Когда произошли известные события в Актобе (Актюбинске), перед тем, как что-то сказать по этому поводу, я весьма подробно ознакомился с большим количеством высказываний по этой теме. И умных людей, и пришлось изучить много откровенного бреда. Лучшее бредоносное творение принадлежало перу господина Лимонова, кстати.
Вот портфолио очень хорошего дизайнера, посмотрите его на сайте
http://advteam.ru/portfolio/.
Однако любой анализ событий хорош, когда есть мнение с другой стороны. И я весьма серьезно озаботился поиском контактов с нашими казахстанскими читателями. И данный материал — плод нашей долгой беседы с одним из них.
Мне весьма жаль, что из числа приглашенных к разговору (а послал приглашение я 12-ти читателям) на прямую беседу согласился только один. Возможно, результат нашей беседы будет и не совсем объективен, но... Хорошо, что хоть один откликнулся. Могло быть и хуже.
Что мы хотим показать своим совместным творением? А показать хотелось бы некий анализ происходящего в Казахстане с совместной точки зрения. Понятно, что у меня в России она одна, а в Казахстане может быть совсем другая. А истина, как известно, где-то там, посередине. Не знаю, получилось ли у нас найти эту середину, но вот что вышло, то и предлагаем.
Итак, Казахстан вообще, Актобе в частности. С общей точки зрения.
Много слов было сказано на тему того, что это репетиция майдана и все в таком духе. Немного подогрели и казахстанские СМИ, сообщившие со ссылкой на КНБ (ФСБ по-русски) о "попытке госпереворота".
Людям умным (к коим себя причисляю) было понятно, что силами двух десятков организмов, вооружившихся в охотничьем магазине, госперевороты не устраиваются. Маловато будет. Следовательно, здесь налицо что-то другое.
Если взять за точку отсчета майские события, которые некоторые поспешили назвать "цветной революцией", то здесь можно сказать следующее. Это не "цветная революция" и даже не репетиция. Как проходят действия подобного плана, мы все в курсе. Это Киев, это Тбилиси. Репетиция — это Москва, Болотная площадь. Тот мизер, который собрался в городах в мае, даже репетицией не назвать. Мизер — он и в Африке мизер.
Основная заслуга в шуме и гаме, поднятом вокруг майских событий, принадлежит СМИ. Причем СМИ вполне определенного толка. Как оппозиционных Назарбаеву, так и оппозиционных Казахстану как союзнику России. СМИ с огромным удовольствием постили фотографии того, как ребята в балаклавах "упаковывали" участников митингов.
Вопрос количества и качества оставляем открытым, потому как, например, в Павлодаре собралось аж 50 человек. А задержали одного — собственно, устроителя митинга, бывшего депутата парламента Серикбая Алибаева. Остальные просто поговорили и разошлись.
Июньские же события в Актобе вызвали странное ощущение. После майских событий все силовики были приведены в повышенную готовность. А спецслужбы "рыли" без остановки. Есть мнение, что КНБ "встал на след", и все, что последовало после, является не заранее четко спланированным актом, а экспромтом. И, если бы эти люди не перешли к активным действиям, то в течение весьма короткого времени они оказались бы в руках КНБ. Этим, кстати, вполне нормально объясняется и подготовка выступавших, и знание ими целей и задач. Скажем так, никакая подготовка.
Все произошедшее не снимает ответственности за не совсем впечатляющую работу силовиков. Оправдание только одно — нет такого уровня подготовки, как у российских коллег. Но тут простите, а кто мешает сотрудничать и перенимать опыт? Тем более что российские силовики свой опыт оплачивали потом и кровью. И у них есть чему научиться.
С другой стороны, основная задача по нейтрализации террористов была выполнена. Если взять финал, то он тот какой и должен быть: террористы уничтожены, цели и задачи ими не выполнены. Жертвы... Об этом мы уже сказали выше. Жертв могло быть меньше.
Что происходит сегодня за кулисами этих событий, сказать сложно. МВД не любит афишировать свою работу, но то, что задержаний было много, общеизвестно. И были как административные дела, так и уголовные.
Вопрос внешнего или внутреннего управления мы даже не рассматриваем. Если нормально связать оба факта происшествий, то вывод один — работали под управлением извне.
Вообще, все выглядит довольно странно. Скажем так, если уж и поднимать народ, то делать это надо по образцу и подобию цветных революций, в густонаселенных районах. То есть на юге. В том же Чимкенте, например.
Пример взят неспроста. Рядом Узбекистан, где ислам более каноничен, нежели в Казахстане. Там и религиозных группировок не то что больше, там они есть. В отличие от Казахстана. Конечно, они и в Казахстане присутствуют, но... на уровне младшей группы детского сада в сравнении с университетом.
Для поднятия волны на религиозной основе север Казахстана абсолютно непригоден. И из-за малочисленности населения, и из-за неоднородности религий. Намешано всего. И нет на севере таких уж ярко выраженных религиозных настроений. Вторично.
Но если говорить об Актобе, то там есть одна вещь, которой нет в Чимкенте. Граница с Россией.
Возможно, это и стало причиной выбора места для "репетиции".
КНБ уже с 2011 года ведет отработку с самого первого случая. Вероятно, именно в колонии Актобе содержались те, кто был привлечен ранее. Не зря же в планах террористов был захват колонии и освобождение содержащихся там осужденных.
Сегодня в Актюбинской области проводятся операции, задерживаются люди в поселках и городах, отработка идет. Нельзя упрекнуть казахстанских силовиков в излишней неповоротливости, отработка идет. Результаты... результаты будут. Со временем. Не всех задержанных отпускают, видимо, есть от чего отталкиваться и с кем работать.
В целом ситуация получилась своеобразная. В начале власть сама дала повод, не разъяснив толком населению суть земельных нововведений. Чем не преминула воспользоваться оппозиция. Но правительство тут же пошло на попятный, относительно пригасив протестные настроения как с помощью разъяснительной работы, так и задействовав силовиков. На законных основаниях.
Гибкость в политике Назарбаева всегда прослеживалась тяжело. Но в этом случае власти отреагировали максимально оперативно и без излишней жесткости. Очевидно, признав свои промахи.
И тогда в ход пошла религия. Точнее, религиозные фанатики.
По данным казахстанских ведомств, на сегодняшний день количество тех же салафитов оценивается в 13-15 тысяч. По сравнению с общим населением — капля в море. Но как база для начальных телодвижений — достаточно. В конце "нулевых" годов был эксперимент по созданию молодежного салафитского движения. Эксперимент не удался. В итоге салафитов в Казахстане начали постепенно притеснять, причем властные структуры, но само религиозное течение под запрет не попало. Причем не попало до сих пор, что довольно-таки странно.
Вообще, в отличие от того же Узбекистана, Казахстан — страна слаборелигиозная. И, как бы это странно ни звучало, религиозный фанатик из казаха никакой. И от того, что должной подготовки не было, и в силу внутреннего мироустройства.
И так вышло, что когда пришла независимость, то в вопросах религии казахи оказались в аутсайдерах. При СССР было чем заняться, а когда не стало империи, и так вышло, что надо что-то делать в духовном направлении, то культовых служителей за государственный счет обучали за рубежом.
Обучили. Но потом Назарбаев вовремя понял, что халяву надо закрывать. И закрыл. Сегодня желающий стать имамом и пройти обучение в Египте или Саудовской Аравии все еще может это сделать. За свой счет. Что, кстати, не дает ему права работать с паствой. Для этого еще надо пройти... сертификацию, что ли...
В целом радикальные религиозные организации в Казахстане есть. Но не на таком уровне, чтобы можно было говорить о внутренних конфликтах именно на религиозной основе.
События, происшедшие 6 июня, все-таки из ряда вон выходящие. Не только потому, что было совершено нападение на оружейные магазины и воинскую часть. Здесь, кстати, прослеживается почерк российских кавказских бандформирований из недавнего прошлого. Весьма похоже на события в Ингушетии, Чечне, Дагестане. Вполне вероятно, что тогдашние непосредственные исполнители теперь играют роль инструкторов, но методика действий ничуть не изменилась.
13 убитых террористов, 6 убитых военнослужащих и гражданских, порядка 50 раненых. Могло быть и хуже. И намного хуже. Но, как бы ни критиковали действия силовиков, со своей задачей они справились.
Другой вопрос, насколько вообще организаторы акции были заинтересованы в ее успехе. Исходя из того, что "работали" местные радикалы-фанатики, которые изначально не могли рассчитывать на поддержку населения (что события и показали), под внешним управлением, или нет, можно с уверенностью сказать, что на успех никто не рассчитывал.
Внимательно изучив материалы о происшедшем, можно сделать вывод о том, что шанс был ничтожный. Нападавших было недостаточно даже для гипотетического контроля над городом, даже принимая во внимание наличие (возможное) единомышленников в колонии.
Однако двух десятков экстремистов оказалось вполне достаточно для проверки сценария. Вероятность того, что участников акции всех уничтожат при противодействии, была велика. Силовики в Казахстане, может, и не столь профессиональны, как их российские коллеги, но действовать жестко умеют. Так что достигнуть хоть какого-то успеха, либо тривиально выжить — такой возможности у нападавших не было изначально. Плюс полное отсутствие личной подготовки к таким действиям.
Но кто, кроме родных и близких станет жалеть фанатиков? А для стоящих за событиями и тем более, вопрос "пушечного мяса" — не вопрос вообще. Это очевидно.
А посмотреть, далеко нападающие смогут реализовать разработанные планы, как будут реагировать на все это казахстанские силовики — это важнейший результат операции. Есть некая уверенность в том, что именно это было главным, а не желание вооружить какое-то количество фанатиков, освободить несколько десятков зеков и прочее. Изучение возможностей силовиков — вот основная цель. И она была, к сожалению, выполнена. И погибли люди. Остальное — элементы запугивания и дестабилизации, истерия в некоторых СМИ — это уже вторично.
Можно ли ожидать продолжения? Можно и нужно. Тем более что события 5 июня выявили не совсем хорошую готовность силовых структур к внезапному появлению на улице вооруженной толпы. Понятно, что выводы сделаны будут, и довольно быстро. Это суть правления Назарбаева. Реагировать, и реагировать эффективно — в этом залог успеха в войне, которая фактически постучала в казахстанские ворота.
Хорошо, когда в войне есть союзники. Сирия это показала ярко и четко. Настоящие союзники, а не говорящие. И такой союзник есть.
Ведь все, что дестабилизирует ситуацию в Казахстане, является проблемой и для России. И у нас, ко всем существующим, есть еще одна общая проблема — исламский радикализм. И его можно победить только работая рука об руку. День сегодняшний показывает всему миру, что терроризм экстрерриториален. Руководство может находиться где-нибудь в Катаре или Саудовской Аравии, инструкторы в любой из соседних стран или даже в самом Казахстане, а исполнители... Исполнители — это головная боль для любой страны.
Да, случившееся в Актобе — это внутреннее дело Казахстана. Но в то же время и внешнее дело для России. Казахстану не стоит запираться в собственных границах, наоборот. Эти события, и майские, и июньские, должны подтолкнуть соответствующие структуры в Казахстане к более тесной работе со своими российскими коллегами для решения общих проблем. Российский опыт проведения контртеррористических операций и профилактики терроризма может оказаться панацеей для казахстанских проблем.
Выражаю огромную признательность нашему читателю Касыму за предоставленную информацию и корректировку понимания ситуации.
Вас заинтересует
Атаки в Актобе: дело рук местных радикалов?
Холодная война в Центральной Азии?
Паника в стане украинцев в России
Свобода выбора или выбор свободы?
Украинские военнослужащие примут участие в соревнованиях армейской разведки в Казахстане, где наконец-то увидят реальных спецназовцев ВС РФ...