Автомобильное зенитное орудие образца 1914 г.
По оценке специалистов, увеличение веса брони напрямую снижало баллистические характеристики орудий. Так, доведение за счет брони общего веса автомобильной установки, снаряженной 47-мм пушкой системы Шнейдера и весом до 6 тонн, практически делало ее малоэффективной при стрельбе по воздушным целям. Полубронированная автомобильная установка с 71,1-мм орудием системы Круппа оказалась здесь в большем выигрыше, но во время стрельбы не была в состоянии защищать прислугу, которая оказывалась уязвимой на поле боя.
В России основную ставку сделали на создание бронированной автомобильной установки с зенитным орудием калибра 76,2-мм. Ее разработчиком выступила Офицерская артиллерийская школа в лице офицера постоянного состава гвардии штабс-капитана В.В. Тарновского, определившего в 1912 г. основные требования к данному типу орудия[2]. Но, не получив одобрения своему изобретению со стороны Артиллерийского комитета Главного артиллерийского управления (Арткома), он обратился за помощью в Общество Путиловских заводов. Руководство заводов согласилось с доводами конструктора и объединило ранее независимые работы по производству специальной зенитной пушки в общий проект, получивший позднее название «орудие Тарновского – Лендера» (по фамилиям его разработчиков). Основу вновь конструируемого орудия продолжала составлять 76,2-мм легкая полевая пушка обр. 1902 г. Позднее, получив полное одобрение со стороны Комиссии по испытанию полевой скорострельной артиллерии, проект указанного зенитного орудия был утвержден в Главном артиллерийском управлении (ГАУ). В июне 1914 г. Артком сделал заказ Путиловскому заводу на изготовление первой партии таких пушек в количестве 12 единиц[3]. В августе того же года завод начал работы по их сборке. Рассматриваемое орудие в конструктивном отношении представляло собой тумбовую установку, которая могла монтироваться на различных платформах (автомобильной, железнодорожной и стационарной). Досягаемость по высоте (до 5 км), по горизонту (до 8 км) при практической скорострельности (12 – 15 выстрелов в минуту) и круговом обстреле делала зенитную пушку вполне пригодной для успешной борьбы с мало скоростными летательными аппаратами на высоте до 4 км.
Создатели зенитного орудия образца 1914 г. (крайний слева капитан В.В. Тарновский).
Первые четыре орудия, получивших официальное название «3-дюймовая противоаэростатная пушка обр. 1914 г. Путиловского завода на автомобильной установке», были собраны в конце 1914 г и установлены на 5-тонных автомобилях американской фирмы «Уайт», изготовленных специально для них Русско-Балтийским вагонным заводом. В этот же период по представлению Главного управления Генерального штаба (ГУ ГШ) Военный совет при Военном министре утвердил штат Отдельной автомобильной батареи для стрельбы по воздушному флоту и определил «сформировать (по упомянутому штату и расчету числа чинов батареи военного времени)[4] одну автомобильную батарею и содержать ее на все время настоящей войны»[5].
Предложение возглавить формируемую батарею получил гвардии штабс-капитан В.В. Тарновский. Такое назначение обосновывалось необходимостью «дальнейшего усовершенствования системы на основании боевого опыта»[6].
6(19) марта 1915 г. он рапортом доложил о сформировании первой в русской армии 4-х орудийной Отдельной автомобильной батареи для стрельбы по воздушному флоту:
«5-го сего Марта в батарею прибыли с Путиловского завода 4 установленные на автомобили орудия для стрельбы по воздушному флоту.
Орудия эти уже испытаны на главном артиллерийском полигоне стрельбою и испытания прошли хорошо. Донося о сем, прошу об отдании в приказ по школе и для донесения в Главное управление Генерального штаба, что:
1/ батарею следует считать сформированной 5-го сего Марта;
2/ посадка на железную дорогу для выступления на театр военных действий может быть совершена 10-го сего Марта;
3/ что для погрузки батареи потребуется подвижной состав состоящий: из одного классного вагона I или II класса, двух теплушек по числу 78 нижних чинов, 12 платформ по числу 12 автомобилей и одного крытого товарного вагона для мотоциклетов и клади, всего 16 вагонов и платформ.
Состав эшелона: 3 офицера, 1 классный чин, 78 нижних чинов, 12 автомобилей и 4 мотоциклета».
Отдельная автомобильная зенитная батарея капитана В.В. Тарновского на фронте.
В период формирования зенитного подразделения и в ходе практической деятельности В.В. Тарновский разработал и издал ряд руководящих документов (учебных пособий по зенитной артиллерии): «Устав батарейного учения», «Правила стрельбы автомобильной батареи для стрельбы по воздушному флоту» и «Полевые таблицы стрельбы» на резине и передал их в Главное управление Генерального штаба и Главное артиллерийское управление для использования[7].
В них впервые предлагалось поражать летательные аппараты противника не одиночными выстрелами, а разрывами одновременно нескольких шрапнелей, образующими целую сферу поражения. В пояснительной записке к указанным документам В.В. Тарновским были подробно описаны и проанализированы до десяти различных случаев из опыта стрельб по самолетам впервые месяцы войны. В дальнейшем ГАУ распорядилось издать труды В.В. Тарновского отдельным тиражом[8].
В ходе боевого применения подвижных батарей указанные правила были существенно дополнены. Так, по входившему в зону поражения аэроплану на предельной дальности выполнялся корректурный выстрел, а затем велся беглый огонь (на поражение). Корректировка огня и определения меткости стрельбы проводились путем наблюдения с позиции в бинокль (трубу), а также с помощью боковых наблюдателей, высылаемых от батареи на значительное расстояние и имевших с командованием постоянную телефонную связь. В отдельные дни, когда авиация противника была наиболее активна, расход снарядов батареи превышал 150 выстрелов.
Сбитый германский самолет
12(25) июня 1915 г. на счету подвижных зенитных батарей появилась первая сбитая воздушная цель. Личным составом «Отдельной автомобильной батареи для стрельбы по воздушному флоту» в районе г. Пултуск (Царство Польское) в скоротечном бою был сбит германский самолет[9].
На основании приказа Верховного главнокомандующего от 17(30) августа того же года № 704 подразделение капитана В.В. Тарновского было переведено на новый временный штат. Общее количество личного состава доведено до 88 человек (в том числе 5 офицеров). Подвижной состав батареи был увеличен до 14 автомобилей и 4 мотоциклов[10].
Учитывая острую необходимость русской армии в мобильных зенитных подразделениях, руководство ГУ ГШ и ГАУ приняли решение продолжить их дальнейшее формирование. Ранее, 29 марта (10 апреля) 1915 г., начальник хозяйственного отдела Главного артиллерийского управления генерал-лейтенант Е.К. Смысловский подготовил специальный запрос в Главное управление Генерального штаба на формирование второй отдельной мобильной зенитной батареи вследствие окончания изготовления очередной партии противоаэростатных орудий обр. 1914 г.
Осмотр зенитного орудия императором Николаем II. Лето 1916 г.
Осенью 1915 г. состоялся приказ начальника Штаба Верховного главнокомандующего за № 172:
«На время военных действий:
1) Сформировать 2-ю отдельную автомобильную батарею для стрельбы по воздушному флоту, присвоить ей штат, объявленный в приказе Верховного Главнокомандующего от 17 августа сего года за № 704.
2) Присвоить существующей такой же батареи наименование «1-й отдельной автомобильной батареи для стрельбы по воздушному флоту».
Первоначально на должность командира 2-й отдельной автомобильной зенитной батареи рассматривалась кандидатура подполковника В.Н. Мальцева, позднее – подполковника А.А. Савримовича. Одновременно на базе 1-й запасной тяжелой артиллерийской бригады (Царское Село) сформирована 3-я отдельная автомобильная зенитная батарея (командир – подполковник Л.В. Хростицкий).
Отдельная автомобильная зенитная батарея. Личный состав в минуты отдыха.
Всего в годы Первой мировой войны в составе действующей армии было сформировано 9 аналогичных противосамолетных подразделений, сыгравших значительную роль в борьбе с воздушным противником. Только на счету 1-й Отдельной автомобильной зенитной батареи имелось до 10 сбитых неприятельских самолетов.
_________________________________________________
[1] Джорджадзе И., Коломенский Б. О развитии отечественной войсковой зенитной артиллерии // Военная мысль, 1951. № 2. С. 51 – 64.
[2] Вестник Офицерской артиллерийской школы, 1912. № 3 / Статья В.В. Тарновского.
[3] Агренич А.А. Зенитная артиллерия. М.: Воениздат, 1960. С. 13.
[4] Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 831. Оп. 1. Д. 128. Л. 102 – 105.
[5] Там же. Ф. 2000. Оп. 2. Д. 1919. Л. 209.
[6] Там же. Ф. 504. Оп. 19. Д. 1.
[7] Там же. Л. 109.
[8] Барсуков Е.З. Артиллерия русской армии (1900–1917 гг.). Ч. 3. М., 1948. С. 364.
[9] РГВИА. Ф. 4187. Оп. 1. Д. 2. Л. 5.
[10] Там же. Ф. 504. Оп. 1. Д. 8.
Вас заинтересует
Переодетые в сталь
Японские зенитные средства ПВО в годы Второй мировой. Часть 2-я
Американские зенитные средства ПВО в годы Второй мировой. Часть 2-я
Зенитная самоходная установка T249 Vigilante
Послевоенная советская зенитная артиллерия. Часть 1-я