152-мм гаубицу «Мста-Б» (индекс ГРАУ — 2А65) можно считать последней в
длинном ряду послевоенных полевых гаубиц советской разработки. В то же
время известно о ней гораздо меньше, чем о 152-мм самоходной гаубице
2С19 «Мста-С», можно сказать, что буксируемый вариант находится в тени
самоходной установки. При этом и 2С19 «Мста-С» (принята на вооружение в
1989 году), и буксируемая гаубица 2А65 «Мста-Б» (принята на вооружение в
1986 году) являлись наиболее современными орудиями полевой артиллерии
Советской Армии, а теперь и российской.
Вот где можно смотреть мультфильмы онлайн в хорошем качестве
http://myltiki.su/.
Обе артсистемы
по-прежнему находятся на вооружении и активно эксплуатируются.
Артиллерийские части обеих систем (2А64 и 2А65 соответственно) обладают
одинаковой конструкцией, отличие лишь в наличии у 2А64 эжектора для
удаления пороховых газов из канала ствола после совершения выстрела.
Серийное производство буксируемого варианта началось в 1987 году. В
настоящее время 152-мм гаубица Мста-Б находится на вооружении российской
армии, а также ряда стран постсоветского пространства — Белоруссии,
Казахстана, Грузии и Украины. Гаубицы успели повоевать во время второй
чеченской войны, а также вооруженного конфликта на востоке Украины на
территории Донбасса. Также артиллерийские системы используются в Ираке,
были закуплены у России правительством страны для борьбы с ИГИЛ и в
Сирии.
Буксируемая гаубица Мста-Б
В
середине 1970-х годов в Советском Союзе почти одновременно с НАТО
осознали необходимость коренной модернизации артиллерийских систем и
перехода к единому калибру в армейском и дивизионном звене сухопутных
войск. В перспективе место орудий калибра 120, 130, 152, 180 и 203 мм
должна была занять единая артиллерийская система калибра 152 мм
раздельно-гильзового заряжания, разрабатываемая в буксируемом и
самоходном вариантах, с унифицированным набором используемых
боеприпасов. Такой артиллерийской системой и должна была стать новая
гаубица «Мста», которая разрабатывалась с 1976 года под руководством
главного конструктора Г. И. Сергеева. Работы по созданию новой
артиллерийской системы велись в ОКБ ПО «Баррикады» (сегодня ЦКБ «Титан»)
в городе Волгоград.
Согласно
техническому заданию, полученному от военных, гаубица «Мста» должна
была предназначаться для уничтожения средств доставки тактических
ядерных зарядов, минометных, артиллерийских и ракетных батарей,
разрушения полевых фортификационных и других оборонительных сооружений,
командных пунктов и пунктов управления, средств противовоздушной и
противоракетной обороны, танков и других бронированных целей, живой силы
и огневых средств противника. Дальность ведения огня должна была
препятствовать маневрам резервов противника, расположенным в глубине его
обороны. Гаубица должна была вести огонь как по наблюдаемым, так и
ненаблюдаемым целям с закрытых позиций и прямой наводкой, включая
эксплуатацию в горных условиях. Несмотря на то, что основной целью
создания новой артиллерийской системы являлось превосходство над
иностранными конкурентами, как существующими, так и только
разрабатываемыми, снова обязательным требованием была оставлена
возможность использования с артсистемой старых штатных выстрелов
буксируемых гаубиц Д-20, МЛ-20, самоходных орудий 2С3 и 2С5, с
переменными зарядами как в стальных, так и в латунных гильзах.
Комплекс
НИОКР по созданию новой буксируемой гаубицы Мста-Б начался в 1976 году.
Основной целью разработки новой артиллерийской системы было: повышение
дальности ведения огня, увеличение угла вертикального наведения,
повышение эффективного действия снаряда у цели, маневренности и
остальных характеристик в сравнении с гаубицами Д-1, МЛ-20 и Д-20,
находившимися на вооружении Советской Армии.
Основное внимание
при разработке новой гаубицы уделялось вопросу обеспечения высоких
показателей кучности стрельбы за счет конструктивных мероприятий.
Компоновка основных узлов 152-мм гаубицы Мста-Б была реализована с
учетом обеспечения стабильности возмущающих моментов, возникающих при
стрельбе. Еще на этапе проектирования и отработки орудия конструкторами
было осуществлено исследование по выбору оптимального сочетания
конструктивных и геометрических параметров снаряда, что в итоге
позволило обеспечить улучшенные аэродинамические характеристики нового
осколочно-фугасного снаряда, а также его устойчивость на траектории,
несмотря на существенную длину и дальнобойную форму снаряда.
Гаубица
«Мста-Б» была оснащена полуавтоматическим затвором, а также
досылателями пружинного типа, предназначенными для досылания снаряда и
гильзы, гидродомкратом с поддоном для стрельбы при вывешенных колесах,
гидравлическими противооткатными устройствами с жидкостным охлаждением
тормоза отката, двухскоростным винтовым механизмом горизонтального
наведения и двухскоростным механизмом вертикального наведения секторного
типа, прицельным устройством, предназначенным для стрельбы с закрытых
позиций и прямой наводкой, пневматической системой торможения колес,
станинами с откидными сошками и подхоботовыми катками.
Работы по
созданию гаубицы завершились успешно, в 1986 году новая артиллерийская
система была принята на вооружение Сухопутных войск ВС СССР, серийное
производство буксируемых гаубиц началось в 1987 году. Производством
гаубиц занимался Пермский машиностроительный завод (сегодня
«Мотовилихинские заводы»). Всего в Перми было собрано порядка 1200 таких
гаубиц. За разработку 152-мм буксируемой гаубицы Мста-Б большая группа
инженеров-конструкторов ОКБ ПО «Баррикады» была награждена различными
правительственными наградами, а сама работа по проектированию
артиллерийской системы и выстрелов к ней была удостоена Государственной
премии СССР.
В 152-мм гаубице Мста-Б были успешно реализованы следующие конструктивные решения:
— трехкамерный дульный тормоз, обладавший эффективностью до 63%;
—
механизм заряжания с бросковым пружинным досылателем снарядов,
взводящимся от откатных частей, и направляющим лотком с приводом от
затвора;
— двухскоростные механизмы наведения ствола орудия, которые
обеспечивали углы вертикального наведения до 70 градусов и наведение по
горизонтали при уклонах до 5 градусов;
— автоматическое отключение подрессоривания колес при разведении станин.
Буксируемая
152-мм гаубица Мста-Б (2А65) была построена по классической для
артиллерийских орудий схеме. Гаубица получила оснащенный трехкамерным
литым дульным тормозом и полуавтоматическим вертикальным клиновым
затвором ствол-моноблок, длина ствола — 53 калибра. Над стволом были
расположены гидропневматические противооткатные устройства (накатник и
тормоз отката с жидкостным охлаждением). Для защиты расчета (состоял из 8
человек) и механизмов гаубицы от мелких осколков и пуль гаубица имела
верхний станок со щитовым прикрытием. Также имелись поворотный
(двухскоростной, винтовой), подъемный (двухскоростной, секторного типа) и
уравновешивающий механизмы.
Нижний станок гаубицы получил две
станины коробчатого сечения и двухколесную ходовую часть. На нижнем
станке лафета гаубицы был установлен специальный поддон, на который с
помощью гидравлического домкрата опускалось орудие при переводе
артсистемы из походного в боевое положение. На концах коробчатых станин
были размещены вспомогательные металлические катки, при помощи которых
гаубицу можно было повернуть для ведения огня в любом необходимом
положении (без изменения положения станин гаубицы угол составлял 55
градусов). В вертикальной плоскости имеющийся подъемный механизм
верхнего станка обеспечивает наведение 152-мм гаубицы Мста-Б на цель в
диапазоне углов от −3,5 до +70 градусов. Для уменьшения утомляемости
номеров расчета гаубицы и повышения скорострельности она была оснащена
двумя пружинными досылателями броскового типа для досылки зарядов и
снарядов.
При переводе гаубицы в походное положение поддон
поднимается и крепится к стволу и люльке, а станины сдвигаются и
соединяются затем с прицепным устройством тягача. В качестве штатного
средства транспортировки артиллерийской системы выступает армейский
грузовой автомобиль повышенной проходимости Урал-4320, обладающий
колесной формулой 6х6. Имеющийся у гаубицы подрессоренный колесный ход
обеспечивает ее буксировку по шоссе со скоростью до 80 км/ч, а при
движении по пересеченной местности — до 20 км/ч.
В
боекомплект 152-мм буксируемой гаубицы Мста-Б входили несколько типов
осколочно-фугасных снарядов (включая 3ОФ61 увеличенной дальности,
обладающий донным газогенератором), снаряды-постановщики радиопомех,
кассетные снаряды с осколочно-фугасными и кумулятивно-осколочными
поражающими элементами, дымовые снаряды-целеуказатели. Также с гаубицей
может использоваться корректируемый артиллерийский боеприпас 3ОФ39
комплекса управляемого вооружения «Краснополь» с лазерной подсветкой
цели. Расчет из трех человек может подсвечивать цель с помощью лазерного
целеуказателя-дальномера, который входит в состав переносного комплекса
автоматизированного управления огнем «Малахит». Малоразмерные цели типа
танк могут подсвечиваться с расстояния до 4-х километров ночью и 5-7
километров днем, более крупные цели — до 15 километров.
Максимальная
дальность стрельбы обычными осколочно-фугасными снарядами составляет
24,7 километра, снарядом 3ОФ61 с газогенератором донного вдува и
дальнобойным зарядом — до 30 километров. С гаубицей могут использоваться
все типы выстрелов раздельного заряжения, созданных как для буксируемой
Мста-Б, так и для САУ 2С19 Мста-С, а также для более ранних
артиллерийских систем того же калибра — гаубиц Д-20 и МЛ-20, САУ 2С3
«Акация».
Тактико-технические характеристики гаубицы Мста-Б:
Калибр — 152 мм.
Масса — 7000 кг.
Максимальная дальность стрельбы — 24,7/30 км.
Скорострельность — 7-8 выстр./мин.
Боекомплект — 60 выстрелов.
Масса снаряда — 43,56 кг.
Угол возвышения — от -3 до +70 градусов.
Угол горизонтального наведения — 55 градусов.
Штатный тягач — Урал-4320 или МТ-ЛБ.
Скорость транспортировки — до 80 км/ч (по шоссе).
Расчет — 8 человек.
Вас заинтересует
Китайский бог войны
Лучшая в своем классе
Осталась позади?
Алжир приобрел китайские 155-мм самоходные гаубицы PLZ45
Индийская самоходная артиллерийская установка Bhim