Як-152 — это поршневой учебно-тренировочный самолет первоначальной
подготовки и профессионального отбора летчиков на ранней стадии
обучения. Летательный аппарат входит в состав учебно-боевого комплекса
Як-130 и включает в себя также процедурный тренажер, учебный
компьютерный класс, и средства объективного контроля. Самолет Як-152 был
разработан специалистами ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева», которое сегодня
входит в состав ПАО «Корпорация «Иркут».
Вот отличная новость с сайта
lutsk.eu .
Первый
учебно-тренировочный самолет Як-152 был построен на Иркутском
авиационном заводе — филиале ПАО «Корпорация «Иркут». Разработчики
данной модели опирались на богатый опыт ОКБ им. А. С. Яковлева в
роектировании авиационной техники учебного назначения. С 1935 года в
нашей стране и за ее пределами было произведено более 22 тысяч учебных
поршневых самолетов данного КБ: УТ-2, Як-11, Як-18, Як-52. Разработка и
подготовка производства учебно-тренировочного самолета Як-152 основаны
на использовании новейших российских конструкторских решений и
разработок в области малой авиации.
29 сентября 2016 года на
аэродроме Иркутского авиационного завода состоялся первый полет
учебно-тренировочного самолета первоначальной летной подготовки Як-152.
Самолет поднял в небо летчик-испытатель 1-го класса ОАО «ОКБ им. А. С.
Яковлева» Василий Севастьянов. По его словам, полетное задание было
выполнено в полном объеме, самолет вел себя нормально. По словам
главкома ВКС России Виктора Бондарева, испытания самолета должны быть
завершены до марта 2017 года, после чего Як-152 планируется запустить в
серийное производство.
Як-152 первый полет, фото: www.irkut.com
В
июне 2016 года Министерство обороны Российской Федерации заказало 150
самолетов Як-152, которые предназначены для первичного обучения будущих
военных летчиков. Серийное производство данной модели разворачивается на
мощностях Иркутского авиационного завода. Общая потребность Минобороны
России в самолетах Як-152 оценивается экспертами в 250-300 единиц.
ДОСААФ России может закупить еще более 100 таких самолетов для своих
учебных центров. 16 марта 2016 года ДОСААФ Республики Беларусь заключило
рамочный договор на поставку учебно-тренировочных самолетов Як-152 для
своих структур, количество закупаемых в рамках данного договора
самолетов не уточняется.
История учебно-тренировочного самолета
Як-152 разработки ОКБ имени А. С. Яковлева, предназначенного для
первоначальной летной подготовки курсантов военно-воздушных сил, берет
начало еще в 1990-е годы. Тогда самолет предлагался в связке с
проектировавшимся на тот момент реактивным самолетом повышенной
подготовки — перспективным учебно-тренировочным комплексом УТК-Як,
который позднее получил обозначение Як-130. Новый самолет предполагалось
создать на базе двухместного спортивно-пилотажного и
учебно-тренировочного Як-54, который строился в 1994-2002 годах на
Саратовском авиационном заводе, где было произведено 14 экземпляров
данной машины. Позднее с 2008 года по крайней мере еще 5 самолетов Як-54
было выпущено Арсеньевской авиационной компанией «Прогресс» имени Н. И.
Сазыкина. Первоначально новый проектируемый самолет обозначался, как
Як-54М, но в 2000 году его решено было переименовать в Як-152. Таким
образом подчеркивалось, что машина должна стать преемником популярной и
очень известной «летающей парты» Як-52.
В 2001 году проект
самолета Як-152 принял участие в конкурсе, проводимом Минобороны России
на новый самолет первоначальной летной подготовки. Основным соперником
выступал Су-49, спроектированный специалистами ОКБ Сухого. Несмотря на
тот факт, что конкурс состоялся, финансирования на дальнейшую разработку
и строительство самолетов заказчиком выделено не было. В качестве
временной меры яковлевцы предлагали провести модернизацию ранее
произведенных в стране самолетов Як-52 до версии Як-52М.
Модернизированный учебный самолет с обновленным приборным оборудованием,
новым фонарем кабины с улучшенным обзором и двигателем М-14Х с
воздушным винтом MTV-8 впервые поднялся в небо 16 апреля 2004 года, а
весной следующего года успешно прошел государственные испытания. Самолет
также отличался увеличенным запасом топлива и установленной системой
спасения экипажа СКС-94М. Серийную модернизацию уже выпущенных Як-52 до
версии Як-52М планировалось осуществлять на 308-м авиаремонтном заводе в
Иваново, но и эти планы в тех условиях осуществить так и не удалось.
Як-152 пилотировал летчик-испытатель Василий Севастьянов, фото: www.irkut.com
Примерно
в то же время неподдельный интерес к российскому проекту проявили в
КНР, где вопрос разработки нового самолета первоначальной подготовки
летчиков стоял не менее остро, чем в Российской Федерации. Уже в 2006
году Пекином был заключен контракт с ОКБ им. А. С. Яковлева, специалисты
которого выступили консультантами своих коллег из компании Hongdu. Они
помогли им разработать новый УТС, получивший обозначение L-7 (российский
прототип китайского самолета носил обозначение Як-152К). Первый
китайский опытный самолет L-7 был собран компанией Hongdu осенью 2010
года, в ноябре того же года учебный самолет дебютировал на авиасалоне,
проходившем в Чжухае.
Дело с российской версией самолета
сдвинулось с мертвой точки только в 2013 году, когда появились первые
сведения о том, что к теме нового самолета первоначальной летной
подготовки летчиков готовы вернуться в Минобороны России. 17 марта 2014
года на официальном портале госзакупок появилось извещение о проведении
конкурса на выполнение ОКР «Разработка учебно-тренировочного комплекса
первоначальной летной подготовки летчиков на базе учебно-тренировочного
самолета Як-152 для нужд Министерства обороны РФ». По итогам
проведенного 30 мая того же года конкурса Минобороны РФ заключило
госконтракт с ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева». Стоимость заключенного
контракта составила 300 миллионов рублей, срок выполнения — конец 2016
года.
Учебно-тренировочный самолет Як-152 представляет собой
двухместный одномоторный моноплан, выполненный по классической
аэродинамической схеме с низкорасположенным крылом, убирающимся в полете
трехопорным шасси с носовым колесом и современным 12-цилиндровым
дизельным двигателем RED A03T, работающим на авиационном керосине.
Амортизационные качества опор шасси самолета с шинами низкого давления, а
также небольшие длины разбега при взлете и пробега при посадке
позволяют эксплуатировать Як-152 даже с небольших по размерам грунтовых
аэродромов.
Планер самолета Як-152 является цельнометаллическим за
исключением обшивки рулей и элеронов, которые произведены из
углепластиков.
Учебно-тренировочный самолет Як-152 после выполнения первого полета, фото: www.irkut.com
Цельнометаллический
фюзеляж полумонокок был усилен четырьмя лонжеронами. Неразъемное
однолонжеронное крыло самолета набрано из двояковыпуклых асимметричных
профилей и снабжено выдвижными закрылками и элеронами, улучшающими
взлетно-посадочные характеристики самолета. Несущая поверхность крепится
к фюзеляжу в 4-х точках, которые расположены на лонжероне и задней
стенке.
Установленное на борту самолета оборудование позволяет
начинающим летчикам приобретать необходимые навыки обращения с
современным пилотажно-навигационным и прицельным оборудованием, а также
средствами радиосвязи. Для учебно-тренировочного самолета Як-152 была
выбрана тандемная схема расположения членов экипажа в двухместной
кабине: переднее место предназначено для пилота-ученика, заднее место —
для инструктора. Як-152 может пилотировать и один член экипажа как с
переднего, так и с заднего места. Особенностью машины является
уникальная система катапультирования СКС-94М, которая позволяет
обеспечить безопасное аварийное покидание самолета членами экипажа.
Простота
конструкции самолета, высокая надежность, подходы к агрегатам и
коммуникациям установленных систем обеспечивают высокий уровень удобства
технического обслуживания Як-152 с минимальными затратами на подготовку
к совершению полетов при использовании минимального объема
общедоступных аэродромных средств. Аэродинамическая компоновка крыла,
формы в плане и профилировка учебно-тренировочного самолета Як-152 были
выбраны конструкторами из условия обеспечения функций первоначального
обучения и подготовки летчиков.
Як-152, рендер: www.irkut.com
Самолет
Як-152 предназначен для обучения курсантов технике пилотирования и
основам навигации, отработке навыков простого, сложного и высшего
пилотажа, а также технике пилотирования самолета в составе группы.
Самолет обеспечивает успешное решение ключевых задач первоначальной
летной подготовки в дневных и ночных условиях. Данная машина позволяет
обеспечить профессиональный отбор, последующее обучение и подготовку
начинающих летчиков как в военных, так и в гражданских пилотажных
центрах, летчиков-спортсменов в ДОСААФ. Эксплуатировать самолет будут и в
летных училищах, и в аэроклубах по всей стране.
Основные направления обучения на самолете Як-152:
• техника пилотирования, которая включает простой, сложный и высший пилотаж;
• основы навигации;
• выполнение штопора и вывод машины из него;
•
техника пилотирования по приборам при совершении полета по маршруту и
заходе на посадку с использованием аэродромных радиотехнических систем
посадки;
• техника пилотирования самолета в составе группы днем в простых метеоусловиях, а также за облаками;
• действия летчика в особых случаях.
Авионика учебно-тренировочного самолета Як-152 обеспечивает:
• отображение важной информации на современных цветных многофункциональных индикаторах;
• трехкратное резервирование пилотажно-навигационного оборудования;
•
регистрацию всей информации о параметрах полета и работе систем
самолета, а также запись переговоров членов экипажа на защищенный
бортовой накопитель;
• автоматический ответ на запрос средств
радиолокационной системы государственного опознавания и вторичных
радиолокаторов системы УВД (управления воздушным движением).
Як-152, рендер: www.irkut.com
Учебно-тренировочный
самолет первоначальной летной подготовки Як-152 является новым
направлением развития учебной авиации корпорации «Иркут». К плюсам
данной машины, безусловно, можно отнести то, что самолет может
эксплуатироваться даже с небольших грунтовых аэродромов, прочность
грунта на которых не ниже 5 кг/см2. Также достоинством является
возможность хранения учебного самолета вне ангара. Расчетный ресурс
Як-152 составляет не менее 10 тысяч часов полета или 30 лет эксплуатации
и 30 тысяч посадок. Агрегаты, системы и оборудование Як-152 могут
эксплуатироваться «по состоянию».
Летно-технические характеристики Як-152:
Габаритные размеры: длина — 7,8 м, высота — 3,11 м, размах крыла — 8,8 м.
Площадь крыла — 12,9 м2.
Максимальная взлетная масса — 1490 кг.
Мощность двигателя — 500 л.с.
Максимальная скорость горизонтального полета — 500 км/ч.
Скороподъемность — 10 м/с.
Максимальная высота полета — 4000 м.
Максимальная дальность полета — 1500 км (полная заправка баков)
Максимальный запас топлива — 175 кг.
Тип топлива — TS-1 (авиационный керосин).
Длина разбега — 235/260 м (бетон/грунт).
Длина пробега — 420/375 м (бетон/грунт).
Максимальные эксплуатационные перегрузки: 8-6g (с двумя летчиками); +9-7g (с одним летчиком).
Рендеры www.irkut.com
Источники информации:
http://www.irkut.com
http://www.yak.ru
http://www.uacrussia.ru/ru/press-center/news/uchebno-trenirovochnyy-samolet-yak-152-sovershil-pervyy-polet
http://www.take-off.ru/news/134-news02014/883-iak-152-dlia-kursantov-vvs
Вас заинтересует
В Амурской области загорелся стратегический бомбардировщик Ту-95
Fouga СМ.170 Magister — первый массовый реактивный учебно-боевой самолет
Чешская компания представила учебно-боевой самолёт L-39NG
Учебно-тренировочный самолёт T-45 Goshawk
Корпорация "Иркут" передала ВВС России два Су-30СМ и три Як-130