепция информационно-центрической войны; в ВС Швеции – оборонная сетевая концепция, базирующаяся на использовании сетей связи. Сущностью сетеценрических концепций является обеспечение устойчивого взаимодействия войск (сил), направленного на надежное сетевое объединение войск (сил) для совместного использования информации, своевременное выделение и распределение информации, единая для всех осведомленность, способствующая эффективному выполнению задач. Широкая реализация сетевых технологий в управлении расширяет доступ пользователей к информации, усиливает горизонтальные связи участников боевых действий.
Информационная операция представляет собой комплекс мероприятий по воздействию на людские и материальные ресурсы противника с целью затруднить или сделать невозможным принятие им решений, адекватных обстановке с одновременной защитой своих информационных систем.
В информационных операциях происходит трансформация понятия поля боя в понятие боевого пространства, в которое помимо традиционных объектов, поражаемых обычными видами вооружения, включены цели, находящиеся в виртуальной сфере, эмоции, образное восприятие действительности, психика противника и т.п. Вооруженная борьба за завоевание и удержание информационного пространства будет разворачиваться в местах концентрации объектов ИР. Особенностью информационной борьбы является широчайший пространственный размах, меняющий представление об удаленности целей, их труднодоступности или недосягаемости.
Временные особенности информационной борьбы обусловлены свойствами времени – протяженности. Протяженность информационного воздействия зависит от условий и видов информационного воздействия и возможности принимать скоротечный, затяжной или необратимый характер. Замедление научно-технического, экономического, вместе с ними и военного развития может привести к необратимым процессам в сфере информационного противоборства.
ПЛАНИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АГРЕССИИИнформационную войну США и НАТО против Союзной Республики Югославии можно разделить на четыре этапа: этап планирования информационного обеспечения агрессии; этап информационного воздействия на политическом уровне (начала агрессии), этап агрессии – поражения США и НАТО; этап реванша США и НАТО.
Информационное обеспечение действий войск (сил) НАТО в ходе военного конфликта планировалось руководством блока по следующим направлениям, объединяемым общим понятием «информационная война»:
– применение разведки для обеспечения войск (сил) необходимой информацией;
– применение мер по введению противника в заблуждение;
– обеспечение оперативной скрытности;
– проведение психологических операций;
– применение боевых электронных средств с целью последовательного поражения всей информационной системы и личного состава;
– разрыв информационных потоков;
– ослабление и разрушение системы боевого управления и связи противника, принятие необходимых мер по обеспечению защиты своей аналогичной системы.
Наибольшее внимание в планах уделялось реализации следующих основных способов ведения информационной войны:
– применение тяжелого вооружения для полного разрушения штабов, командных пунктов и центров боевого управления войск (сил) югославской армии;
– использование соответствующих электронных средств и электромагнитного оружия для подавления и нейтрализации работы центров сбора информации в Югославии, для выведения из строя его средств связи и РЛС;
– введение в заблуждение югославских органов, ответственных за сбор, обработку и анализ разведывательной информации о противнике посредством имитации подготовки и проведения наступательных действий;
– обеспечение оперативной скрытности посредством строгого соблюдения режима секретности и воспрепятствования доступа противника к своей информации;
– проведение психологических операций, особенно с использованием телевидения, радио, печати для подрыва морального духа войск и населения СРЮ.
При реализации перечисленных способов ведения информационной войны важнейшими формами информационного воздействия были информационно-пропагандистские акции, радиоэлектронная борьба, дезинформация. Использовались также специально разработанные методики и новые технологии разрушения баз данных, нарушение работы югославских компьютерных сетей.
Радиостанция «Голос Америки» стала одним из самых мощных информационно-пропагандистских ресурсов, обеспечивавших военную операцию НАТО в Югославии. Фото Сары Стирч
При подготовке агрессии против СРЮ в НАТО придавали большое значение ее информационному обеспечению. Военно-политическое руководство блока исходило из того, что умелое и эффективное осуществление информационно-психологического воздействия в значительной степени определит уровень международной поддержки проводимых НАТО силовых акций и существенно скажется на морально-психологической устойчивости ВС и руководства СРЮ.
При планировании агрессии основные усилия информационных структур блока направлялись на решение следующих задач:
– формирование негативного представления о военно-политическом руководстве СРЮ как об источнике кризиса и основной причине гуманитарной катастрофы в Косово и Метохии, деструкцию морально-этических ценностей сербского народа и нагнетание неблагоприятного психологического климата в отношениях различных политических сил СРЮ;
– создание и поддержание у ВПР СРЮ сдерживающего страха перед силовыми акциями НАТО, в том числе и за счет подчеркивания реализуемости декларируемых угроз, афиширования высокой эффективности имеющихся сооружений и потенциальных возможностей объединенных ВС блока;
– формирования репутации внешнеполитического руководства США и НАТО, как весьма жесткого в своих решениях и последовательного в действиях;
– прицельную информационную обработку ключевых фигур в руководстве СРЮ на основе учета их психологических особенностей, политической и иной ориентации, пропаганду и внедрение форм общественного поведения, снижающих моральный потенциал нации.
Одновременно с решением перечисленных задач планировался целый ряд мероприятий по воздействию на информационную инфраструктуру СРЮ, так как, по мнению американцев, важным в развитии политических кризисов является частичная или полная потеря институтами власти контроля над ситуацией из-за нарушения информационной инфраструктуры.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПОЛИТИЧЕСКОМ УРОВНЕАмериканские специалисты определили объекты воздействия следующим образом: на политическом уровне – это широкие слои населения стран НАТО и мировая общественность, на стратегическом – правительство, народ и вооруженные силы Югославии. Все мероприятия планировалось провести в два этапа.
На этом этапе (начало агрессии) было предусмотрено информационное воздействие на политическом уровне. Его основными объектами являлись: широкая общественность стран НАТО, других государств Европы, включая Россию, население Ближнего и Среднего Востока, Азия. Главные цели, поставленные на этом этапе, состояли в обеспечении международной поддержки курса США и их союзников по НАТО в отношении СРЮ, убеждении мирового сообщества, что в Югославии нарушаются права албанцев, и оправдании необходимости применения военной силы.
Основные задачи в информационной войне в США выполняли Государственный департамент; Информационное агентство (ЮСИА) со своими подразделениями (международные спутниковые сети, радиостанции «Голос Америки», «Свобода», «Свободная Европа»); Центральное разведывательное управление и специалисты-психологи из Пентагона.
Структурные подразделения ЮСИА бесплатно рассылали в адрес тысяч радиостанций многих стран мира свои передачи в записи, издавали различные информационные бюллетени. Большое значение в деятельности ЮСИА придавалось реализации американских материалов в зарубежной прессе.
Составной частью информационной агрессии явилось и развертывание направленного и интенсивного вещания на территорию Югославии радиостанции «Голос Америки», уничтожение теле- и радиоцентров с целью обеспечения контроля над общественным мнением населения. Так, после разрушения телецентров в Приштине и Белграде местные жители вынужденно оказались в информационном поле СМИ только стран НАТО.
Причем в рамках информационно-пропагандистских акций было спланировано ведение радиовещания на Югославию с территорий сопредельных стран, а также разбрасывание листовок, тогда как для нарушения работы югославских компьютерных сетей Нью-Йорским университетом по заказу Пентагона были разработаны программные пакеты вирусов для внедрения в компьютерные базы данных.
ЭТАП АГРЕССИИ – ПОРАЖЕНИЯ США И НАТОНа этапе (начала агрессии) акцент был сделан на ведении информационного противоборства на стратегическом уровне. В качестве основных объектов воздействия на территории СРЮ были определены его правительство, личный состав вооруженных сил и население. Конечная цель всех мероприятий по информационному воздействию на этом этапе – безоговорочная капитуляция СРЮ на условиях США и НАТО.
Роль главного агитатора и пропагандиста, призванного защитить позицию США и НАТО, была отведена президенту США Биллу Клинтону и его команде. Клинтон в своем обращении к соотечественникам популярно разъяснил причины применения военной силы в отношении суверенного государства. Затем в роли защитника позиции США и НАТО подключился министр обороны Уильям Коэн. В первый день бомбардировки он выступил сразу в восьми телепрограммах, в пяти утренних выпусках новостей основных телеканалов и трех наиболее популярных вечерних информационно-аналитических передачах. Коэну помогали помощник президента по национальной безопасности Сэмюел Бергер и госсекретарь Мадлен Олбрайт.
Был осуществлен запуск серии передач заказного характера на телевизионном канале CNN, в ходе которых военные эксперты выступили с активной пропагандой в пользу действий НАТО. Осуществлялись психологические операции и дезинформация, а в качестве допметодов по оказанию психологического давления на «несговорчивых» югославов американские спецы избрали введение против Югославии полной экономической блокады; инсценировку (провоцирование) гражданского неповиновения, митингов и демонстраций протеста; нелегальные подрывные и террористические акции.
Информационное воздействие в операции НАТО «Союзническая сила» велось с использованием отлаженного механизма, который был успешно апробирован в ходе подготовки и ведения военных операций ВС США в 90-х годах («Буря в пустыне» в Ираке, «Поддержка демократии» на Гаити, миротворческая операция ИФОР–СФОР в Боснии и Герцеговине и др.) Главные усилия в борьбе за информацию между ОВС НАТО и ВС Югославии были сосредоточены в информационно-психологической и информационно-технической сферах.
Основной составляющей информационного противоборства ВС НАТО во время агрессии против СРЮ являлось массированное идеологическое и психологическое воздействие крупнейших СМИ стран Запада и сил психологической войны ВС США на население и личный состав ВС Югославии, государств Североатлантического блока, а также мировую общественность. Для обеспечения позитивного мирового общественного мнения о действиях ОВС НАТО в операции «Союзническая сила» страны блока вели мощную и активную пропагандистскую кампанию, направленную на формирование образа врага, против которого не только можно, но и необходимо применить оружие. При этом активно использовались традиционные методы воздействия на общественное сознание: репортажи о событиях; описание актов геноцида албанского населения Косово и Метохии; демонстрация силы и показ возможностей современных видов вооружения ВС США и других стран альянса, результатов ракетно-бомбовых ударов по Югославии; комментарии социологических опросов, связанных с событиями на Балканах.
В то же время повсеместно занижались боевые потери блока, замалчивалась информация о просчетах руководства НАТО, гибели мирного населения, выступлениях мировой общественности против эскалации военных действий. Таким образом, главной целью информационно-психологического воздействия США и руководства НАТО на население и ВС стран – участниц вооруженного конфликта стало формирование такого общественного мнения, которое в значительной степени оправдывало бы агрессию ОВС альянса против суверенного государства.
Однако тенденциозный, агрессивный характер информационного воздействия, осуществляемого НАТО в рамках начавшейся операции, впервые вызвал активное противодействие со стороны Белграда. Анализ событий показывает, что руководство США и НАТО на этом этапе операции оказалось не в полной мере готово к таким ответным действиям СРЮ. Подтверждением тому являются не только негативные для НАТО результаты социологических опросов, но и конкретные действия альянса, предпринятые уже по ходу операции для того, чтобы вернуть утраченную инициативу в информационном противоборстве.
Используя все возможности СМИ, военно-политическому руководству Югославии удалось временно перехватить инициативу в информационно-психологическом противоборстве. Югославские СМИ, задействованные в пропагандистской кампании, удачно использовали факты жертв среди гражданского сербского и албанского населения Косово и Метохии, нарушений ОВС НАТО основных положений Женевских конвенций и дополнительных протоколов к ним, а также поддержку политических, религиозных и общественных деятелей России, Украины, Белоруссии и других государств.
Проведенные контрмеры вызвали всплеск патриотических чувств среди населения Югославии и подъем морально-психологического состояния военнослужащих ВС СРЮ. За счет ограничения передвижения иностранных журналистов, введения запретов на распространение определенной информации руководство СРЮ добилось сокращения количества сообщений СМИ негативного характера о проводимой им политике.
Таким образом, своевременно принятые меры политическим и военным руководством СРЮ на этом этапе операции «Союзническая сила» помешали США и блоку НАТО убедить мировую общественность в адекватности методов и способов проведения военной операции в Югославии, справедливости ее целей и задач. В результате в мировом общественном мнении произошел определенный раскол в отношении политики США и НАТО на Балканах.
РЕВАНШВременные неудачи США и его союзников по западному альянсу в информационно-психологическом противоборстве с Югославией были также обусловлены и многочисленными ошибками, которые были допущены руководством НАТО в сфере связей с общественностью. Так, настоящий провал произошел при интерпретации руководителями НАТО факта авиационного удара по колонне беженцев в Косово и Метохии 14 апреля 1999 года. Пресс-службе альянса потребовалось пять дней, чтобы предоставить собственную более или менее ясную версию случившегося.
Несогласованность действий руководителей блока и его пресс-службы наблюдалась также и при оправдании авиационных ударов ОВВС по зданию посольства Китая в Белграде 8 мая, транспортным средствам (12 апреля, 1, 3, 5, 30 мая) и жилым кварталам в городах Алексина (5 апреля), Приштина (9 апреля), Сурдулица (27 апреля, 31 мая), Ниш (7 мая), Крушевац (30 мая), Нови-Пазар (31 мая) и другим объектам.
Участившиеся провалы и упущения в работе пресс-службы НАТО привели к тому, что в ходе операции в штаб-квартире блока в Брюсселе произошла серьезная реорганизация информационно-пропагандистского аппарата НАТО. Аппарат пресс-службы был усилен опытными специалистами в области «паблик рилейшнз», в том числе организаторами предвыборных кампаний в США и Великобритании.
Для восстановления утраченного в информационном противоборстве превосходства НАТО предприняло целый ряд решительных мер.
Во-первых, ряд ведущих мировых радиостанций («Голос Америки», «Немецкая волна», «Би-би-си» и др.) значительно увеличили интенсивность радиовещания в УКВ-диапазоне на страны Балканского региона на албанском, сербохорватском и македонском языках. При этом радиостанции использовали американские передатчики, которые в срочном порядке были установлены на границах с Сербией. Передачи информационно-психологической направленности из-за пределов воздушного пространства СРЮ осуществлялись силами авиационной группы 193-го авиакрыла сил спецопераций Национальной гвардии ВВС США с бортов самолетов EC-130E/RR.
Во-вторых, с целью подрыва информационно-пропагандистского потенциала Югославии ОВВС НАТО нанесли ракетно-бомбовые удары по теле- и радиостанциям, студиям и ретрансляторам, редакциям СМИ, большинство которых было уничтожено, что фактически означало ликвидацию системы телерадиовещания СРЮ.
В-третьих, на исходе второго месяца вооруженного конфликта под давлением НАТО совет директоров европейской телевизионной компании «ЕУТЕЛСАТ» принял решение о запрете для компании «Радио и телевидение Сербии» вести вещание через спутник. В результате Сербское государственное телевидение лишилось последней возможности транслировать передачи на страны Европы, а также на значительную часть территории своей республики.
В-четвертых, силами психологических операций ВС США над территорией Югославии было разбросано более 22 млн листовок с призывами к сербам выступить против президента С. Милошевича и способствовать быстрейшему завершению операции объединенных сил НАТО.
В-пятых, впервые мощная информационная поддержка крупной военной операции НАТО была развернута в сети Интернет. Подавляющее большинство указанных сайтов было создано непосредственно или при содействии американских специалистов по компьютерным технологиям, что, безусловно, повысило эффективность пропагандистской кампании НАТО.
В итоге, несмотря на отдельные сбои, руководство НАТО сумело переломить ситуацию в информационно-психологическом противоборстве с Югославией и завоевать превосходство. Пропагандистский аппарат альянса выполнил поставленные перед ним задачи, своевременно внес коррективы в свою деятельность и применил новые формы и методы информационно-психологического воздействия на противника. Еще одной составляющей информационного противоборства в операции «Союзническая сила» явилось информационно-техническое противостояние ОВС НАТО и ВС СРЮ.
Борьба за информационное доминирование развернулась прежде всего в сфере электронных средств разведки, обработки и распространения информации ОВС НАТО при активном использовании современных средств и систем разведки, связи, радионавигации и целеуказания. В связи с этим соответствующие подразделения ОВС НАТО провели широкомасштабные акции по поражению важнейших пунктов управления ВС СРЮ, других элементов государственной и военной информационной инфраструктуры Югославии, а также подавлению находящихся на вооружении югославской армии систем радиосвязи и радиолокационной разведки.
В ходе нанесения авиационных ударов по объектам информационной инфраструктуры ОВВС альянса использовали следующие виды нового оружия: управляемые авиабомбы JDAM с наведением по сигналам радионавигационной системы GPS (США); УАБ JSOW и WCMD; авиабомбы для вывода из строя средств радиолокации (т.н. «И»-бомбы, обладающие способностью генерировать мощные электромагнитные импульсы в радиодиапазоне частот).
Полной дезорганизации системы управления ВС Югославии удалось избежать лишь благодаря комплексному применению защитных мер, включающих оперативную маскировку, радиоэлектронную защиту и противодействие разведке противника. Творчески используя опыт иракских ВС в борьбе с МНС во время войны в Персидском заливе, ВС СРЮ удалось отразить большинство ударов интеллектуальным оружием, сохранить большую часть своего вооружения и военной техники, в том числе средств радиосвязи, радиотехнической и радиолокационной разведки.
Большое значение для сохранения боеспособности армии имели: своевременный перевод системы управления группировками войск (сил) ВС Югославии на полевые пункты управления; периодическая передислокация частей и подразделений; маскировка вооружения и военной техники; устройство ложных позиций, в том числе с использованием надувных макетов тяжелого вооружения; введение режимных ограничений на работу радиоэлектронных средств. Другой важнейшей составляющей информационно-технического противоборства явилась борьба за информацию в вычислительных системах. Югославские хакеры неоднократно пытались проникнуть через сеть Интернет в локальные вычислительные сети, используемые в штабах ОВС НАТО. Массовые запросы серверов этих сетей в отдельные периоды времени затруднили функционирование электронной почты. И хотя действия хакеров имели эпизодический характер, применение информационного оружия следует считать перспективным направлением информационного противоборства.
Безусловно, США и НАТО, обладающие более совершенными методами и средствами информационного противоборства, добились в ходе военного конфликта подавляющего превосходства в информационной сфере. Вместе с тем активные действия военно-политического руководства Югославии по нейтрализации информационно-психологических воздействий со стороны НАТО позволили ослабить информационный натиск на личный состав ВС СРЮ и население страны, а на одном из этапов даже перехватить инициативу в этом противоборстве.
Стратегия оборонительных военных действий ВС Югославии, ограниченность средств ведения радиоэлектронной борьбы, отсутствие методологии применения информационного оружия не позволили им провести комплекс мероприятий по активному информационно-техническому воздействию на системы управления, разведки и навигации противника. Это обусловило поражение ВС СРЮ в информационном противоборстве с ОВС НАТО.
Можно констатировать, что информационное противоборство в операции «Союзническая сила» занимало значительное место в действиях противостоящих сторон. Полученный опыт, а также перспективы технического развития дают основание выделить этот вид противоборства в рамках вооруженной борьбы в отдельную область противостояния между государствами или союзами государств.
Вас заинтересует
Кибервойска Беларуси: миф или реальность
Цензура не пропустит
Война на опережение
Ставка на информационный спецназ
Как отбить атаку из космоса