Первой страной, принявшей на вооружение динамитные пушки, стали
Соединенные Штаты. Почти одновременно с ними подобным вооружением
обзавелся флот Бразилии. В 1893 году бразильский военно-морской флот
получил вспомогательный крейсер Nitcheroy, на борту которого имелось
всего одно динамитное орудие. Несмотря на малое количество оригинальных
вооружений и недолгую службу, бразильский крейсер представляет большой
интерес с технической и исторической точки зрения.
Вот отличный сайт
Чергігів Сіті.
Единственный
бразильский крейсер с динамитным вооружением стал частью экстренной
программы кораблестроения, которая была ответом на восстание
военно-морского флота, начавшегося в сентябре 1893 года. Первые годы
Бразильской старой республики, преобразованной из Бразильской империи,
проходили на фоне политического кризиса, который в итоге привел к началу
восстания. 6 сентября командующий военно-морским флотом адмирал
Кастодио де-Мелло назвал президента страны изменником конституции и
отдал ряд приказов. Почти все корабли и суда флота, в том числе все
современные, присоединились к восстанию и перешли под прямое
командование адмирала, отказавшись подчиняться официальным властям.
Вспомогательный крейсер Nitcheroy на верфи. Фото Shipscribe.com
В распоряжении президента генерала Флориану Пейшоту
были сухопутные войска, наземная инфраструктура и финансы. Тем не менее,
противостоять взбунтовавшемуся флоту было попросту нечем: к восстанию
не присоединились только несколько вспомогательных судов, не имевших
вооружения и непригодных для участия в боях. Вскоре после начала
восстания было принято решение о заказе новых кораблей, которым в
ближайшем будущем следовало принять участие в подавлении бунта. Новые
боевые единицы планировалось строить своими силами, а также заказывать
за рубежом.
Представители президента Ф. Пейшоту в Нью-Йорке
закупили несколько судов разных классов, а также подписали ряд
контрактов на перестройку этой техники с целью ее превращения в боевые
корабли. Новыми кораблями лоялистского флота Бразилии должны были стать
прогулочные яхты Javelin и Feissen, которые планировалось перестроить в
торпедные катера, а также торговые пароходы El Cid и Britannia,
рассматривавшиеся в качестве будущих вспомогательных крейсеров.
Судно
«Эль Сид» представляло собой сухогруз с возможностью перевозки
некоторого количества пассажиров. Оно строилось на верфи Chesapeake Dry
Dock & Construction Company (ныне Newport News Shipbuilding) по
заказу перевозчика Morgan Line. Интересно, что это был лишь шестой
заказ, выполненный недавно открытым судостроительным заводом.
Строительство сухогруза завершилось в самом начале 1893 года. 24 августа
судно, прошедшее все необходимые испытания, было передано заказчику для
использования в перевозках.
Нос корабля, на переднем плане динамитная пушка. Фото Shipscribe.com
Проект,
по которому строился пароход El Cid, а также его систершипы El Sud, El
Norte и El Rio, имел любопытную особенность. В конструкции судна имелись
некоторые элементы, позволявшие в кратчайшие сроки осуществить
установку вооружения, сделав его боевым кораблем с достаточно высокой
огневой мощью. Кроме того, применялись некоторые идеи и решения,
направленные на повышение живучести. В основном они заимствовались у
боевых кораблей того времени. Так, на верхней палубе предусматривалось
место для установки орудия крупного калибра, корпус разделялся
водонепроницаемыми переборками, а угольные ямы располагались у бортов и
закрывали машинное отделение. Кроме того, максимальная скорость «Эль
Сида» достигала 17 узлов, что было достаточно много для торговых судов
конца XIX века.
По-видимому, именно «двойное назначение»
сухогруза заинтересовало заказчика в лице представителей бразильского
правительства. Не тратя времени, бразильская делегация инициировала
подписание контракта на передачу судна для перестройки. 26 октября El
Cid официально сменило хозяина. По некоторым данным, переговоры по
новому контракту велись в атмосфере крайней спешки и заказчики едва ли
успели осмотреть приобретаемый сухогруз. На перестройку и модернизацию
торгового судна понадобилось всего 24 дня. Уже 20 ноября перестроенное
судно El Cid ушло из Нью-Йорка, взяв курс на Бразилию. Теперь это был не
сухогруз, но вспомогательный крейсер Nitcheroy.
Быстрому
выполнению бразильского заказа поспособствовали основные особенности
исходного проекта. В конструкции сухогрузов изначально предусматривалась
возможность перевооружения, в том числе с монтажом носовой орудийной
установки с пушками сравнительно большого калибра. Благодаря этому
американским специалистам оставалось лишь установить требуемое
вооружение на имеющиеся крепления, а также незначительно доработать
конструкцию судна с целью монтажа некоторых новых агрегатов. Большая
часть систем при этом могла оставаться без каких-либо изменений.
Динамитная пушка на носовой установке. Фото Laststandonzombieisland.com
Как
до, так и после перестройки El Cid / Nitcheroy представлял собой судно
водоизмещением 6635 т длиной 123,7 м и шириной 14,7 м. Внутренние объемы
корпуса при помощи водонепроницаемых переборок разделялись на несколько
отсеков. На палубе имелась разделенная на несколько частей одноярусная
надстройка, вмещавшая посты и другие необходимые помещения.
Предусматривались крупные люки в палубе для загрузки трюмов.
После
перестройки, выполненной осенью 1893 года, компоновка сухогруза
претерпела некоторые изменения. В соответствующих объемах носовой части
корпуса было установлено основное вооружение в виде динамитной пушки с
набором всех необходимых агрегатов. Центральный отсек по-прежнему
отдавался под котлы, а в корме должна была помещаться одновальная
паровая машина. Мощность последней выдавалась на единственный гребной
вал. Машина мощностью 3600 л.с., по расчетам, позволяла развивать
максимальную скорость до 17 узлов, хотя на практике этот параметр не
превышал 14,5 узла.
Проектом изначально предусматривалась
возможность оснащения торгового судна вооружением сравнительно большого
калибра. В соответствии с бразильско-американским контрактом, эту
возможность следовало реализовать в полной мере. На имеющемся месте
следовало установить динамитное орудие, заказанное у американской
компании Pneumatic Dynamite Gun Company. Артиллерийская часть орудия
должна была устанавливаться за пределами корпуса, на палубе.
Пневматические агрегаты, в свою очередь, занимали крупный объем внутри
корабля и устанавливались на всех его палубах.
Одно из носовых 120-мм орудий. Фото Shipscribe.com
Не
имея возможности ждать разработку нового вооружения в соответствии с
собственными требованиями, бразильские власти заказали компании
Pneumatic Dynamite Gun Company одну 15-дюймовую пушку образца 1890 года,
также известную как Rapieff-Zalinski. Это оружие изначально создавалось
для использования в составе береговых батарей и предлагалось
американскому флоту. К 1893 году проект 15-дюймовой пушки дошел до
выполнения предварительных работ и сборки требуемого оружия. Одну из
новых пушек следовало передать на завод, осуществлявший перестройку
судна «Эль Сид». Для упрощения и ускорения работ динамитное орудие для
бразильского крейсера должно было иметь минимальные отличия от базовой
версии для береговых батарей.
В носовой части палубы
корабля-носителя проделали круглое отверстие для вывода орудийной
установки. Лафет и некоторые другие агрегаты пушки предлагалось
устанавливать на средней палубе, которая теперь стала батарейной. Из-за
большой высоты лафета и орудия в целом ствол не должен был значительно
подниматься над верхней палубой. Ниже средней палубы располагались
трубопроводы и другие системы, необходимые для соединения артиллерийской
части с пневматической. На нижней палубе, непосредственно под орудийной
установкой, помещались газовые баллоны, компрессор и другие агрегаты
пневматической системы.
За исключением переработки компоновки
некоторых агрегатов, связанных с необходимостью монтажа на корабле,
конструкция орудия Rapieff-Zalinski не претерпела значительных
изменений. По-прежнему использовался лафет с U-образной системой для
установки качающегося блока ствола. В составе лафета имелись приводы
горизонтального и вертикального наведения, а также трубопровод для
подачи сжатого воздуха к орудию. На левой стойке лафета имелись площадки
для расчета. С помощью левой наводчик мог использовать органы
управления, помещенные на боковой поверхности лафета. Органы управления
состояли из нескольких рычагов и штурвалов для наведения и контроля за
работой пневматики. Выстрел производился при помощи небольшого штурвала
на верхней части ствола.
Орудие Rapieff-Zalinski в составе береговой батареи. Рисунок Weaponsandwarfare.com
Крейсер
Nitcheroy получил ствольный блок орудия, разработанный ранее для
береговых батарей. Использовался длинный гладкий ствол калибра 15 дюймов
(381 мм), установленный на поддерживающей балке, предотвращающей его
изгиб под собственным весом. На казенной части ствола имелся
дополнительный кожух, используемый для подвода сжатого газа. Также
использовался поршневой затвор, открываемый при зарядке орудия. Внутри
кожуха казенника имелся набор клапанов для подачи сжатого газа,
отвечавших за произведение выстрела. Клапаны управлялись штурвалом на
рабочем месте наводчика.
Для дополнительной защиты орудия было
предложено использовать два щитка, прикрывающие артиллеристов. Еще один
дополнительный кожух прикрывал верхнюю часть казенника, оснащенную
механизмами управления выстрелом.
В трюме крейсера находился
компрессор на основе парового двигателя, задачей которого было создание
рабочего давления в баллонах для сжатого газа. В нескольких баллонах
создавалось давление на уровне 2000 фунтов на кв. дюйм (136 атмосфер).
Трубопроводы соединялись с набором газовых редукторов, обеспечивавших
правильный разгон снаряда. Предлагалось плавно менять скорость подачи
сжатого воздуха в ствол, благодаря чему в полости позади снаряда
поддерживалось постоянное давление в 1000 футов на кв. дюйм (68
атмосфер).
Для использования с 15-дюймовой пушкой
Rapieff-Zalinski предлагались снаряды нескольких типов. Они имели
обтекаемый корпус с хвостовой частью, оснащенной стабилизатором. Внутри
корпуса помещался заряд из гремучего студня того или иного веса. Общая
масса предложенных снарядов находилась в пределах от 50 (22,7 кг) до
1000 фунтов (454 кг). Тип снаряда влиял как на мощность заряда, так и на
дальность стрельбы. Наиболее легкие снаряды могли отправляться на
дальность до 5-7 км.
Схема вспомогательного крейсера. Видно размещение агрегатов динамитной пушки. Рисунок Laststandonzombieisland.com
Хранить
снаряды предлагалось на средней палубе и подавать к орудию при помощи
специального желоба, помещенного справа от надстройки. Для заряжания
орудие поворачивалось на определенный угол, после чего можно было
подавать боеприпасы в ствол. После зарядки пушка возвращалась на нужные
углы наведения и могла делать выстрел. Имелась возможность
горизонтального наведения в пределах сектора шириной около 300°.
Оставшийся сектор перекрывался надстройкой.
Вспомогательный
крейсер Nitcheroy должен был получить развитое вспомогательное
вооружение, состоящее из пушек различных типов. Перед главным калибром
должны были устанавливаться два 120-мм скорострельных орудия с щитовым
прикрытием. Кроме того, на батарейной палубе предусматривалось по шесть
лацпортов разных размеров на каждом борту, в которых помещались
дополнительные орудия разных калибров. Несколько малокалиберных пушек и
пулеметов могли устанавливаться на крыше надстройки. По некоторым
данным, во время перестройки корабль также получил четыре торпедных
аппарата под вооружение американской разработки.
20 ноября 1893
года из Нью-Йорка вышел конвой в составе двух торпедных катеров и двух
крейсеров, ранее являвшихся яхтами и торговыми судами. В грузовых
отсеках новых боевых кораблей находился боезапас для всех орудий, в том
числе динамитные снаряды для главного калибра крейсера Nitcheroy.
Бразильский броненосец Aquidabã, 90-е годы XIX века. Фото Wikimedia Commons
На
освоение новой техники бразильскому флоту понадобилось некоторое время.
16 апреля 1894 года новые корабли впервые приняли участие в боях.
Крейсер Nitcheroi и несколько торпедных катеров приблизились к берегам
Санта-Катарины, где на мелководье находился броненосец Aquidabã – один
из новейших кораблей бразильского флота, захваченный восставшими. В
результате совместной атаки нескольким кораблям лоялистов,
использовавшим торпеды, удалось один или два раза поразить мятежников.
Вскоре броненосец, получивший пробоину в носовой части корпуса,
опустился на дно. Во время этого боя борьбу с кораблем противника вели
торпедные катера, тогда как вспомогательный крейсер занимался обстрелом
ближайшей крепости, способной защитить броненосец.
Вскоре стало
известно, что за несколько дней до атаки на броненосец Aquidabã адмирал
Кастодио де-Мелло и верные ему экипажи отправились в Аргентину и
попросили политического убежища. Прошение было удовлетворено, а корабли
перешли аргентинскому флоту. На этом мятеж фактически закончился. Вскоре
официальным властям удалось восстановить законный порядок, для чего
понадобилось подавить несколько мелких мятежей на берегу. Поврежденный
броненосец позже был поднят, отремонтирован и возвращен в строй.
Относительно
боевого применения вспомогательного крейсера Nitcheroy имеются разные
сведения. В одних источниках утверждается, что в ходе боя с броненосцем
Aquidabã крейсер успел сделать несколько выстрелов из 15-дюймовой пушки,
тогда как другие пишут исключительно о применении торпедного
вооружения. Так или иначе, в боевой обстановке корабль применял свое
главное оружие ограниченно. Более того, ему уже не представилось другой
возможности использовать пушку Rapieff-Zalinski в бою.
Бывший крейсер, а теперь транспорт USS Buffalo во время экспедиции на Аляску, 1914 г. Фото Laststandonzombieisland.com
После
окончания подавления восстания вспомогательный крейсер, имеющий
ограниченные боевые возможности, перешел на вторые роли. Пароход
Nitcheroy в течение некоторого времени использовался в качестве учебного
судна для подготовки моряков и, естественно, не участвовал в каких-либо
сражениях. Кроме того, к концу десятилетия корабль разоружили.
Командование военно-морского флота Бразилии посчитало, что
использованные на нем орудия могут быть установлены на других кораблях, а
вспомогательное судно может обойтись сокращенным составом вооружения.
В
1898 году началась Американо-испанская война. К этому времени
военно-морские силы США уже начали эксплуатацию динамитного крейсера USS
Vesuvius, имевшего три орудия калибра 381 мм. Для усиления флота было
решено перестроить некоторое количество торговых судов, в том числе
сухогрузы El Cid, El Sud, El Norte и El Rio, один из которых уже
несколько лет принадлежал Бразилии. 11 июля 1898 года американские
представители подписали договор с бразильским флотом, в соответствии с
которым учебное судно Nitcheroy передавалось США. К этому времени
корабль лишился орудий, из-за чего его пришлось отправить на переделку
вместе с другими судами серии.
22 сентября того же года Nitcheroy
был включен в состав ВМС США под именем USS Buffalo. Также флот получил
однотипные корабли USS Yosemite (El Sud), USS Yankee (El Norte) и USS
Dixie (El Rio). В ходе новой переделки четыре сухогруза получили по два
5-дюймовых орудия (130 мм) и по четыре пушки калибра 4 дюйма (100 мм).
Все орудия монтировались на тумбовых установках и располагались по
периметру палубы, позволяя обстреливать цели в любых направлениях.
4-дюймовое орудие судна "Буффало"
Четыре
корабля были сданы в конце сентября. К этому времени США и Испания уже
успели заключить перемирие. Боевые действия официально были остановлены
12 августа, т.е. за полтора месяца до завершения перестройки четырех
кораблей. Стороны не нарушили условия перемирия, благодаря чему к концу
года появился полноценный мирный договор, окончательно остановивший
войну. Корабли, проходившие доработку специально для войны с испанцами,
остались не у дел.
Летом 1899 года крейсер USS Buffalo совершил
плавание в Манилу, после чего вернулся в Соединенные Штаты. Вскоре после
этого корабль вновь отправили на ремонт и перестройку. В начале апреля
следующего года он вернулся в строй в качестве учебного судна для
подготовки экипажей. За следующие пять лет подобной службы «Буффало»
выполнил четыре похода к берегам Филиппинских островов. Из одного из
подобных плаваний судно возвращалось через Индийский и Атлантический
океан, совершив кругосветку.
В 1905 году началось строительство
верфи Mare Island Navy Yard, к которой приписали судно USS Buffalo.
Теперь пароход должен был решать транспортные задачи разного рода. В
первую очередь, оно перевозило различные изделия и материалы,
используемые на стройке. Кроме того, с его помощью сменные экипажи
кораблей добирались до удаленных баз на Тихом океане. В 1914 году судно
участвовало в экспедиции к берегам Аляски, целью которой было
развертывание новых радиостанций. Часть этих объектов в дальнейшем
проработала до начала шестидесятых годов.
USS Buffalo во время службы в Европе, 12 ноября 1918 г. Фото Laststandonzombieisland.com
В
годы Первой мировой войны USS Buffalo оставалось транспортным судном,
обеспечивая работу других кораблей и их экипажей. В 1917 году экипажу
судна пришлось решать интересную транспортную задачу: ему следовало
прибыть к берегам России, где недавно произошла революция, и обеспечить
эвакуацию американской дипломатической миссии. Вскоре после этого судно
прошло новую модернизацию и стало обеспечивать работу боевых кораблей.
До 1919 года «Буффало» служило у берегов Европы, после чего поступил
приказ о переводе на Тихий океан.
15 ноября 1922 года устаревший
морально и физически пароход вывели из эксплуатации. В течение
нескольких следующих лет он служил плавучей казармой и более не выходил в
море. 27 мая 1927 года судно окончательно списали. Через несколько
месяцев оно отправилось в свое последнее плавание к месту разделки на
металл. К этому времени USS Buffalo оставался единственным
представителем своей серии: три других корабля были списаны и
утилизированы к 1922 году.
Вспомогательный крейсер
военно-морского флота Бразилии Nitcheroy стал вторым и последним в мире
надводным кораблем-носителем динамитных пушек. Этот крейсер строился в
условиях нехватки боевых кораблей, из-за чего главными требованиями к
нему были дешевизна и скорость строительства. В дальнейшем корабль лишь
единожды смог принять участие в бою, после чего лишился вооружения и
получил новые роли. Поле недолгой службы в качестве боевого корабля
Nitcheroy / Buffalo стал вспомогательным судном, и в итоге закончил свою
карьеру ничем не примечательной плавучей казармой. В 1921 году ВМС США
списали и утилизировали бывший динамитный крейсер USS Vesuvius, с 1904
года служивший в качестве опытового судна. В 22-м та же судьба постигла и
USS Buffalo. На этом история крейсеров с динамитным вооружением
закончилась. Последние достижения в области пороховой артиллерии не
оставляли шансов динамитным орудиям.