Коротко по развитию операции «Оливковая ветвь».
1. К исходу третьего дню сухопутной операции стало очевидно, что Турция смогла обеспечить себе относительную свободу рук на дипломатическом уровне. США, Россия, Иран, НАТО, СБ ООН по разным причинам не оказывают Турции помех в осуществлении операции. Официальный Дамаск протестует только на словах, что очень напоминают ситуацию с сделкой, которая принесла Асаду Алеппо. Как будет на этот раз — зависит от неизвестной пока части договоренностей Турции с Россией и Ираном. Можно конечно поверить на слово Эрдогану https://colonelcassad.livejournal.com/3946373.html, но лучше подождать изменения границ сфер влияния в Африне и Идлибе на практике. Пока Асад и союзники занимаются Дахурским котлом (варка которого займет определенное время), Эрдоган теперь может с чувством, с толком, с расстановкой, осуществить наконец желаемое в Африне, пользуясь полученной свободой рук. Многочисленные митинги в поддержку курдов в Европе вряд ли что-то принципиально изменят. После того, как пресс-служба Белого Дома заявила, что США не заинтересованы в возвращении Африна Асаду, вряд ли Россия и Иран будут слишком уж тормозить Эрдогана с закрытием курдского проекта направленного на вычленения территорий северной Сирии из состава САР.
2. Как и ожидалось, блицкрига у турок не выходит, в основном потому, что «зеленая пехота», которая используется в качестве пушечного мяса, никогда не отличалась высокими боевыми качествами. Тактика турок достаточно прозаична. После авиаударов и артиллерийской подготовки, «зеленые» идут в атаку при поддержке армейского спецназа и бронетехники 2-й армии и занимают что получится. Таким образом турки захватили несколько поселков на границе — называют разные цифры от 7 до 19 (откуда и поступают кадры с пленными и сожженными курдскими флагами). Часть из них курды отбили обратно, из некоторых зеленые отступили вследствии сильного артиллерийского огня. По выявленным курдским резервам и артиллерийским позициям наносятся новые удары артиллерии и авиации, после чего схема повторяется. Это достаточно рациональный подход со стороны турок, которые хотят минимизировать собственные потери. Потери же «зеленых» не существенны. Турки с удовольствием их разменяют на курдов, так как имеют более обширные возможности для восполнения потерь, начиная с возможности восполнять потери с идлибской помойки и перебрасывать из района Аль-Баба и Джараблуса. Собственно, именно поэтому Эрдоган отбивался от попыток США установить сроки операции, так как бросок любой ценой на Африн к определенному дедлайну, мог бы оказаться слишком дорогостоящим в плане убитых турецких солдат и сожженных танков, а при текущей тактике, турецкий Генштаб постепенно нащупает слабину и раздергают скромные курдские резервы по разным направлениям. Основные укрепрайоны в горном Африне туркам только предстоит попробовать на зуб и легко им не будет, поэтому спешка со стороны турок было бы похожа на авантюру. От лобового штурма линии Менаж-Таль-Рифат турки также пока уклоняются.
Пленный курдский ополченец.
3. Быстрое продвижение на севере вряд ли будет, горная местность не позволит туркам сразу прорваться к столице провинции. Больше обещает вариант с сковыванием части курдских сил боями в горных районах, с последующих ударом вглубь Африна в обход авиабазы Менаж и с юго-запада, где местность позволит реализовать туркам подавляющее преимущество в бронетехнике. В этом пока главная проблема курдов — необходимо определить направления главных ударов, чтобы не раздергать скромные резервы на второстепенные направления. Возможным подспорьем для афринских курдов была бы помощь из Манбиджа. SDF заявляет, что рассматривает возможность посылки подкреплений из Манбиджа в Африн. Но проблема тут в том, что отправить ее можно только по территории Асада. Судя по тому, что вопрос только обсуждается, согласия Асада на такой трансфер сил в Африн на данный момент нет. Если Асад не даст коридор, Африн останется в стратегической изоляции сугубо на местных ресурсах, которые конечно не позволят в долгосрочной перспективе отразить турецкое вторжение.
4. По потерям стороны дают достаточно противоречивую информацию. Протурецкие источники дают от 20 до 40 убитых бойцов SDF с начала операции, курдские источники указывают от 30 до 40 убитых ССАшников и несколько турецких солдат. Турки официально признают одного. Кроме того как минимум несколько танков получили повреждения (некоторые курдские источники утверждают, что некоторые из поврежденных машин уничтожены). Кроме того с обеих сторон пострадали десятки гражданских (как в Африне, так и на территории Турции).