С целью дальнейшего развития военно-морского флота и повышения его
боеспособности в настоящее время предлагается разрабатывать и строить не
только корабли и подводные лодки, но и специализированные беспилотные
комплексы. К настоящему времени отечественной промышленностью было
предложено несколько подобных систем, часть которых даже дошла до
практической эксплуатации. Дальнейшее совершенствование подобной техники
и расширение круга решаемых задач требует соответствующих нововведений.
Один из самых интересных проектов в этой области был представлен
несколько недель назад.
Вот отличная гранитная мастерская
http://gravura33.ru/.
В начале сентября в парке «Патриот»
прошел международный военно-технический форум «Армия-2016». В ходе этого
мероприятия отечественные и зарубежные предприятия оборонной
промышленности представили новые разработки и концепции развития
вооружений и техники. Один из вариантов дальнейшего улучшения
существующих и перспективных комплексов предложило Санкт-Петербургское
морское бюро машиностроения (СПМБМ) «Малахит». Молодые специалисты этой
организации совместно со студентами высших учебных заведений предложили
концепцию перспективной морской системы, которая сможет
взаимодействовать с беспилотной техникой, расширяя ее возможности.
О
появлении оригинальной идеи в ходе форума «Армия-2016» сообщил
генеральный директор СПМБМ «Малахит» Владимир Дорофеев. По словам
руководителя предприятия, суть оригинального концепта, предложенного
студентами и молодыми специалистами, состоит в разработке специальной
морской платформы, которая сможет обеспечить применение различных
необитаемых подводных аппаратов. В настоящее время ведутся работы по
созданию проекта. При этом разработчикам приходится создавать разные
варианты платформы, отличающиеся друг от друга различными особенностями.
Перспективная
морская платформа, согласно задумке авторов предложения, должна будет
решать достаточно широкий спектр задач по обслуживанию и взаимодействию с
беспилотными подводными аппаратами. Из-за этого сейчас специалистам
приходится работать над несколькими вариантами проекта. Они отличаются
различными чертами, в том числе типом силовой установки. Прорабатывается
возможность оснащения платформы как ядерной, так и неатомной
энергетической установки. Также могут использоваться существующие
наработки по тематике воздухонезависимых энергоустановок для подводного
флота.
Одной из главных причин появления оригинальной концепции
стали ограниченные возможности существующей техники. Рассказывая о
проекте платформы, В. Дорофеев отметил, что современные необитаемые
подводные аппараты не отличаются большой энергетической автономностью.
Недостаточная емкость топливных баков или аккумуляторов серьезно
ограничивает радиус действия и время работы. Как следствие, технике
нужно некое средство, позволяющее избавиться от имеющихся проблем.
Выходом
из имеющейся ситуации может быть применение специальных платформ,
предназначенных для взаимодействия с беспилотниками. Мобильная
платформа, разработанная в соответствии с новыми предложениями, сможет
доставлять специальную технику к месту работы, а также снабжать ее
электроэнергией и обеспечивать связь с оператором. Использование таких
идей, как следует полагать, поможет значительно повысить реальные
возможности существующих и перспективных комплексов.
В ходе
форума «Армия-2016» концепция многоцелевой платформы для взаимодействия с
беспилотными аппаратами позиционировалась в качестве новейшей
разработки, способной оказать положительное влияние на имеющуюся
ситуацию. При этом какие-либо сведения о возможном строительстве
подобной техники в интересах реальных заказчиков не оглашались. Более
того, последующие события и сообщения позволяют считать, что ко времени
проведения выставки военное ведомство и ВМФ еще не успели оценить
предлагаемую новую разработку СПМБМ «Малахит».
21 сентября стало
известно, что предложенная концепция смогла заинтересовать потенциальных
заказчиков. Отечественные средства массовой информации опубликовали
заявление заместителя главного конструктора СПМБМ «Малахит» по
вооружению Андрея Курносова, который рассказал о текущем положении дел в
рамках новейшего проекта.
Представитель конструкторской
организации заявил, что министерство обороны проявило интерес к
предложенной концепции универсальной платформы. Кроме того, к моменту
раскрытия информации несколько научно-исследовательских организаций
министерства обороны успели провести анализ предложения. По результатам
изучения концепция получила положительные отзывы.
Успешное
прохождение предварительных проверок может говорить о возможном
продолжении работ уже в соответствии с заказом военного ведомства. В
настоящее время по заказу Минобороны промышленность занимается созданием
множества проектов необитаемой подводной и морской техники, из-за чего
платформа для взаимодействия с такой техникой представляет достаточно
большой интерес. Иные сообщения об оригинальной разработке пока не
поступали.
В последние годы наблюдается активное развитие
беспилотной техники в морской и подводной сферах. Создаются новые
проекты различной техники того или иного назначения с отличающимися
характеристиками и особенностями конструкции. Кроме того, к настоящему
времени некоторые системы этого класса были доведены до практической
эксплуатации. При помощи новой техники военно-морской флот и некоторые
другие структуры решают различные задачи, связанные с патрулированием и
изучением определенных районов, поиском тех или иных объектов и т.д.
Согласно новейшему предложению отечественных конструкторов, имеющаяся и
перспективная техника должна будет эксплуатироваться со специальной
платформой.
По понятным причинам, технические подробности нового
проекта пока неизвестны. Руководство СПМБМ «Малахит» к настоящему
времени огласило только сам факт существования проекта, его
предназначение и некоторые особенности облика техники, прорабатываемого
инженерами. Прочие подробности и черты будущей морской платформы пока не
уточнялись и, по-видимому, будут оставаться секретом в течение
некоторого времени. Тем не менее, на основе имеющихся данных можно
составить некоторые версии о возможном облике перспективной техники, а
также попытаться определить ее будущее.
Сейчас для доставки
необитаемых подводных аппаратов к месту работы используются надводные
суда или катера с соответствующими характеристиками. Кроме того,
некоторые изделия, в первую очередь специального назначения, должны
транспортироваться подводными лодками. Оборудование для управления
техникой, в свою очередь, помещается на борту носителя. Помимо
аппаратуры управления на носителе размещаются средства для обслуживания
беспилотной техники, такие как оборудование для зарядки аккумуляторов,
проведения мелкого ремонта и регламентных работ и т.д.
Большая
часть современных подводных аппаратов использует электродвигатели с
гребными винтами для движения и маневрирования. Емкость аккумуляторов,
снабжающих моторы энергией, позволяет решать поставленные задачи, однако
накладывает определенные ограничения на продолжительность работы. Из-за
этого оператору комплекса приходится в указанное время возвращать
технику на носитель, что оказывает негативное влияние на проведение
работ. Именно подобные проблемы предлагается решать при помощи
перспективного проекта.
СПМБМ «Малахит» предлагает создать
универсальную платформу, которая сможет работать с подводными аппаратами
разных типов и классов. Какой именно она будет – пока не уточнялось. В
то же время, сведения о возможном использовании энергетических установок
некоторых типов могут говорить о разработке специализированной
подводной лодки. В отличие от надводного судна, подлодка имеет
возможность скрытно выходить в заданный район, где должно обеспечиваться
выполнение поставленных задач. Применение атомной или
воздухонезависимой энергоустановки даст такому носителю беспилотников
достаточно высокие характеристики с точки зрения длительного пребывания в
подводном положении и маскировки.
Основной задачей платформы
является работа с подводными аппаратами, из-за чего она должна нести
набор всей необходимой аппаратуры. Проектом должны предусматриваться
средства транспортировки необитаемой техники, оборудование управления,
средства связи, а также различные компоненты систем обслуживания. В
первую очередь, требуется предусмотреть возможность подзарядки
аккумуляторов для скорейшего возвращения беспилотника к дальнейшей
работе. Также должны присутствовать разъемы для подключения к бортовым
системам носителя с целью обмена информацией, диагностики и т.д.
Пока
представителями организации-разработчика еще не был раскрыт один из
важных вопросов. До сих пор не уточнялось, будет ли универсальная
платформа нового типа автономной. Сейчас носителями беспилотных систем
являются корабли и суда, управляемые экипажем. Существующие технологии
позволяют передать часть операций по контролю судна автоматике или
средствам дистанционного управления. В будущем, при дальнейшем развитии
вооружений и техники, а также появлении новых и развитии существующих
технологий ничто не мешает создать необитаемую платформу,
предназначенную для взаимодействия с беспилотниками того или иного
назначения.
Тем не менее, этот вопрос пока никак не
комментировался официальными лицами, из-за чего остается только гадать,
какими будут основные принципы управления перспективной техникой. Нельзя
не отметить, что это касается и других аспектов нового проекта. По
понятным причинам, большая часть сведений о нем еще не подлежит
разглашению. Более того, часть особенностей окончательного облика
платформы должна будет определиться только в будущем, после получения
реального заказа военного ведомства на завершение работ.
Несмотря
на отсутствие большей части сведений и каких-либо подробностей,
информация о разработке универсальной платформы-носителя беспилотных
подводных аппаратов представляет большой интерес. Она свидетельствует о
том, что в нашей стране развитие необитаемой подводной техники
показывает достаточно высокие темпы, благодаря чему появляются все новые
и новые проекты. Кроме того, помимо создания новых образцов техник
принимаются определенные меры, направленные на повышение эффективности
применения беспилотных комплексов.
Согласно заявлениям
представителей компании-разработчика, перспективная платформа позволит
решить некоторые проблемы техники различных типов, связанные с
недостаточной автономностью. Также в будущем могут быть получены новые
преимущества. Тем не менее, сроки реализации имеющейся концепции пока
остаются неизвестными. Проект уже получил одобрение специалистов
военного ведомства, что приближает момент ожидаемого получения заказа на
начало полноценной разработки. При успешном завершении всех работ
военно-морской флот получит новую технику, дающую новые преимущества и
расширяющую круг решаемых задач.
Вас заинтересует
Продолжается эскизное проектирование АПЛ «Хаски»
Проекты малых подводных лодок разработки СПМБМ «Малахит»
Новости проекта «Армата
ВМС США займутся геотермальной энергетикой
Главком ВМФ рассказал о будущем подводного флота