29 июня сорок лет своей политической независимости отмечают Сейшельские острова. Страна получила суверенитет в 1976 году, а у современного российского читателя ее название ассоциируется, прежде всего, с популярным, но дорогим курортом на побережье Индийского океана. Между тем, до 1991 года Сейшельские острова играли очень важную роль в присутствии Военно-морского флота Советского Союза у берегов Восточной Африки. Набирало обороты советско-сейшельское военно-морское и военное сотрудничество, но распад СССР внес и в двусторонние отношения, и в политическую жизнь Сейшельских островов свои коррективы.
В XVIII веке Сейшельские острова стали осваивать французские колонизаторы, которые создали там плантации корицы, гвоздики и ванили. С этим периодом в истории островов связано и их название — в честь французского министра финансов Моро де Сешелля. На необитаемые прежде острова французы стали завозить рабов с Восточной Африки. В 1796 г. на Сейшелах высадились британцы, которые оккупировали острова. В 1814 г., в соответствии с Парижским договором, Сейшельские острова официально стали британским владением. Но, несмотря на то, что на последующие полтора с лишним века Сейшелы стали колонией Великобритании, французское культурное влияние здесь доминировало. До сих пор основную массу населения островов составляют потомки франко-африканских мулатов, а креольское наречие французского языка остается родным для 92% населения Сейшельских островов. Долгое время основой экономики Сейшельских островов оставалось плантационное хозяйство.
После Второй мировой войны британское руководство стало постепенно приходить к мысли о необходимости предоставления независимости африканским колониям Великобритании, рассчитывая освободить метрополию от колоссальных финансовых затрат на содержание заморских владений и многочисленных войск, дислоцирующихся в колониях. Начались переговоры и о возможном предоставлении независимости Сейшельским островам. Однако на островах это предложение вызвало неоднозначную реакцию. Молодой адвокат британского происхождения Джеймс Мэнчем, возглавлявший созданную в 1964 году Сейшельскую демократическую партию, сначала выступал за превращение Сейшельских островов в автономию в составе Британской империи, а когда Лондон четко дал понять, что готов предоставить Сейшелам только полную независимость, Мэнчем выступил за тесное сотрудничество островов с метрополией. В 1970 г. Лондон дал разрешение на создание сейшельского парламента — Законодательного собрания. Джеймс Мэнчем занял пост верховного министра по делам колонии. В 1974 году британские власти сообщили Мэнчему (на фото), что готовы в ближайшее время предоставить Сейшельским островам политическую независимость. Не желая, чтобы ситуация на островах дестабилизировалась, Лондон оказывал Мэнчему и его партии серьезную финансовую помощь. Одновременно британские власти настояли на назначении министром общественных работ и землеустройства Сейшельских островов Франса-Альбера Рене — лидера второй по значимости партии — Объединенной партии народа Сейшельских островов, придерживавшейся социалистической ориентации. Британцы рассчитывали, что с помощью этого назначения смогут предотвратить возможные столкновения на почве политической конкуренции между сторонниками двух партий после предоставления Сейшелам независимости.
Пример провозглашения политической независимости Сейшельских островов был тем уникален, что значительная часть политической и экономической элиты островов до последнего противилась обретению суверенитета. В конечном итоге, в январе 1976 г. сейшельским и британским представителям удалось договориться. Великобритания обязывалась выплатить Сейшельским островам 10 млн. фунтов стерлингов в первые два года независимости и по 1,7 млн. в течение последующих четырех лет независимости. Главным условием для получения выплаты было названо провозглашение независимости островов не позже, чем через полгода со времени договоренностей.
29 июня 1976 года была провозглашена государственная независимость Республики Сейшельские острова. В тот же день Джеймс Мэнчем был официально провозглашен президентом страны, а его главный оппонент Франс-Альбер Рене — премьер-министром. В состав первого республиканского правительства вошли шесть представителей от правоцентристской Сейшельской демократической партии и пять представителей от социалистической Объединенной партии народа Сейшельских островов. Однако внутренняя борьба в руководстве молодой республики продолжалась. Франс-Альбер Рене (род.1935), сорокалетний адвокат и сын управляющего плантацией — француза по происхождению, придерживался социалистических идей. В молодости, во время учебы в Великобритании, он участвовал в деятельности Лейбористской партии, а в 1964 г., вернувшись на Сейшелы, создал Объединенную партию народа Сейшельских островов. Франс-Альбер Рене поддерживал тесные связи с руководством соседней Танзании, которая провозгласила курс на строительство танзанийского коммунизма уджамаа (общинный коммунизм). В конечном итоге, именно танзанийцы и помогли Франсу-Альберу Рене (на фото) взять власть в свои руки.
Спустя год после провозглашения независимости страны, в начале июня 1977 г., президент Джеймс Мэнчем находился с визитом в Лондоне. 5 июня 1977 г. отряд из нескольких десятков вооруженных боевиков Объединенной партии народа Сейшельских островов, подготовленных на военных базах в Танзании, захватил правительственные учреждения в столице страны городе Виктория. Помощь в захвате столицы оказали и танзанийские военные. Во время переворота погибло два человека — дежурный полицейский, охранявший единственный в стране склад оружия, и Франсис Рашель — один из боевиков, которого позже провозгласили национальным героем и назвали в его честь главную улицу Виктории. 6 июня 1977 г. премьер-министр Франс-Альбер Рене провозгласил себя президентом страны. Британские чиновники, работавшие в аппарате прежнего президента Мэнчема, были высланы из страны, а вместо них «франкофон» Рене пригласил специалистов из Франции.
Джеймс Мэнчем, оставшийся в Лондоне, обвинил в подготовке переворота Советский Союз. На самом деле, СССР не имел отношения к перевороту на Сейшелах, но впоследствии действительно начал тесное сотрудничество с режимом Франса-Альбера Рене. Дело в том, что Советский Союз давно нуждался в военно-морской базе в этой части Индийского океана и с интересом относился к Сейшельским островам. Но пока у власти на Сейшелах находился полностью пробританский политик Джеймс Мэнчем, речи о создании советской военно-морской базы на Сейшелах идти не могло. Ситуация изменилась после прихода к власти Рене, который называл себя «социалистом Индийского океана». Осенью 1977 г. на Сейшельские острова прибыл с визитом большой десантный корабль «50 лет шефства ВЛКСМ» ВМФ СССР под командованием капитана 3 ранга А. Маркина. Он стал первым советским военным кораблем, посетившим республику. Таким образом, была продемонстрирована поддержка Сейшельским островам со стороны Советского Союза. В 1978 г. Объединенная партия народа Сейшельских островов была переименована в Сейшельский народный прогрессивный фронт. Началось создание национальных вооруженных сил, которые были необходимы в условиях сохранения угрозы нового переворота. Самую активную помощь в создании сейшельской армии численностью в 300 человек оказывали военные советники из соседней Танзании.
Франс-Альбер Рене приступил к масштабным политическим и экономическим реформам. Во-первых, была начата национализация земель плантаторов, а самих землевладельцев выслали из страны. Во-вторых, были национализированы крупные компании, созданы государственные корпорации. Единственной политической партией страны был провозглашен Сейшельский народный прогрессивный фронт. Естественно, что такое положение дел на Сейшелах не устраивало западные страны. К тому же, в эмиграции бурную деятельность развернул свергнутый первый президент Джеймс Мэнчем, который требовал предотвратить распространение марксизма в Восточной Африке. Под руководством Мэнчема в Лондоне было основано Сейшельское движение сопротивления, которое наладило тесные контакты со спецслужбами США и ЮАР.
— солдаты сейшельских Сил обороны
В конце апреля 1978 г., когда президент Сейшельских островов Франс-Альбер Рене находился с визитом в Китае и КНДР, его противники попытались совершить государственный переворот. Для этого заговорщики обратились к помощи иностранных наемников, набранных в Кении. Около двухсот боевиков должны были высадиться на Маэ со старого торпедного катера «Bonaventura», который принадлежал одному из соратников Джеймса Мэнчема. Но сейшельским спецслужбам стало известно о заговоре, после чего оппозиционерам пришлось отказаться от своих планов. Тем не менее, в 1979 г. Мэнчем вновь пытался организовать переворот на Сейшелах — и опять неудачно.
Тем временем, на Сейшельских островах продолжались социалистические реформы. 23 марта 1979 г. была принята первая конституция республики, а в июне 1979 г. состоялись президентские выборы, на которых 98% голосов набрал Франс-Альбер Рене. Стремясь сотрудничать с Советским Союзом, Китаем, КНДР, Танзанией и другими социалистическими странами, Рене, в то же время, прекрасно понимал, что важнейшим источником финансовых поступлений является туристическая сфера, а большинство туристов — это богатые граждане США и европейских стран. Поэтому сейшельский президент предпочитал до конца не портить отношения с Западом. Но политические круги США, Великобритании и Франции все же надеялись добиться смены режима на Сейшельских островах и для этого прибегали к всевозможным провокациям. Так, осенью 1979 г. на деньги иностранных бизнесменов оппозиция организовала массовые беспорядки в столице страны, главным участником которых была молодежь из обеспеченных семей. Ситуация накалилась настолько, что в ноябре 1979 г. советский большой противолодочный корабль «Маршал Ворошилов», обязанности командира которого исполнял старпом капитан 3 ранга В.И. Флоряк, шедший из Мапуту (Мозамбик) на остров Сокотра (Южный Йемен), получил приказ идти на Сейшелы. Советское руководство рассчитывало, что присутствие корабля ВМФ СССР сможет предотвратить очередную попытку переворота.
В 1981 г. на Сейшельских островах была пресечена очередная попытка переворота — на этот раз с помощью иностранных наемников, которыми командовал 61-летний Майк Хоар — бывший майор британской армии, участник Второй мировой войны, затем ставший профессиональным наемником и воевавший в Конго, а позже обосновавшийся в ЮАР. План переворота на Сейшелах разрабатывала южноафриканская военная разведка. 25 ноября 1981 г. в сейшельском аэропорту Пуант-Ларю приземлился рейс из Свазиленда, на борту которого находились 44 наемника из ЮАР, прилетевших под видом спортсменов-регбистов. С собой они привезли 75 автоматов АК-47, 24 тыс. патронов, 40 ручных гранат и 100 ракет. К ним должна была присоединиться десантная группа с моря — еще 100 наемников. Однако в аэропорту у одного из наемников, находившихся в нетрезвом состоянии, обнаружили оружие. Началась перестрелка, наемники забаррикадировались в аэропорту, который окружили поднятые по тревоге сейшельские солдаты и полицейские. В конце концов, наемникам удалось обманом захватить индийский «Боинг» и вылететь в ЮАР. 26 ноября к сейшельским военным пришли на помощь 400 танзанийских военнослужащих, которые стали патрулировать территорию столицы. 28 ноября к Сейшельским островам подошли советские военные корабли. Тогда же подошел и корабль ВМС Франции, которая к этому времени, после прихода к власти социалиста Франсуа Миттерана, наладила отношения с Сейшелами и также прислала своих военных моряков поддержать президента Рене. В 1982, 1986 и 1987 гг. также имели место попытки свержения президента Франса-Альбера Рене, предотвращенные сейшельскими органами безопасности.
Противникам так и не удалось свергнуть режим Рене на Сейшелах, поскольку президент пользовался поддержкой большей части населения страны. И это не случайно — президенту Рене удалось сократить огромные диспропорции в доходах сейшельцев, реализовать программу всеобщей занятости и социального страхования, добиться всеобщей грамотности населения. Детская смертность на Сейшелах снизилась до европейского уровня, а страна достигла одного из самых высоких по меркам Африки показателей по уровню жизни населения. Даже когда в 1991 г. распался Советский Союз и Сейшельские острова лишились серьезной поддержки, Франс-Альбер Рене сохранил власть и последовательно побеждал на выборах в 1993, 1998 и 2001 гг., которые стали более свободными и в двух из которых принимал участие даже его давний оппонент Джеймс Мэнчем. Лишь в 2004 г. 69-летний Франс-Альбер Рене покинул пост главы государства. С этого времени президентом Республики Сейшельские острова является давний соратник Рене и один из участников переворота 1977 года полковник в отставке Джеймс Мишель (на фото), в 1979-1992 гг. занимавший пост начальника штаба вооруженных сил страны.
В 2009 году, после почти двух десятилетий фактического отсутствия серьезных связей с Сейшельскими островами, в республике побывал БПК «Адмирал Трибуц» и сопровождавшие его танкер «Борис Бутома» и спасательный буксир «МБ-99» ВМС РФ. В 2011 г. российские военные корабли повторно посетили Сейшельские острова. В 2015 г. в ряде российских СМИ появилась информация, что российское руководство ведет переговоры о создании военно-морской базы на Сейшельских островах. Если она действительно будет создана, то Россия обзаведется серьезным форпостом в Индийском океане — у восточного побережья Африки, что особенно актуально в контексте борьбы с сомалийскими пиратами и обеспечения безопасности российского судоходства в указанном регионе.
Вас заинтересует
Музей немецкой оккупации
Красный путь Меланезии. Как боролись за независимость на Новых Гебридах и Новой Каледонии
«Белая горячка, типичный случай!
США готовы вмешаться в конфликт между Китаем и Вьетнамом. А Япония готова воевать за рубежом
Россия могла приобрести часть Азорских островов