Альфред
Томатис родился во Франции в 1920 году. Детство, проведенное за
кулисами оперного театра, где пел его отец, по всей видимости, и стало
причиной его интереса к недостаткам слуха. Впоследствии он стал
известным врачом-фониатром и отоларингологом и уже в тридцатилетнем
возрасте предложил свое видение данной проблемы. Методика «Томатис»,
получившая название в честь создателя, требует более детального
рассмотрения.
Рекомендую метод Томатис изучать вместе с нашим сертифицированным оборудованием, подробнее на сайте tomatis.gospartner.com .
Как устроен человеческий слух?
По
его мнению, ухо (орган слуха) следует воспринимать в качестве
генератора, возбуждение на который оказывается звуковыми колебаниями,
поступающими из внешней среды. Ещё тогда и подумать никто не мог о том,
автором насколько ценной методики станет Томатис. Терапия (что это
такое, вскоре узнал весь мир), согласно его исследованиям, не была
похожей ни на что другое.
Этот генератор в свою очередь передает
энергию головному мозгу, а через него и всему организму. В последующем
Томатис собрал доказательства в пользу того, что человек, ухо которого
утратило способность воспринимать звуки высокой частоты (выше 7 – 8 кГц)
или не имело его вследствие каких-либо патологий, по-другому начинает
воспринимать действительность.
Произошедшие
изменения влекут деградацию, провоцируют снижение энергетики. Иными
словами, качественное изменение сигналов, поступающих в организм извне
посредством слуха, сказывается на самочувствии и функционировании
органов тела. Не проходят они бесследно как для сознания, так и
подсознания человека.
Восстановление способности слышать и слушать
В
ходе проводимых во второй половине 20 века исследований Томатис пришел к
выводу, что утраченную функцию можно восстановить. На это указывали
следующие факты: внутренне ухо способно регенерировать, а слуховые
центры полушарий головного мозга достаточно податливы для этого. Еще
одним результатом стало доказательство того, что способности органа
слуха, полученные при рождении, можно качественно «улучшить».
Возможность
восстановить слух посредством коррекции некоторых функций была
запатентована как метод «Томатис» или АПФ (аудио-психо-фонология),
сейчас широко известный и очень популярный во всем мире. Данная методика
проверена и одобрена научными и медицинскими сообществами разных стран.
Сам Альфред Томатис помог более чем ста тысячам пациентов (например,
Жерара Депардье заставил забыть о заикании).
АПФ для детей с отклонениями
В
настоящее время данный метод «Томатис» известен во всем мире. На всех
континентах есть центры, где он используется. Люди, работающие там,
специализируются во многих областях науки, медицины, образования,
искусства. Каждый из профессионалов осознаёт важность прохождения
специализированной методики. Томатис – терапия (что это такое, понятно
из выше изложенного), к которой обращаются тысячи людей во всём мире.
Аудио-психо-фонология
помогла огромному количеству детей с проблемами слуха, речевыми
расстройствами, недостаточностью концентрации внимания, аутизмом,
моторно-двигательными расстройствами. Депрессии также поддаются этому
методу. Он помогает в изучении языков, увеличении работоспособности,
уменьшении трудностей в общении, поднимает на качественно-новый уровень
творческий потенциал.
Суть метода Томатиса состоит в разграничении
понятий «слушать» и «слышать». Знаменитый врач называл слышание
пассивным процессом. Слушание же – процесс, использующий уши на 100%.
Перед началом лечения
Прежде
чем приступить к началу курса лечения, ребёнку или взрослому необходимо
пройти тест и получить квалифицированную АПФ-консультацию у
специалистов центра. Проверка имеет огромное значение в дальнейшей схеме
применения метода, ведь с её помощью можно узнать об индивидуальных
возможностях человека, выявить слабые и сильные стороны функциональности
органов слуха.
Поскольку
слушание – это процесс, нормальное течение которого можно выявить
только косвенным путём, необходимо знать о перечне контрольных навыков.
Именно они позволяют оценивать уровень слушательских способностей у
детей и взрослых. Различать такие признаки по степени сложности не
принято, однако они могут явно свидетельствовать о недостатке развития
возможности слушания.
Принципы действия: как это работает?
Курс
терапевтических занятий по методу Томатиса проводят с использованием
произведений для скрипки, написанных австрийским композитором – великим
Моцартом. Специальные аранжировки позволяют создать явные контрасты в
музыке, сопровождающиеся внезапными абсолютно непредсказуемыми
изменениями тембра и громкости звучания, что является для мозга
настоящим шоком. Процесс помогает запустить естественные механизмы
внимания.
Такие аудиотренировки представляют собой сенсорную
стимуляцию, добиться которой намного проще через наушники. С помощью
указанной гарнитуры передача звуковых вибраций и колебаний
осуществляется намного эффективнее благодаря воздушной и костной
проводимости. Музыка, воздействуя на молоточек, стремечко и мышцы,
провоцирует двигательную активность улитки и вестибулярной мембраны. В
ходе подачи звуковой вибрации возникает электроимпульс, благодаря
которому мозговая деятельность поддаётся дополнительной стимуляции.
Говоря проще, ухо фильтрует музыку определенным образом, заставляя
слуховую систему работать лучше.
Если пациентом выступает ребёнок,
то сеанс терапии выглядит приблизительно так: малышу на пару часов
одевают беспроводные наушники (что позволит на протяжении всей
аудиотренировки заниматься тем, чем он пожелает: играть, бегать,
рисовать и т. д.), в которых звучит специальная мелодия Моцарта в
правильной обработке.
Для чего нужна терапия Альфреда Томатиса?
Дети
с отличным слухом могут не услышать множества элементарных вещей, не
уметь концентрировать внимание на чем-либо, плохо учиться, читать с
трудом. Причина всему этому одна: неумение слушать. Сегодня любой
школьный психолог знает об эффективности методики Томатиса и рекомендует
прохождение соответствующей терапии именно таким детям.
Человек,
умеющий правильно слушать, адекватно воспринимает информацию, отсеивая
ненужное. Нарушение процесса слушания и приводит к проблемам в обучении и
деформации социальных навыков.
Томатис осознал необходимость
обучения своих пациентов процессу слушания, что может восстановить
способность к восприятию информации и отфильтровыванию лишнего. Курс
Томатиса как метод имеет цель, которая состоит в улучшении способности
мозга принимать и обрабатывать информацию. Восстановление и развитие
данной функции дает ошеломляющие результаты.
Вектор использования метода Томатиса
Данную
методику называют также педагогикой слушания. Она призвана развивать
определенные способности и помогает избавиться от некоторых симптомов.
АПФ лечит:
- проблемы слуха;
- речевые расстройства;
- нарушение концентрации внимания;
- аутизм;
- моторно-двигательные расстройства.
Являясь развивающим приемом, этот метод:
- качественно улучшает творческий потенциал;
- помогает сделать скачок в развитии ребенка;
- работает с музыкальным слухом и способностями к пению;
- помогает повысить способность к обучению у пациентов любого возраста;
- способствует безболезненной социальной адаптации;
- увеличивает способность мозга к длительному восприятию;
- влияет на развитие концентрации внимания;
- улучшает память.
Кроме
того, неоднократно былы замечены скорейшие сдвиги к быстрому
запоминанию особенностей иностранного языка и даже избавлению от
акцента.
Показания к прохождению АПФ-терапии
Проблемы
задержки развития речи, её расстройства, неправильного произношения и
заикание – основные поводы для беспокойства, которые возникают у
родителей и логопедов-дефектологов. Именно для их устранения активно
работает метод Томатиса. К тому же такая терапия помогает и детям с
аутизмом, тревожностью. Самое главное, что механизмы воздействия по
системе «Томатиса» помогут ребёнку избежать сложностей, обоснованных
неверной разбалансировкой вестибулярной и слуховой систем.
Кроме
слуховых и речевых отклонений у детей, методика способна помочь и
взрослым людям. Метод «Томатис» востребован в лечении неврозов,
дистрессов и депрессий у людей всех возрастов, в процессе улучшения
работоспособности и повышения креативности, в качестве профилактики
эмоционального выгорания и усталости.
Работа со слухом способна
помочь человеку добиться самых неожиданных и приятных изменений в жизни:
карьерного роста, возвращения вкуса к жизни, невосприимчивости к
стрессу, способности реализоваться творчески.
Канадский эксперимент и только положительные отзывы
Многочисленные
исследования подтвердили и продолжают подтверждать эффективность
метода. Трудно переоценить его значимость в устранении поведенческих
проблем, а также повышении способности к обучению. Более чем 400 детей
младшего и подросткового возраста в Канадском центре Томатиса (Торонто)
подверглись воздействию слуховой терапии. Результаты последующего
тестирования оказались более чем хорошими. Подавляющее большинство
родителей признало, что улучшение в состоянии их детей было явно
выраженным, и заслугой этому они считали не что иное как метод, который
изобрёл Томатис. Отзывы, отмечающие положительные изменения, в очередной
раз доказывают высокую эффективность и действенность терапии.
Показатели в ниже приведенной таблице впечатляют.
Достижение |
Процентное соотношение испытуемых |
Повысился уровень коммуникабельности |
у 89%
респондентов |
Увеличилась концентрация внимания |
у 86 % |
Уменьшился уровень расстройств |
у 80% |
Повысилось качество понимания чтения |
у 85% |
Улучшилось качество речи |
у 84% |
Улучшилась память |
у 73% |
Повысилась способность записи по буквам |
у 69% |
Спустя
полгода 83% респондентов удалось сохранить и даже развить приобретенные
качества, у 14% сохранилась часть приобретенных навыков, и только 3% из
них утратили достигнутое.
Французское правительство на протяжении
нескольких лет выделяло средства на внедрение программ с использованием
метода Томатиса в некоторых школах. В данных программах участвовали
учащиеся с наибольшими проблемами в обучении. Надо отметить, что
отсутствие в данных образовательных учреждениях условий, подходящих для
внедрения и проведения подобных исследований, не повлияло на их
результат. Каждый школьный психолог, а также родители и преподаватели
зафиксировали положительную динамику в развитии детей и говорили о
полезности подобных мероприятий.
Эксперимент в ЮАР
В 1983
году метод Томатиса (с целью определения его эффекта) опробовали на
тридцати пациентах 4-14 лет одного из Южноафриканских реабилитационных
центров, которые заметно отставали в развитии, но были способны ходить и
сидеть. В рамках исследования проводились серьезные эксперименты. Детей
разделили на три группы:
- А-группа. Участники подверглись воздействию аудио-психо-фонологии (метод Томатиса) и сенсорных возбудителей.
- В-группа. Участники подверглись музыкальной стимуляции (эффект АПФ отсутствовал) и сенсорных возбудителей.
- С-группа. Участники не подвергались никаким воздействиям.
После
было отмечено, что в А и В группах у участников эксперимента возросли
умственные способности, но в А-группе эффект был более значимым, чем у
участников из В-группы. У детей из С-группы никаких изменений не
выявлено. Больше того, у детей, подвергшихся воздействию метода
Томатиса, сократилось количество спонтанных ответов, речь их стала более
осознанной.
Где и как применяется АПФ в России?
На
протяжении последних нескольких лет ряд медицинских учреждений в России,
имеющих узконаправленную специализацию, пополнил арсенал действенных
терапевтических способов известными на весь мир разработками Альфреда
Томатиса. Его исследования на высоком уровне удаётся подтверждать
немногим учреждениям. В частности метод «Томатис» в Москве практикует
один из уникальный медицинских центров (кстати, имеющий соответствующее
название – «Томатис-Москва»). В нем лечатся и проходят реабилитацию люди
всех возрастов, обладающие как врожденными, так и приобретенными
расстройствами физического и психического состояния. Методы воздействия
на пациентов позволяют исследовать пораженные участки головного мозга и
восстанавливать утраченные функции.
Работают с пациентами только
высококвалифицированные специалисты центра. Все они прошли определенный
курс повышения квалификации, что отмечено в официальных сертификатах.
Почему необходимо выбирать методику Томатиса?
Применение
АПФ доступно и просто. Метод совершенно безболезненный и основан на
прослушивании определенных звуковых композиций (в том числе
музыкальных). Никакие электронные приборы (компьютер, телефон,
обыкновенный проигрыватель и т.п.) использовать нельзя по методу
«Томатис». Центр обеспечивает проведение занятий только со специальными
наушниками, оснащенными дополнительным устройством.
Они
работают с определенными частотами, воздействуя на мышцы внутреннего
уха. Приборы для прослушивания композиций АПФ выпускаются лишь
несколькими предприятиями в мире.
Выбор композиций для
прослушивания и ряд частот для воздействия сугубо индивидуальны. Это
может решить только специалист, работающий с пациентом. Каждый человек,
пришедший в центр, подвергается тщательному обследованию и проходит
психолого-педагогический тест. После этого начинается разработка
композиций для коррекционной работы. Программой можно пользоваться как в
центре (под наблюдением специалиста), так и в домашних условиях по
методу «Томатис». Отзывы пациентов при частичном самолечении отмечают
доступную возможность распоряжения личным временем и не менее выраженные
позитивные результаты.
Коррекция нарушений психического плана и
связанных с ними отклонений очень кропотливая. Эти недуги не поддаются
мгновенному исправлению. Длительность и индивидуальный подход способны
добиться сдвига в лечении любой болезни. Метод «Томатис» занимает
почетное место в галерее методик, направленных на решение проблем,
связанных с мозговыми нарушениями.