Вывод
войск США и других стран НАТО из Афганистана будет осуществляться через
территории государств Средней Азии. В частности, перевалочным пунктом
по дороге домой станет Узбекистан — страна с сильным исламистским
подпольем. Однако, несмотря на угрозы со стороны Исламского движения
Узбекистана, Белый Дом поторопился сделать Ташкент своим стратегическим
союзником. Не попадет ли Вашингтон в очередную ловушку? Не столкнется ли
он со вторым Афганистаном? И вообще — зачем ему такой союзник, как
Узбекистан?
Иллюзорное сокращение военной мощи
На
первый взгляд может показаться, что после вывода контингента НАТО из
Афганистана военная мощь США в Средней Азии серьезно сократится. Эти
ожидания усиливаются намерением киргизских властей закрыть военную базу
Манас, принадлежащую Штатам. Однако Белый Дом одновременно стремится
заручиться поддержкой многих правительств среднеазиатских республик, в
том числе Узбекистана. Советую
узбекские музыка.
Кажется, что американцы уходят из
нестабильной Киргизии. Действительно, Манас был необходим только для
обслуживания оккупационных войск в Афганистане. Когда война закончена,
не имеет смысла содержать военную базу, расположенную в опасной зоне: в
Киргизии в любой момент может начаться очередное восстание, и тогда
американские военнослужащие окажутся в изоляции либо попадут под
перекрестный огонь. В таких условиях Вашингтон хотел бы получить более
стабильного союзника, например, Узбекистан, где на протяжении долгих лет
существует довольно крепкий режим, не склонный к компромиссам и
способный защитить себя от исламской и светской оппозиции. Кстати рекомендую шикарное
uzb kino.
Заигрывание
с Узбекистаном может стать первым шагом к открытию новой американской
базы в Средней Азии. Эта база будет аналогом аэродрома в Манасе, если
тот будет закрыт для военной авиации Штатов. По мнению
Информационно-аналитического центра по вопросам общественных процессов
на постсоветском пространстве, США постараются создать в Узбекистане
сразу несколько военных баз, причем с расчетом задержаться в республике
как можно дольше.
О подготовке к введению американских войск в
Узбекистан свидетельствует тот факт, что США исключили эту страну из
списка опасных государств. По закону, в странах с повышенным уровнем
опасности военнослужащие Штатов должны получать дополнительную плату.
Выходит, если в Узбекистане будет создана сеть американских военных баз,
у Белого Дома получится сэкономить на оплате труда служащих, так как
Узбекистан теперь официально считается мирной и безопасной страной. Не
будем обсуждать, соответствуют ли эти заявления реальности: известно,
что финансирование военных операций за рубежом сильно опустошает
американскую казну, и для сокращения расходов подойдут любые честные и
нечестные методы.
Узбекский «третий путь»
Исключение
Узбекистана из списка опасных стран имеет еще одну цель: подлизаться к
Ташкенту. Конечно, одобрив политику руководства республики, нельзя
добиться взаимного расположения ее правящей элиты. Однако США не будут
ограничиваться мелкими комплиментами: признание Узбекистана стабильным и
безопасным государством — только один из множества шагов к сближению
стран.
Разрыв между Вашингтоном и Ташкентом произошел в 2005
году, когда в Андижане начались массовые беспорядки. Тогда США осудили
действия узбекских властей, которые использовали оружие для подавления
исламистов. По мнению Запада, Ташкент был слишком неразборчив в
применении силы, и вместе с боевиками пострадали гражданские. В свою
очередь, Узбекистан посчитал такие заявления вмешательством во
внутренние дела, и осадил западных дипломатов. В течение следующих
нескольких лет отношения между США и Узбекистаном оставались, мягко
говоря, холодными: Ислама Каримова поместили в один ряд с неприятными
Западу ближневосточными правителями, а Узбекистан едва не приравняли к
Сирии, Ирану и Северной Корее.
Сам Ислам Каримов и руководящая
верхушка Узбекистана заявляют о том, что их страна придерживается
нейтралитета. И в самом деле: после 2005 года Ташкент не бросился в
объятия Москвы, а остался в гордом одиночестве. Выйдя из состава ОДКБ,
Узбекистан осуществляет очень сложную многовекторную внешнюю политику,
диверсифицируя риски и стараясь не слишком привязываться к своим
партнерам. По мнению политолога Алексея Власова, несмотря на последние
попытки Вашингтона подкупить Ташкент любезностью, Узбекистан пока не
сделал свой выбор, и охотно сотрудничает как со Штатами, так и с
Россией.
Впрочем, США только начали свои заигрывания. Сейчас
Америка подготавливает почву для того, чтобы в Узбекистане обосноваться.
Так, из-за рубежа в республику поступает гуманитарная помощь,
неправительственные фонды занимаются финансированием узбекских
политических организаций. Как известно, такая активность — верный
признак того, что Штаты в чем-то заинтересованы: бесплатный сыр бывает
только в мышеловке, и за инвестиции придется расплачиваться.
Грядет война?
Но
в чем состоит интерес Соединенных Штатов? Ответ очевиден: после вывода
войск из Афганистана и закрытия военной базы в Киргизии США хотели бы
оставить в Средней Азии свои военные базы. Из всех среднеазиатских
республик только Узбекистан более-менее подходит на роль военного
союзника Штатов. Таджикистан слаб и постоянно находится на грани
гражданской войны, Киргизия катится в пропасть, Казахстан — союзник
России, а Туркменистан недвусмысленно заявил, что нейтрален, и не
потерпит на своей территории ничьи базы — ни российские, ни
американские. Остается только Узбекистан, хотя и там дела плохи: мало
того, что страна находится на грани войны с Киргизией и Таджикистаном
из-за проблем в Ферганской долине, так из Афганистана еще могут
нагрянуть боевики ИДУ. Исламское движение Узбекистана принимало активное
участие в афганской войне, и имеет богатый боевой опыт.
Однако
Исламу Каримову удалось выстроить довольно надежную вертикаль власти,
способную противостоять внутренним вызовам. А от войны с Киргизией и
Таджикистаном Ташкент надеется защититься при участии американцев.
Да-да, Ислам Каримов в предчувствии большой войны в Ферганской долине не
прочь заручиться поддержкой Штатов. Правда, если он допустит на
территорию Узбекистана американских военных, он станет зависим от
Вашингтона. По всей видимости, Ислам Каримов сейчас находится перед
выбором: стать вассалом США, автоматически защитившись от соседей, либо
оставить Узбекистан независимым, но неспособным противостоять ИДУ,
Таджикистану и Киргизии.
В текущей ситуации Россия может
противостоять Америке только одним способом: предложить Узбекистану
более выгодные условия военного сотрудничества. Однако что мы будем
делать с военной базой, расположенной где-то в узбекских песках —
неизвестно. Соседи Узбекистана могут озлобиться на нас, поскольку будут
считать, что эта база направлена против них.
Зато куда разумнее
будет заключение с Узбекистаном нескольких контрактов в области военного
сотрудничества, касающихся, например, оснащения армии современными
видами оружия. Помогут и новые договоренности в сфере экономики. Важно,
чтобы Ислам Каримов чувствовал себя защищенным и знал, что, если в
Ферганской долине начнется война, Узбекистан окажется в выигрышном
положении. Именно поэтому Москва должна гарантировать Ташкенту, что не
выступит против него и не будет поддерживать его противников, а также
сделает все возможное для сохранения статус-кво. Тогда у Ислама Каримова
не будет необходимости искать поддержку где-то за границей, приглашая в
свою страну военных из США или других враждебных нам стран.
Вас заинтересует
Ирак, Сирия, Турция... Кто следующий?
Россия списала долги Узбекистана, чтобы снова дать в долг?..
Грядет битва за Узбекистан?
Узбекистан — новый среднеазиатский трамплин для Америки?
За стабилизацию ситуации в Афганистане расплатятся его соседи