Риторика – это искусство разговаривать с людьми. Казалось бы, что тут
сложного? Если, конечно, знакома тема, да и аудитория понимает язык
оратора. Проблема в том, что люди любят говорить и не любят слушать. И
чтобы они обратили внимание на сказанное, нужно уметь заинтересовать.
Увлечь своей речью.
Кстати рекомендую отличные курсы риторики и актерского мастерства по доступным ценам от проекта mediatvs.com.ua .
История ораторского искусства
Искусство
риторики – одно из древнейших. Как только люди научились говорить, как
только сформировалась вторая сигнальная система, так сразу возникла
потребность употребить ее как можно лучше и эффективнее. Ведь ораторское
искусство – это не просто умение красиво говорить.
Это
еще и умение убеждать, уговаривать людей сделать то, что нужно оратору,
а не то, что они собирались. Это – власть. В древней Греции ораторскому
искусству обучали в обязательном порядке. Считалось, что образованный
человек должен уметь говорить - так же, как должен уметь писать. В
Древнем Риме полагали, что мужчина благородного происхождения должен
быть либо политиком, либо воином, либо юристом. Ни одно из этих дел не
обходится без умения говорить ярко и увлекательно.
Кому нужно умение красиво говорить?
Сегодня,
конечно, риторика не входит в перечень обязательных предметов. Но есть
много профессий, в которых она станет отличным подспорьем. Те, кто
работает с людьми, должны уметь объяснять доступно и интересно, убеждать
и доказывать. Педагогическая риторика – искусство учителя увлекательно
подавать материал, концентрировать внимание учеников на нужных моментах.
Грамотно построенная лекция не только лучше запомнится, она еще и проще
в исполнении для самого оратора. Не нужно кричать, напрягая связки, не
нужно злиться и нервничать. Ведь аудитория и так ловит каждое слово
педагога, и не потому, что боится наказания, а потому что интересно.
Педагогическая риторика, усвоенная и отработанная в полной мере, поможет
и учителям, и ученикам.
Основа речи - план
Нужно помнить, что риторика – это не только умение красиво говорить. Это еще и искусство стройно, логически мыслить.
Без
умения структурировать речь, без четкого плана, основанного на
последовательных, связных тезисах, нельзя говорить убедительно и
разумно. В основе любого, самого эмоционального спича лежит выверенная,
продуманная концепция. В противном случае оратор начнет бессмысленно
повторяться, упускать важные факты и запинаться.
Еще один момент,
напрямую с умением общаться с аудиторией не связанный – дикция.
Слушатели должны сконцентрироваться на речи, а не отвлекаться на
необходимость разбирать невнятное произношение лектора.
Говорят,
Демосфен, чтобы добиться идеального произношения, тренировался в
ораторском искусстве, положив в рот несколько камешков. Звучит забавно,
но это действительно неплохой способ выровнять дикцию – если, конечно,
нет серьезных проблем, требующих помощи специалиста. Ну и, конечно,
скороговорки. Их даже дикторы используют для тренировок.
Публика – это вовсе не страшно
Риторика
– это беседа, а не зачитывание текста с листа. Речь нужно учить на
память, причем отрабатывать до тех пор, пока она не будет звучать, как
свободная импровизация – то есть легко и без усилий. Нет ничего более
сложного, чем создание иллюзии непринужденности. Легчайшая грация
балерин – результат огромного труда.
Тренироваться
нужно постоянно. На родных, на друзьях, на любимой собаке – уж она-то
точно будет слушать с интересом, даже если рассказывать одно и то же
десяток раз. Когда появится привычка говорить легко и гладко, не
сбиваясь, выступать на публике станет намного легче.
Для многих
проблема именно в том, что стоять перед людьми, выступать – процесс
страшноватый, нервирующий. Здесь тоже поможет практика. Можно
попробовать выступить на родительском собрании, на совещании перед
коллективом, сказать небольшую речь на корпоративе. Вокруг будут пусть и
не родственники, но все же знакомые, доброжелательные люди. В таких
условиях привыкать к вниманию публики будет намного проще.
Ориентация на слушателей
Основы
риторики предполагают умение структурировать речь и подгонять ее под
аудиторию. То есть нужно научиться писать план и заполнять пункты
фрагментами текста, имеющими целевое назначение.
Речь,
рассчитанная на шахтеров – совсем не то же самое, что спич, который
будут произносить на совете директоров. И дело вовсе не в том, что
кто-то лучше или хуже. Просто у этих аудиторий – разные интересы, разные
вкусы. Оратор должен это учитывать, составляя конспект речи. При
одинаковой основе такие выступления требуют разных выразительных
средств, разных примеров. Интеллигентная аудитория вряд ли оценит
излишнюю экспрессивность оратора, а вот люди, привыкшие открыто выражать
свои чувства, наоборот, будут симпатизировать эмоциональному оратору.
Заинтересовать и увлечь
Вступление
тоже должно быть ярким. Даже если основная тема спича не позволяет
фантазии развернуться, первые фразы должны увлечь аудиторию, приковать
внимание к говорящему. Опытные ораторы могут использовать для вступления
экстравагантные и рисковые темы – просто для того, чтобы их начали
слушать. А потом, в следующей части речи, сгладить резкое впечатление.
Начинающим, конечно, не стоит прибегать к столь радикальным мерам. Но
все же нужно постараться сделать начало «цепляющим», ярким. Если с
самого начала не удалось завоевать внимание слушателей, весь труд по
написанию речи окажется бесполезным.
Кажущиеся отступления от темы
– тоже очень важный момент. Человек может без усилий фокусировать
внимание только пять-шесть минут. Если речь должна быть долгой – лекция,
подробное пояснение, – значит, нужно разделить ее на логические
сегменты. И разбить теорию любопытными для публики примерами, может,
даже забавными, хотя юмор – весьма зыбкая почва. То, что смешно одному,
другой сочтет грубостью или пошлостью. Риторика – это искусство не
только заинтересовать, но и удержать внимание публики.
Диалог с публикой
Таки
отступления должны быть не слишком частыми, но и не редкими. Они
позволяют аудитории передохнуть, мысленно подытожить сказанное и
подготовиться к следующей части речи, не столь живой и увлекательной.
Чтобы
определить, интересно ли слушателям, правильно ли выбран темп и
интонация, нужно найти в зале человека, вызывающего симпатию, и говорить
«для него». Этот прием часто используют начинающие актеры, а
современная риторика имеет много общего с театральным искусством.
Во-первых, так легче забыть о зале и публике, наблюдающей за
выступлением. Во-вторых, наблюдая за конкретным человеком, выступающий
создает иллюзию диалога. Он видит эмоции, вызванные речью, замечает,
когда человек отвлекается и начинает скучать, а когда, наоборот,
сочувствует высказанным мыслям.
Речь должна быть грамотной
Русская риторика имеет характерную особенность. Она требовательна к языку, точнее – к стилю речи.
Это
важный фактор, по которому оценивают ораторское искусство говорящего.
Предполагается, что оратор должен владеть классическим литературным
стилем, не сбиваться на сленг, жаргонизмы или местечковый говор.
Конечно, есть исключения – к примеру, выступления в узкопрофессиональной
среде или перед лицом избирателей, когда нужно выглядеть «своим». Но
чаще такая речь воспринимается как проявление необразованности, низкой
культуры. И тогда доверие к оратору снижается.
Увы, научиться
говорить правильно намного сложнее, чем исправить дикцию. Лучший способ –
это читать хорошую литературу и общаться с интеллигентными людьми. Если
времени на чтение нет, можно приобрести несколько качественных
аудиокниг, и слушать их в свободные минуты. Так будет формироваться
привычка говорить правильным литературным языком.
Вас заинтересует
За сколько можно выучить английский с нуля? Репетитор repetitor.org.ua
Как познакомиться с девушкой, если ты стесняешься? Как начать разговор с девушкой cqmi.com.ua
Уровень Intermediate - что это? Что значит уровень Intermediate? Обучение на lablang.ru
Какие задавать вопросы парню, чтобы лучше его узнать? бесплатные знакомства foiz.ru
Профессия адвокат, а лучший адвокат адвокатроссия.рф