Мировым лидером по годовому производству различных фильмов является
Индия. Кино в этой стране – глобальное предприятие, потеснившее
китайскую и голливудскую киноиндустрию по количеству выпускаемых
документальных и художественных лент. Индийские фильмы демонстрируются
на экранах девяноста стран мира. В этой статье пойдет речь об
особенностях индийского кинематографа.
Кстати советую смотреть фильмы онлайн бесплатно индийские сериалы на сайте cinemaroom.online .
Разноязычная структура
Индийская
киноиндустрия носит разноязычный характер. Дело в том, что в стране
употребляется два государственных языка: хинди и английский. Кроме того,
практически каждый штат Индии имеет свой, официально признанный язык. И
во многих регионах страны (Орисса, Пенджаб, Тамилнад, Западная
Бенгалия, Керала, Карнатака, Джамму и Кашмир, Харьяна, Ассам,
Анхра-Прадеш, Гуджарат) снимают фильмы. И совсем не удивительно, что
индийский кинематограф делится по языковому признаку. В Толливуде
снимают картины на языке телугу, в Колливуде – на томильском языке. На
хинди выпускает ленты знаменитый Болливуд. Индия ежегодно запускает в
прокат более 1000 фильмов на различных языках.
Жанры индийского кино
В индийском кино существует два основных жанра.
- «Масала»
- это коммерческое кино, созданное для широкой зрительской аудитории.
Фильмы подобного типа характеризуются смешением нескольких жанров:
мелодрама, драма, комедия, боевик. Большинство из этих картин –
красочные мюзиклы, снятые на фоне живописнейших мест Индии. Сюжет таких
лент может показаться сказочным и неправдоподобным. Свое наименование
жанр получил в честь индийской смеси специй – масалы.
- «Параллельное»
кино – это индийский артхаус. Содержание таких картин отличается
серьезностью и натуралистичностью. В этом направлении лидирует
бенгальский кинематограф, ведущие режиссеры которого – Сатьяджит Рай,
Ритвик Гхатак и Мринал Сен – заслужили признание во всем мире.
Становление индийского кинематографа
Индийское
кино появилось на свет в 1899 году, когда фотограф Х. С. Бхатвадекар,
или Саве-Дада, снял несколько короткометражных фильмов. Первая
полнометражная немая картина под названием «Раджа Харишчандра» была
выпущена в 1913 году. Ее создателем стал Дадасахеб Фальке, которому
довелось быть одновременно режиссером, продюсером, сценаристом,
монтажером, оператором и прокатчиком своего творения. В 1910 году в
Индии было снято уже 25 кинолент, а в 1930 году – 200 фильмов. В 1931
году, 14 марта, вышла в прокат первая звуковая индийская картина «Свет
мира». Она имела большой успех. В том же году в стране появилось еще 27
фильмов (22 из них – на хинди), что привело в кино неграмотную часть населения Индии.
В 1933 году был снят первый британско-индийский фильм «Судьба». Его
выход стал важной вехой в культурной жизни Индии – в картине была сцена
поцелуя главных героев. Интересно, что, после того как страна получила
независимость, в 1952 году, вышел закон о кинематографе, запрещающий
поцелуи на экране как «неприличные». Первый цветной индийский фильм
вышел на экраны в 1937 году. Он назывался «Дочь крестьянина» и большого
успеха в прокате не имел. Вторая мировая война подкосила индийский
кинематограф: ужесточилась политическая цензура, возник дефицит
кинопленки. Но индийцы продолжали посещать кинозалы. Фильм «Судьба»
продержался в прокате 192 недели и имел отличные кассовые сборы.
Золотой век индийского кинематографа
Золотым
веком называют расцвет кинематографа, которым ознаменовалась в 1940–
1960-х Индия. Киноленты, появившиеся в этот период, стали классикой
жанра. Фильм «Мать Индия» (1957) режиссера Мехбуб Кхана получил большое
количество наград на зарубежных кинофестивалях и был номинирован на
«Оскар» как лучшая картина на иностранном языке. Самыми известными режиссерами
того периода стали: Камал Амрохи, Виджай Бхатт, Бимал Рой, К. Асиф,
Мехбуб Кхан. Ленты «Бумажные цветы» и «Жажда», снятые Гуру Даттом,
попали в список «100 лучших фильмов всех времен» по версии известных
западных изданий. Ведущими актерами и актрисами, любимцами всей Индии,
были: Гуру Датт, Радж Капур, Дилип Кумар, Дев Ананд, Мала Синха, Вахида Рехман, Мадхубала, Нутан, Мина Кумари, Наргис.
Радж Капур – любимец публики
Радж
Капур известен не только как замечательный актер, но и выдающийся
режиссер, который снял лучшие индийские фильмы. Его картины имели
стабильный коммерческий успех. Ленты «Бродяга» (1951) и «Господин 420»
(1955) повествуют о жизни простых городских рабочих Индии. Секрет успеха
фильмов Раджи Капура прост. В них показаны жизнь и быт различных слоев
населения такими, какие они есть. При этом снятые в жанре комедии ленты
покоряют своим оптимизмом и жизнелюбием. Фраза из песни к «Господину
420» полностью характеризует главного героя картины: «Я в носках
американских, модных брюках британских, в русской шапке большой, и с
индийской душой». Неудивительно, что зрители не могли оторваться от
киноэкранов. Свои лучшие роли Радж Капур сыграл в собственных фильмах и
пользовался бешеной популярностью как на родине, так и за рубежом. Он
получил много лестных прозвищ. Его именовали «отцом индийского кино»,
«голубоглазым принцем Востока» и «индийским Чарли Чаплиным». Старое
индийское кино с Раджем Капуром до сих пор производит незабываемое
впечатление на зрителей.
«Параллельное» кино
В
противовес коммерческой киноиндустрии в Индии появилось «параллельное»
кино. Главную роль в этом сыграл Бенгальский кинематограф. Лучшее
индийское кино в этом жанре снял Четан Ананд («Город в долине»), Ритвик
Гатак (Nagarik) и Бимал Рой («Два бигха земли»). Эти режиссеры заложили
основу неореализма в Индии. После этого Сатьяджит Рай создал «Трилогию
об Апу» (1955-1959), оказавшую влияние на весь мировой кинематограф. Ее
первая часть,«Песнь дороги» (1955), стала призером многочисленных
международных кинофестивалей. Благодаря успеху трилогии «параллельное»
кино прочно утвердилось в индийском кинематографе. Другие режиссеры
страны (Буддадев Дасгупта, Мани Кол, Адур Гопалакришнан, Мринал Сен)
стали снимать артхаусные фильмы. Сатьяджит Рай при жизни получил мировое
признание и множество кинематографических наград. Вторая часть
«Трилогии об Апу», выпущенный в 1956 году фильм «Непокоренный»,
завоевала премию «Золотой лев» на кинофестивале в Венеции и «Золотого
медведя» и двух «Серебряных медведей» - в Берлине. Индийские режиссеры
Гуру Датт, Ритвик Гхатак и Сатьяджит Рай признаны величайшими
теоретиками авторского кино 20-го века.
Романтический боевик
В
начале 1970-х годов прошлого века в моду вошли романтические фильмы с
элементами боевиков. Эти картины снимались, в основном, в Болливуде.
Главным героем таких кинолент стал «сердитый молодой человек» (образ,
воплощенный актером Амитабхом Баччаном), который самостоятельно
противостоит злу и побеждает во всех бандитских разборках. Фильмы,
обильно приправленные песнями и танцами, с яркой романтической
составляющей и элементами боевых искусств покорили не только Индию, но и
другие страны мира. Индийские фильмы «Зита и Гита», «Любимый раджа»,
«Мистер Индия», «Танцор диско», «Танцуй, Танцуй» и другие до сих пор с
удовольствием пересматривают поклонники жанра. Самыми известными
актерами в тот период были Шаши Капур, Санджив Кумар, Дхармендра, Раджеш
Кханна, Мумтаз и Аша Парех, Шармила Тагор, а также – Хема Малини, Джая
Бхадури, Анил Капур и Медхун Чакроборти.
Современные картины
Новое
индийское кино получило мировое признание. Коммерческие индийские
фильмы продолжают завоевывать ведущие позиции. В 1975 году на экраны
вышла картина Рамеша Сиппи «Месть и закон». Отдельные критики признают
ее лучшей в индийской киноиндустрии. Кинофильм «Стена» (1975 ) Яша Чопры
также заслужил восторженные отзывы кинематографистов всего мира. В 1980
году получила премию «Золотая камера» на Каннском фестивале лента
Salaam Bombay Наир Миры. Этот фильм также получил номинацию на «Оскар». В
1980–1990-е годы были созданы картины «Приговор» (1988), «Жгучая
страсть»(1988), «Все в жизни бывает» (1998), «Игра со смертью» (1993),
«Непохищенная невеста» (1995). Во многих лентах были задействованы
ведущие индийские артисты: Салман Хан, Аамир Хан и Шах Рукх Кхан.
Одной
из ведущих стран, выпускающих фильмы в жанре «параллельного» кино
по-прежнему является Индия. Кинолента «Предательство» (1998), созданная
сценаристом Анурагом Кашьяпом и режиссером Рамой Гопалом Вармой, имела
громкий успех и положила начало новому жанру индийского кино –
«мумбаи-нуар». Преступный мир Мумбаи отражен в картинах «Танцующая на
грани» (2001), «Расплата за все» (2002), «Жизнь по сигналу светофора»
(2007) и так далее.
Особенности коммерческого кино
Множество
фильмов ежегодно выпускает Индия. Кино в этой стране непрерывно
развивается. Часто на киноэкранах появляются высокохудожественные
индийские ленты, с сильным драматическим сюжетом, потрясающими актерами и
оригинальным творческим подходом на всех уровнях создания картины.
Однако множество фильмов снимается по шаблону. Стереотипные сюжеты,
слабый актерский состав и так далее. Особое внимание в таких лентах
уделяется музыкальной составляющей. Саундтреки к фильмам, чтобы
подогреть интерес публики, выпускаются задолго до выхода картины в
прокат.
Огромная часть зрительской аудитории в Индии – нищие слои
населения, поэтому часто в коммерческих фильмах повествуется о судьбе
человека, сумевшего в одиночку отстоять свое место под солнцем. Большое
внимание в лентах подобного типа уделяется ярким краскам, красивым
нарядам, музыке. Это помогает публике на время забыть о своих житейских
трудностях. Часто актрисами в коммерческом кино становятся красивейшие
индийские модели: Айшвария Рай, Приянка Чопра, Лара Датта.
Вас заинтересует
Топ лучших фильмов на сайте uznew.com
Как сделать онлайн кинотеатр?
Кино и допинг
Минобороны Индии приценивается к японским самолётам-амфибиям US-2
Продукт Евромайдана: в Россию за трусиками...