Доктор политических наук Уильям Энгдаль считает, что Турция, подзуживаемая Вашингтоном, добивается возобновления конфликта в Нагорном Карабахе. Однако есть силы, что противостоят этому: в Азербайджане недавно прошла встреча, посвящённая транспортному коридору «Север — Юг». Развитие торговых отношений в сердце Евразии может нанести ущерб доминирующей позиции Запада. Вот потому-то союзники Вашингтона и предпринимают попытки возобновить карабахский конфликт.
Статья У. Энгдаля (F. William Engdahl) появилась в мае на сайте «Нового восточного обозрения».
Из-за недавней напряжённости между Арменией и Азербайджаном и закипевшем конфликте из-за Нагорного Карабаха заявление министра иностранных дел России Сергея Лаврова по итогам переговоров со своим иранским коллегой прошло почти незамеченным. А ведь Лавров сказал, что начнётся проработка реализации транспортного коридора «Север — Юг» вдоль Каспийского моря. И важно здесь то, что Азербайджан тоже согласился участвовать в проекте.
Если это верно, то это значит, что русская дипломатия, двигаемая желанием развивать экономическую инфраструктуру, вновь переиграла Вашингтон, желающий вести войны во всём мире для сохранения статуса США в качестве сверхдержавы.
7 апреля, на встрече в азербайджанской столице Баку, несколько часов спустя после выхода страны из полномасштабного военного конфликта в Нагорном Карабахе, «спровоцированном отчаявшимся президентом Турции Эрдоганом», Сергей Лавров сказал журналистам, что Россия, Иран и Азербайджан договорились начать переговоры по реализации транспортного коридора «Север — Юг». При этом заявлении присутствовал министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф и министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров.
Сергей Лавров отметил, что прошло обсуждение вопросов, связанных с материальной стороной сотрудничества. «Мы договорились, что наши соответствующие ведомства приступят к детализации практических аспектов реализации проекта транспортного коридора «Север — Юг» вдоль западного побережья Каспийского моря», — сообщил министр. Реализация, по его словам, подразумевает «работу с участием министерств транспорта, которые должны проработать технические и финансовые параметры проекта».
Эту договорённость России, Ирана и Азербайджана мистер Энгдаль называет «золотым треугольником». Инициатива — это огромный шаг по созданию крупного экономического пространства в Евразии, «евразийского хартленда». Это пространство, о появлении которого предупреждал британский крёстный отец геополитики сэр Хэлфорд Макиндер, говоря, что оно станет серьёзной угрозой для продолжения гегемонии Британской империи (позднее наследницей её стали США).
Современный транспортный коридор «Север — Юг», проект которого известен с переговоров в 2002 году, в конечном итоге свяжет Индию, Иран и Азербайджан со странами и рынками Евразийского экономического союза, куда входят и Армения, и Россия, и Казахстан, и Кыргызстан, и Беларусь.
Транспортный коридор изменит экономическое пространство Евразии, уверен аналитик. Он преобразит всю экономику Евразии.
«Север — Юг» станет современным морским, железнодорожным и автодорожным маршрутом, по которому будут перемещаться грузы между Индией, Ираном, Азербайджаном, Россией, Центральной Азией и, возможно, если только страны ЕС когда-либо «обретут разум и откажутся от поддержки военного правительства Украины и от санкций в отношении России», между государствами Евросоюза.
Новый коридор соединит некоторые из крупнейших городов мира, в том числе Мумбаи, Москву, Тегеран.
Ещё в 2014 году были проведены моделирующие испытания двух маршрутов. Первый — из Мумбаи в Баку через иранский порт в стратегическом Ормузском проливе. Второй — из Мумбаи до российского порта в Астрахани через Бендер-Аббас, Тегеран и каспийский иранский порт в Энзели. Целью исследования было выявление и устранение узких мест в проекте. Исследование показало, что транспортные расходы по маршруту Индия — Россия сократились на $2500 за 15 тонн груза.
Исследование, проведённое Федерацией экспедиторов (Индия), позволило высчитать, что проектный маршрут станет на 30% дешевле и на 40% короче, чем действующие маршруты (идущие от Мумбаи через Красное море и Суэцкий канал, через Средиземное море и Гибралтар, через Ла-Манш к Санкт-Петербургу и Москве).
США устроили на Украине государственный переворот в феврале 2014 года, пишет далее Энгдаль. «Коррумпированные олигархи и неонацисты» делают все, чтобы разорвать отношения между Россией и ЕС. Однако им пришлось временно отказаться от планов развалить проект транспортного коридора «Север — Юг». И теперь, наряду с китайской инициативой «Один пояс, один путь», большой проект «Север — Юг» создаст цельное экономическое, политическое и военное пространство, которое в скором времени может привести к «евразийскому веку» — примерно такому же, каким был «американский век». Американское же мировое доминирование, явившееся на сцену после 1944 г., будет сокрушено так же, как Римская империя в четвёртом веке нашей эры. Восток сегодня демонстрирует волю к созиданию, а вот Запад, считает аналитик, способен лишь на уничтожение.
16 мая, добавим, стали известны итоги обсуждения главами железных дорог России и Ирана перспектив сотрудничества в развитии железнодорожной инфраструктуры региона Каспийского бассейна. Об этом сообщается в пресс-релизе РЖД.
«Сейчас потенциал нашего взаимодействия используется далеко не в полную силу. В то же время у железных дорог России и Ирана накоплен опыт в совместной реализации инфраструктурных проектов: в 2012 году РЖД завершило электрификацию железнодорожной линии Тебриз — Азаршахр», — приводит ТАСС слова главы РЖД Олега Белозёрова.
Была затронута и тема формирования прямого железнодорожного сообщения по западной ветви транспортного коридора «Север — Юг». По проекту предусмотрено строительство линии Решт — Астара, которая соединит железные дороги России, Азербайджана и Ирана. Это позволит ускорить доставку грузов между странами Европы, Персидского залива и Южной Азии.
По итогам встречи стороны подписали протокол об основных направлениях дальнейшего сотрудничества РЖД и Иранских железных дорог. Указывается, что стороны продолжат взаимодействие в сфере реализации совместных проектов, укрепления сотрудничества и привлечения дополнительных грузопотоков на транспортный коридор «Север — Юг».
Обозревал и комментировал Олег Чувакин
— специально для topwar.ru
Вас заинтересует
Урегулирование в Нагорном Карабахе: мнения экспертов
Вашингтон выразил озабоченность по поводу перекрытия Россией некоего "гуманитарного коридора" из Турции в Алеппо
Минобороны Азербайджана заявляет о 10 убитых в ходе боя на участке границы с Нагорным Карабахом
Лавров в Баку: повестка дня — карабахский конфликт?
Саммит прикаспийских государств в Астрахани: задачи и их решения