Как сообщают СМИ, к верховному представителю ЕС по иностранным делам Федерике Могерини обратились одиннадцать депутатов Европарламента с требованием разобраться с заходом российских военных кораблей в испанский порт Сеута. Депутаты, в основном представляющие Польшу и Прибалтику, выразили мнение, что такие визиты нарушают режим санкций, так как конечным пунктом для многих кораблей является Крым. Кроме того, прозвучало мнение, что россияне могут «шпионить за Гибралтаром», а также была высказана совсем уж нелепая версия о том, что кораблями могут снабжаться российские войска на Украине. По информации испанских журналистов, обращение было инициировано американскими и британскими организациями.
Сеута — это испанский полуэксклав на африканском побережье, который наряду с Мелильей является автономным владением Королевства. После ликвидации Испанского Марокко и захвата марокканцами Западной Сахары эти территории оказались фактически в осаде. Марокко предъявило на них территориальные претензии и ждёт лишь подходящего случая, как то было с Западной Сахарой, чтобы провести захват.
Сеута в последние годы стала наиболее удобной остановкой для кораблей военно-морского флота России, направляющихся в Средиземное море или выходящих из него. Основных причин тут сразу несколько: Сирийская гражданская война, сомалийские пираты, обновление Черноморского флота. По подсчётам наблюдателей, российские корабли заходили с 2011 года на Сеуту более 50 раз, оставляя в анклаве немалые деньги как через централизованную закупку дизельного топлива, пресной воды и продуктов питания так и в частном порядке отдельными офицерами в местных магазинах. Все это оседает в местном бюджете и снижает затраты центрального правительства. Да и англичан в Гибралтаре присутствие русских раздражает весьма сильно.
К чести руководства Испании, оно пока на давление не поддаётся. Правда, серьёзного воздействия по данному вопросу ЕС, НАТО или Вашингтон ещё не оказывали, и, если это случится, Мадрид может и уступить. При наиболее мягком сценарии российским морякам придётся указывать в качестве конечного пункта не Севастополь, а скажем, Новороссийск, чтобы избежать проблем с санкционным режимом. В радикальном варианте от услуг испанских портов придётся вообще отказаться, поискав более подходящие места в Марокко или Алжире.
Куда более интересен вопрос, почему евродепутаты озаботились вопросом Сеуты именно сейчас, хотя раньше особых претензий к испанцам не было. В принципе, определённая логика, помимо банального желания создать трудности России, в действиях просматривается: связана она с грядущим пополнением Черноморского флота кораблями и подводными лодками, что строятся на балтийских верфях или проходят испытание на севере. В особенности теми, которые способны нести крылатые ракеты «Калибр» большой дальности. Хотя недопоставка украинских и немецких силовых установок надолго сорвала сроки строительства новых кораблей, часть из них отечественные судостроители успели закончить. В этом году на Чёрное море должны прибыть фрегаты «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров», а также подводные лодки Б-262 «Старый Оскол», Б-265 «Краснодар» и Б-268 «Великий Новгород».
Появление этих кораблей на Черноморском флоте всё больше превращает его из изолированного и уязвимого соединения в грозное оружие с длинными руками. И если пополнению флота новыми «Буянами-М» европейцы помешать не в состоянии по географическим причинам, то затруднить прибытие крупных кораблей они вполне способны. В этом смысле скандал вокруг Сеуты начинает играть новыми красками.
Если эти предположения верны, то настораживает спешка, с которой для российского флота хотят закрыть Сеуту. Очевидно, что она имеет краткосрочный эффект и нацелена на то, чтобы уже готовые корабли не попали на Черноморский флот уже в этом году, или даже в ближайшие полгода, так как дальше Москва сумеет найти альтернативные маршруты. Простая логика подсказывает, что в этот период на Юге возможны военные провокации, и морские носители «Калибров» способны сыграть роль ultima ratio.
Другая причина скандала вокруг Сеуты может лежать рядом с запланированным на это лето (или осень) походом авианосца «Адмирал Кузнецов» в Сирию. Там себя должны показать не только старички Су-33 и Су-25УТГ, но и новые МиГ-29К. Это будет первое за долгое время применение столь могучего корабля против реального врага, тренировка для морской авиации, демонстрация флага и много чего ещё.
Так или иначе, морскому начальству есть о чём подумать. Класть все яйца в одну испанскую корзину, конечно, проще всего, но, принимая во внимание все обстоятельства, едва ли разумно.
Вас заинтересует
«Адмирал Григорович
Второй этап госиспытаний «Адмирала Эссена
Развитие Черноморского флота
Черноморский флот: от Гибралтара до Сокотры
ВМФ России в 2014 году примет в свой состав около 40 кораблей и судов