21 декабря 1879 года, согласно официальной историографии, в грузинском городке Гори в семье сапожника и прачки родился Иосиф Виссарионович Джугашвили, вошедший в историю под фамилией Сталин
Всё, что связано с этим человеком, окутано чёрной завесой тайны. Даже дата его рождения в метрической книге — 6 (18) декабря 1878 г. — расходится с официальной. Советская пропаганда и историография утверждали, что Сталин был выдающимся деятелем большевистской партии, профессиональным революционером и подпольщиком, а между тем, согласно исследованиям историка А. В. Островского, на сегодняшний день в картотеках Охранных отделений «не известно ни одного оригиналарегистрационных карт с отпечатками пальцев И. В. Сталина», за исключением одного 1910 г. В коллекции фотографий Охранных отделений «хранятся не оригиналы фотографий» Джугашвили, а только их копии советского или неустановленного происхождения. Карточка на И. В. Джугашвили в Охранном отделении появляется только в 1908 г., хотя сведения о нём были известны с 1902-го. Примечательно, что в этой карточке местом рождения Джугашвили указан не Гори, а село Диди Лило Тифлисского уезда, а сам фигурант отнесён к крестьянскому сословию. А. В. Островский пишет:
Большая часть архивных материалов обИ. В. Сталине до нас не дошла, поэтому реконструкция его дореволюционнойбиографии связана с большими трудностями.
С происхождением Джугашвили и его родителей тоже много неясного. Известна только одна фотография предположительно его отца Виссариона (Бесо) Джугашвили, но абсолютно не известно ни её происхождение, ни по каким признакам была установлена личность изображённого на фотографии. Общеизвестно, что отец Сталина был малограмотным пьяницей и дебоширом, но установлено, что этот «малограмотный пьяница» наизусть знал главы «Витязя в тигровой шкуре», мог общаться на четырёх языках: армянском, грузинском, русском и тюркском. Если учесть, что среди грузинских крестьян и ремесленников того времени процент грамотности был весьма низок, это говорит о многом.
Ещё более ограниченными сведениями мы располагаем о матери Сталина Екатерине (Кеке). Как звали её отца, неясно: в одних случаях его фамилия пишется Геладзе, в других — Гелашвили, а имя обозначается как Глах, Габриэль и Георгий. Поэтому и его дочь называется то Георгиевной, то Гавриловной, то Габриэловной. Фамилия Геладзе широко распространена в районе Казбеги (Южная Осетия), на основании чего возникла версия об осетинском происхождении матери Сталина.
По воспоминаниям Е. Г. Джугашвили, когда новорожденного Иосифа (Сосо) крестили, то младенец «в церкви испугался. И потом даже дома иногда вздрагивал, бредил во сне и прижимался ко мне». Официально крёстным Сосо был крестьянин Михаил Цихитатришвили. Но мать Сталина утверждала, что в действительности им был Яков Эгнатошвили, владелец виноградников и богатый виноторговец. Он же крестил и двоих братьев Иосифа, умерших в младенчестве. Сам текст в метрической книге написан на грузинском языке, и перевод сделан в советское время. Злые языки утверждали, что Эгнатошвили был и биологическим отцом Сталина. Эгнатошвили действительно сыграл немалую роль в жизни Иосифа Джугашвили: именно благодаря ему тот поступил в духовное училище, и именно Эгнатошвили оплачивал его довольно дорогое обучение. Когда у Кеке пропало грудное молоко, то Иосифа вскармливала жена Эгнатошвили. Крёстный Иосифа носил псевдоним Коба, точно такой же выберет затем и его крестник. Не случайно, наверное, впоследствии Сталин назвал своего первенца Яковом, а сына Эгнатошвили, ресторатора и нэпмана Александра, сделал заместителем начальника своей охраны в звании генерал-лейтенанта. Я. Эгнатошвили покровительствовал и Виссариону Джугашвили, который с помощью благодетеля открыл собственный сапожный цех. Когда Иосифу было три года, небольшое предприятие Бесо процветало — он нанял подмастерьев и десятерых наёмных работников. Так что семья Сталина жила довольно зажиточно, а все рассказы про сына «бедного сапожника» можно отнести к сталинисткому мифотворчеству.
Гори. Портрет вождя перед домом-музеем Сталина. Фото: Александр Климчук/ТАСС
Писатель Э. Радзинский отмечал, что, по некоторым сведениям, Я. Эгнатошвили был по национальности евреем. То же самое утверждают и про Виссариона Джугашвили. В Грузии действительно была почти миллионная еврейская община. Евреи в Грузии были, как правило, мелкими торговцами, портными, ростовщиками и сапожниками. Также утверждают, что фамилия Джугашвили происходит от осетинского слова «дзугут» (еврей). У осетин имеются фамилии, названия которых говорят о еврейском происхождении: Синайта-Синаевы, Дзугутовы («дзугут» — еврей), Дзотовы («дзотт» на дигорском — еврей), Джут, Джухуд (на кабардинском) и др.[1].
Однако имел Сталин еврейские корни или нет, он себя ни в какой мере к евреям не относил и, поступив в Горийское духовное училище, прекрасно там учился, в том числе и по Священному Писанию и Преданию, имея по этим предметам твёрдые «пятёрки». В первые школьные годы Сосо Джугашвили был так набожен, что почти никогда не пропускал богослужений.
«Он не только выполнял религиозные обряды, но всегда и нам напоминал об их соблюдении», — вспоминал его однокашник Г. Глурджидзе. Другой одноклассник, Сулиашвили, вспоминал, что Джугашвили «лучше всех читал псалмы в церкви».
Редкий случай для того времени: сын «сапожника» за отличную учёбу поступает в элитную Тифлисскую духовную семинарию. Там с ним и случился коренной поворот, в результате которого он стал богоборцем и революционером. В старости Сталин со смехом говорил: «Я стал атеистом в первом классе семинарии». Что стало причиной этому?
Ещё учась в Тифлисской семинарии, Джугашвили стал не просто сомневаться в религии или существовании Бога, но в нём стали проявляться богоборческие черты, которые всё больше принимали формы беснования. Началось всё с чтения Дарвина, после которого Иосиф заявил, что Бог несправедлив и зол. Заметим, он не сказал, что Бога нет, но, что Он несправедлив и зол. Потом был «Капитал» Маркса. Но всё это не могло по-настоящему увлечь молодого семинариста, примером которого был древний царь Кобадес, сыгравший важную роль в становлении Грузии как государства.
Но Кобадес был не просто царём: византийский историк Феофан отзывался о нём как о великом волшебнике. К этому времени, по некоторым сведениям, относится знакомство Сталина с неким «Восточным братством», и в частности с князем Гайозом Нижарадзе, чьё имя он в 1908 г. возьмёт в качестве своего псевдонима. Князь Нижарадзе был членом тайного Братства — какой-то смеси суфийского ордена, вавилонского «Сармунга» и тому подобных тайных структур. Одним из лучших учеников князя был известный Г. И. Гурджиев. Очевидно, что для вступления в это общество от Сталина требовалась инициация: от Джугашвили потребовали нагадить в алтаре. Он якобы это сделал, за что и был исключён из семинарии. Хотя этот факт не имеет точного подтверждения, есть другие свидетельства подобного святотатства Джугашвили, в которое он втягивал своих друзей, то есть инициировал их так же, как в своё время инициировали его. Одного из таких друзей-семинаристов Сталин завёл в старую церковь и там подбил его снять со стены «икону, бросить её об пол и помочиться на неё. — Не боишься Бога? — спросил Сталин. — Ты прав!»
По мнению теософа Д. Андреева, к 30-40-м годам XX века Сталин настолько «овладел хохха», то есть попросту вызыванием бесов, что мог делать это по собственному желанию. Как правило, это происходило в конце ночи. Именно поэтому Сталин не любил спать в тёмное время суток и обычно засыпал лишь под утро.