Не один век защита государственных границ основывалась на системе
опорных пунктов — крепостей, укрепленных районов, линий обороны. Но
Вторая мировая война показала, что позиционная оборона на суше, как
правило, приводит к поражению. А вот в отношении морских портов дело
обстоит иначе: их оборона должна быть именно такой — жесткой и
несгибаемой.
Вот
корпоративная регата. Лучший способ отдохнуть!
После
Первой мировой в Европе было построено множество укрепленных районов и
линий обороны. Во Франции — линия Мажино, в Германии — линия Зигфрида
против Франции и линия Пантера-Вотан против весьма агрессивной в то
время Польши. Своими «линиями Мажино» для защиты от опасных соседей
обзавелись едва ли не все европейские страны, включая не воевавшую с
начала XIX века Швейцарию.
В общем-то, укрепрайоны — это всего
лишь вариации Великой Китайской стены, сооружения грандиозного, дорогого
и совершенно бесполезного. Хитроумные форты, доты, заграждения
производили, да и сегодня производят сильное впечатление на людей — и на
гражданских, и на военных — даже после того, как оказались ни на что не
годными в годы войны.
Береговые батареи
А
вот оборона морских портов, наоборот, должна быть организована именно по
принципу удержания жестких позиций — прежде всего от нападений с моря.
Порт — база и убежище для кораблей, без портов невозможны ни боевые
действия флота, ни само его существование. Например, в Русско-японской
войне борьба за Квантунский полуостров свелась к битве за Порт-Артур. И
именно падение этого порта резко изменило как соотношение сил на море,
так и обстановку на всем русско-японском фронте.
Порт должен
иметь достаточное количество дальнобойных крупнокалиберных орудий, чтобы
удерживать корабли противника на расстоянии и прикрывать свои корабли,
выходящие из акватории или входящие в нее.
Более того, пока на
побережье не будут захвачены порты, высадка морского десанта не имеет
смысла — такой десант даже в случае успеха не может нормально снабжаться
и сражаться. Например, при высадке англо-американского десанта в
Нормандии летом 1944-го для союзников первейшей задачей стал захват
ближайшего порта Шербур. Лишь после этого стало возможным наступление
вглубь Франции.
Итак, порт вместе с портовым городом нужно
защищать на определенных рубежах, не сходя с места — как от нападений с
моря, так и с суши, невзирая на потери.
Защита Дальнего Востока
На
всем тихоокеанском побережье нашей страны Владивосток с 1897 года был
единственным портом, имевшим железнодорожное сообщение с остальной
частью России и дававшим выход в Тихий океан. До начала Первой мировой
город был хорошо защищен и с суши, и с моря: его укрепления насчитывали
16 фортов, 18 укреплений меньшего размера и 50 береговых батарей.
Однако
к началу 1920-х годов система обороны пришла в упадок, и город остался
беззащитным. В то же время отношения молодой Советской республики с
Японией были крайне напряженными; было ясно, что рано или поздно Япония
постарается захватить Владивосток как ключевой пункт русского Дальнего
Востока. Обострившаяся к 1929 году обстановка заставила советское
руководство обратить на Дальневосточный форпост пристальное внимание и
начать восстановление укреплений.
А Япония, начавшая войну в
Маньчжурии, к концу 1932 года вышла на границы Китая с СССР. Советскому
Союзу пришлось строить цепь укрепленных районов на Дальневосточной
границе, среди них и Владивостокский морской оборонительный район. Для
защиты Владивостока с моря имеющихся калибров (в основном до 180 мм) и
дальности их стрельбы явно не хватало, поэтому решили возвести
12-дюймовую (305 мм) башенную батарею на острове Русский. Осенью на
юго-восточной оконечности острова началось строительство батареи,
получившей номер 981, — вместе со 180-мм батареями она должна была стать
основой оборонного узла. Башни взяли с линкора «Михаил Фрунзе» — бывшей
«Полтавы».
Сам линкор «Полтава» вступил в строй в 1914 году и во
время Первой мировой неоднократно выходил в море для прикрытия других
кораблей и защиты минно-артиллерийских позиций. В ноябре 1919-го
вследствие пожара, возникшего из-за халатности экипажа, линкор сильно
пострадал, и его исключили из состава флота. А две средние башни типа
МБ-3−12 демонтировали и отправили во Владивосток.
В строй!
Место
для новой батареи было выбрано западнее бухты Новик, в двух километрах
от южного берега острова. Сопка, на которой расположена батарея, не
господствует над местностью — таким образом, вспышки выстрелов с моря не
видны, и засечь батарею невозможно. С самолета корректировать огонь
кораблей по батарее тоже затруднительно из-за пересеченной местности.
Кроме того, военные инженеры придумали еще одну хитрость. В разных
точках недалеко от батареи в колодцах помещались заряды взрывчатки,
провода от которых были протянуты на командный пункт. В случае обстрела
противником эти заряды поочередно должны были взрываться, имитируя
разрывы вражеских снарядов и вводя авиакорректировщика в заблуждение.
Существовал
и еще один маскировочный фактор. Из-за близости к бухте Новик огневая
позиция батареи часто скрывалась в тумане, а ее командный пункт
находился выше, и с него прекрасно были видны подступы к городу с моря.
Пульт управления
«Пульт»
Ворошиловской батареи. Стрелка указывает на разновидность используемого
в данный момент заряда, тип корабля-цели, а также вид тревоги (боевая,
воздушная, химическая, атомная или опасность с суши).
В
октябре 1934 года строительство батареи № 981 было закончено. В
присутствии командующего Дальневосточной армией Блюхера и ряда других
высоких чинов провели учебные стрельбы, а месяц спустя батарея получила
официальное наименование в честь наркома обороны СССР Климента
Ворошилова — так за ней закрепилось обиходное название «Ворошиловская
батарея». К 1941 году были построены четыре целеуказательных поста для
горизонтально-базного дальномера, что позволяло совершенно точно и
быстро определять координаты вражеских кораблей.
К слову, 305-мм
орудия Ворошиловской батареи не были ни единственными, ни самыми
крупнокалиберными в крепости. Советские специалисты вполне резонно
полагали, что батарею, координаты которой точно известны противнику,
рано или поздно заставят замолчать. Поэтому в составе артиллерии
Владивостока имелись подвижные железнодорожные орудия, три из них имели
калибр 356 мм, три — 305 мм.
Главный калибр
Калибр
орудий батареи — 305-мм. В оригинале они представляли собой
трехорудийные башни МК-3−12 линкора «Михаил Фрунзе» («Полтава»),
оснащенные 12"/52 пушками Обуховского завода образца 1907 года. На суше
башни были переоборудованы в средства береговой обороны МБ-3−12.
Батарея как она есть
Итак,
перед нами Ворошиловская батарея. Она состоит из огневой позиции,
командных пунктов — главного и вспомогательного — и четырех
целеуказательных постов. Гарнизон составляет 399 человек. Огневая
позиция — это те самые башни, снятые с линкора «Полтава» и установленные
в бетонных блоках на гребне сопки на расстоянии 217 м друг от друга.
Под землей они соединены подземным ходом — потерной. Железобетонный
башенный блок врыт в каменистый грунт горы, толщина крыши (2,8 м) и
наружных стен (1,5−4 м) позволяет выдерживать попадания снарядов
калибром до 356 мм, то есть защищает батарею почти от всех орудий
японского флота. Конечно, у японцев имелись корабельные орудия калибра
до 460 мм и с дальностью стрельбы, почти вдвое превышающей
дальнобойность Ворошиловской батареи, — линкоры «Ямато» и «Мусаси». Но
они предназначались для борьбы с кораблями противника, и их боекомплект
не включал бетонобойных снарядов. В прочих помещениях батареи
располагались снарядный погреб, погреб для пороховых картузов (мешков с
порохом), кубрик для расчета, а также дизель-генераторы, дававшие
электричество.
Разрезы
…огневой позиции батареи № 981 и башенного блока № 1
Главный
командный пункт располагался на горе Вятлина в 1,5 км от башен и имел
все необходимое для автономного существования — центральное отопление,
дизель-генератор, запас воды. Здесь размещался «мозг» батареи —
электромеханическое счетно-решающее устройство, которое переводило
данные о цели (дистанция и направление) в команды для наводки орудий.
Команды передавались на орудийные приборы по кабелю, то есть наводчикам
не нужно было видеть цель — вращая устройства наводки, они лишь
совмещали стрелки на циферблатах принимающих приборов.
Дистанцию
определяли с помощью стереоскопических дальномеров Цейса, размещенных во
вращающихся броневых рубках на главном и запасном командных постах,
направление на цель — с помощью перископических визиров ВБК-1. Кроме
того, имелось четыре целеуказательных поста горизонтально-базного
дальномера для наблюдения за целью и всплесками снарядов. Каждый пост
был связан с командным пунктом кабелем, и на посту была видна реальная
картина боя, причем координаты цели и всплесков обрабатывались на
отдельном приборе — автомате прямого курса.
Весь комплекс
обеспечивал скорость и точность выдачи данных для стрельбы лучше, чем на
корабле, где приходилось учитывать собственные скорость, направление
движения и качку.
Расчет одной башни состоял из 75 человек, а
механизация обеспечивала быструю подачу снарядов и картузов с пороховыми
зарядами. Суммарно башня могла давать двумя стволами два выстрела в
минуту (при стрельбе по очереди) или «палить» залпами. Боекомплект
каждой башни составлял 600 снарядов — бронебойных, полубронебойных и
фугасных, а дальность стрельбы 470-кг снарядами доходила до 23,2 км (или
даже до 34,2 при использовании более слабых и легких боеприпасов
образца 1928 года).
Казенная часть
На
казенной части пушек сохранился штамп производителя — Обуховский
сталелитейный завод, 1914 год, а также указание массы орудия без затвора
— 3043 пуда (49,8 т). Данное орудие несет порядковый номер 93.
В
целом оборонная картина получилась хорошей. Любой корабль,
приблизившийся ближе чем на 34 км к острову Русский, попадал под огонь
Ворошиловской батареи. Проскочить по Амурскому или Уссурийскому заливам к
порту было невозможно. Справедливости ради стоит заметить, что в
отличие от береговых батарей Севастополя Ворошиловская батарея не могла
прикрывать город от атак с суши, так как была выдвинута в сторону моря.
Боевая служба батареи
Итак,
в 1934 году Ворошиловская батарея начала свою службу, но… воевать ей не
пришлось. Сложный рельеф береговой полосы в сочетании с мощной
артиллерией Владивостокского укрепрайона попросту исключал высадку
десанта вблизи города и уж тем более приближение вражеских кораблей к
порту. Операции японской армии у озера Хасан в 1938 году и на реке
Халхин-Гол в 1939-м, имевшие конечной целью отрезать Приморье от
остальной части СССР, провалились.
К началу Великой Отечественной
войны между СССР и Японией был заключен договор о нейтралитете, который
Япония аккуратно выполняла, поскольку ей не с руки было воевать
одновременно против США и Советского Союза. Однако было понятно, что
береговые батареи нужны не для отражения ударов с моря, а для того,
чтобы таких попыток не было. В этом плане Ворошиловская свою задачу
исполняла вплоть до 1997 года.
В течение многих лет батарея
совершенствовалась. В 1944 году она обзавелась аппаратурой
радиолокационной станции орудийной наводки, полученной по ленд-лизу из
Англии. Позднее на Вятлине была установлена отечественная РЛС «Шкот».
Сегодня экскурсанты, посещающие батарею, ставшую музеем, рассматривают
запасные стволы, лежащие возле башен. Дело в том, что живучесть орудий
таких калибров очень невелика — всего несколько сотен выстрелов, после
чего требуется замена стволов.
Послесловие
Зачем
и почему была упразднена Ворошиловская батарея? Современное оружие, и
прежде всего высокоточные и очень мощные ракеты даже не в ядерном
снаряжении не оставляют никаких шансов уцелеть долговременным
фортификационным сооружениям. Батарея будет уничтожена еще до того, как
успеет сделать первые залпы. Она стреляет на 20−30 км, тогда как ракеты
летят на сотни. Координаты батареи давно известны, и изменить их
невозможно.
Современная оборона строится совсем на иных
принципах. В начале XX века в историю ушли старинные крепости. Эта же
участь в конце века постигла и укрепленные районы, в том числе и на
море.
Вас заинтересует
День Тихоокеанского флота России
Рождение восточного форпоста страны
100-летие со дня создания первого в России мобильного зенитного подразделения, вооруженного специальными орудиями
Пушки острова Русский: как Ворошиловская батарея наводила страх на японцев
Артиллерийские набеги