Юрий Пронько: «Черная дыра» банкротств накрыла экономику России
Если суммировать все долги обанкротившихся компаний и тех, кто находится в предбанкротном состоянии, консолидированный «потолок» пробьёт отметку в 5,3 триллиона рублей
В ежедневном режиме министры финансово-экономического блока правительства и чиновники Центробанка с пафосом сообщают нам о победе над кризисом в отечественной экономике и наступлении эпохи макроэкономической «стабилизации». Инфляция на минимумах, впору уже задуматься над очередным снижением ключевой ставки.
Правда, максимум здесь может быть (нет, не на ближайшем Совете директоров ЦБ 9 февраля, в течение нынешнего года) — 6% годовых, в то время, как рентабельность практически всех несырьевых секторов российской экономики (в лучшем случае!) 1,5-2%. Рубль устойчив (хотя торги сегодняшнего дня вновь нам напомнили, насколько уязвима российская национальная валюта и как конъюнктурно она зависит от ситуации на рынке углеводородов), золото-валютные резервы пополняются (сейчас в ФНБ уже более $400 млрд., а к концу года обещают «догрузить» еще $50 млрд). Но данных успехов граждане, у которых четыре года подряд падают реально располагаемые доходы, не ощущают в своих кошельках.
Одним словом, «стабильность» наступила, правда, как говорит народ, за углом поджидала неприятная новость. Несколько новостей.
Одна из них – шесть месяцев подряд в России сокращается промышленное производство. Предприятия с высокой добавленной стоимостью вынуждены сокращать выпуск продукции из-за затоваривания рынка, который вызван падением покупательной способности клиентов. Речь идет, как о юридических, так и физических лицах.
Как данный факт будут «оправдывать» Кабмин и ЦБ? Да никак! Они вновь сочинят «сказку про белого бычка», где соглашение ОПЕК+, которое принесет по оценкам Минэнерго до 2 триллионов рублей чистого дохода, или «неверие граждан России в низкую инфляцию, что провоцирует рост цен» (заявление главы ЦБ Набиуллиной) будут объявлены главными причинами обрушения промышленного производства.
Куда сложнее высокопоставленным чиновникам будет решить задачку с массовыми банкротствами хозяйствующих субъектов и той колоссальной «долговой дырой», которую они сформировали в силу возникшего коллапса.
Сухие цифры: в 2017 году 13 тысяч 577 российских юридических лиц обанкротились (рост год к году составил 7,7%). В их числе 13 стратегических и градообразующих компаний. Другими словами, целые регионы и города «подвисли в воздухе» после банкротства этих предприятий. Каким образом они будут решать социально-экономические вопросы, если не будет оказана необходимая помощь со стороны федерального центра, мы уже видим на примере Хакасии, где фактически введено внешнее управление Казначейства Минфина России. Деньги есть только на зарплаты бюджетникам, ЖКХ и поддержание жизненно важной инфраструктуры. Все остальные расходы полностью обнулены. То есть, ни о каком развитии речь уже не идёт.
Банкротства предприятий – это еще полбеды, куда серьезнее ситуация с долгами, формирующими этот коллапс. Объем требований к хозяйствующим субъектам, которые проходят процедуру банкротства, увеличился в 1,5 раза и достиг «астрономического уровня» — 3 триллиона 457 миллиардов рублей (годом ранее эта цифра составляла 2,2 трлн руб.).
Если же суммировать все долги обанкротившихся компаний и тех, кто находится в предбанкротном состоянии, консолидированный «потолок» пробьёт отметку в 5,3 триллиона рублей. Чтобы вы понимали, о каком порядке цифр идет речь, сообщу, — это больше, чем все годовые расходы государства на национальную оборону, безопасность и правоохранительные органы страны вместе взятые (в федеральном бюджете на эти цели запланированы расходы в размере 5,1 трлн руб.).
Самая большая опасность в этой ситуации заключается в том, что почти вся долговая нагрузка предприятий производственного сектора, в том числе строительства, остается невозвратной. В минувшем году компании-банкроты возвратили своим кредиторам только 5,5% от суммы требований, что составляет лишь 103 млрд рублей (общие долги, как я уже писал выше, перевалили за 5 триллионов рублей). Настораживает и другой факт: количество дел, где требования кредиторов вообще не были удовлетворены, превысило отметку в 16%.
Сейчас уже можно утверждать, что «смертность» российского бизнеса близка к историческим максимумам. Последний подобный рекорд был установлен восемь лет назад, в 2009 году. Он был во многом спровоцирован внешним шоком (обвалом нефтяных цен), но нынче ничего подобного не происходит (цены на углеводороды на комфортном уровне), а предприятия косит волна банкротств.
На мой взгляд, несколько причин провоцируют этот лавинообразный коллапс. Во-первых, сжатие платежеспособного спроса. Во вторых, резко возросшая фискальная нагрузка на бизнес при падающем рынке сбыта. Даже Росстат и Минфин утверждают, что в 2017 году прибыль в экономике сократилась на 8,8%, а сборы по налогу на прибыль при этом выросли на 30%. Прибыль падает, а налоги растут! Доначисления по налогам, сборам и иным узаконенным поборам только за шесть минувших месяцев выросли на 20% и перешагнули отметку в 220 млрд рублей. В-третьих, у предприятий нет возможности получить необходимые оборотные (заемные) ресурсы.
Банки, не скрывая, отказываются финансировать предприятия малого и среднего бизнеса. Формально государство оказывает помощь, но, как выяснили аудиторы Счетной палаты, деньги уходят исключительно «своим фирмам». По этому поводу в Госдуме разгорелся нешуточный скандал, а спикер парламента намерен направить в отношении чиновников Минэкономразвития соответствующий запрос в правоохранительные органы.
Рекордные показатели по банкротствам предприятий отечественной экономики, гигантские долги, которые кредиторы (подрядчики и субподрядчики) не могут вернуть, – это крайне серьезная ситуация, которая может привести к тому, что сотни тысяч наших соотечественников могут оказаться на улице без работы. Банкротства провоцируют цепную реакцию, особенно, когда идет речь о крупных, стратегических или градообразующих предприятиях.
Социально-экономическая и финансовая политика Кабмина и ЦБ обанкротилась. Данный факт уже очевиден! Только радикальная смена нынешней политики может повернуть ситуацию в экономике на рельсы поступательного, динамичного развития, где главные приоритеты – поддержка отечественного производства и рост благосостояния российских семей.