Курды передают Африн правительству Сирии: Чем ответит Турция
Сирийские курды согласились передать регион Африн, где они ведут бои с Турцией, армии Башара Асада. Глава турецкого МИД Чавушоглу заявил, если силы Асада войдут на север Сирии не для борьбы, а для защиты курдских боевиков, тогда Анкару уже «никто не сможет остановить»
19 февраля агентство Al-Mayadeen распространило сообщение о том, что сирийские войска по согласию курдских «Отрядов народной самообороны» (YPG) «с минуту на минуту» войдут в Африн. В этой провинции на северо-западе Сирии ВС Турции с 20 января ведут боевые действия против YPG, которых Анкара считает за террористов.
Цель Турции – зачистить весь север Сирии от YPG, которые рассматриваются Анкарой как продолжение Рабочей партии Курдистана (РПК) на юге 822-километровой турецко-сирийской границы. Еще до турецкой операции «Оливковая ветвь» Россия и ее союзник Башар Асад предлагали курдам передать контроль над Африном сирийскому правительству. Тогда YPG предпочли сотрудничать с американцами.
Только после того, как американская коалиция против ИГИЛ открестилась от Африна и турки пошли в наступление, курды поняли, что пора обратиться к Асаду, т.е. России. Хотя еще пару недель назад YPG обвиняли Москву в «предательстве» за то, что российские ВКС не закрыли небо над Африном для турецких истребителей.
Поначалу многие сочли информацию о вводе войск Асада в Африн за «фейк». Но заявление главы МИД Турции Мевлюта Чавушоглу доказывает, что такое развитие событий вполне реально.
«Если режим (Асад. – «Царьград») войдет, чтобы очистить (Африн. – «Царьград») от РПК и YPG, тогда нет проблем. Если режим войдет, чтобы защитить YPG, тогда Турцию и турецкую армию никто не сможет остановить», —
сказал Чавушоглу на пресс-конференции в Аммане.
Напомним, что Дамаск изначально выступил против начала операции «Оливковая ветвь», назвав ее «агрессией» и «нарушением территориальной целостности Сирии». Поэтому установление там контроля Сирийской Арабской Армией (САА) остается как часть плана Асада по возвращению полного контроля над сирийской территорией.
Ситуация, при которой Турция ведет войну в Африне, куда собираются войти сирийские войска, создает теоретическую угрозу боевого столкновения Анкары и Дамаска. Однако выступление Чавушоглу доказывает, что при определенных раскладах турки, в общем-то, не прочь присутствия САА на территории, контролируемых «террористам» из YPG.
Директор Института политических исследований Сергей Марков считает, что передача Африна Дамаску отвечает интересам Анкары.
«Если будет реализована договоренность правительства Сирии и курдов о том, чтобы сирийские войска взяли Африн, это будет хорошее решение, которое удовлетворяет различным интересам. Во-первых, Турция получит гарантии укрепления своей безопасности, потому что Турция считает очень важным не допустить объединения двух курдских анклавов (Африна и Кобани) в единое де-факто независимое государство. Если Африн будет принадлежать не курдам, а сирийской армии, то это решает такую задачу»,
— рассказал Марков в интервью «Царьграду» на полях Валдайской конференции.
Марков также дал понять, что стабилизация ситуации в Африне при помощи Дамаска позволит Анкаре сосредоточить свои действия на «более важном участке» — Идлибе, где перед Турцией стоит «большая задача — сокрушить власть «Джебхат ан-Нусры»».
Действительно ли Анкара готова к сдаче Африна без всяких условий? Действуя по формуле, «меньшее из двух зол», коим является Асад по сравнению с курдскими боевиками. Или Эрдоган потребует взамен Африна какую-то компенсацию, например «свободу рук» в Идлибе?
Востоковед Карине Геворгян считает, что Дамаск едва ли уступит стратегически важную провинцию Идлиб Турции:
«Если Идлиб – а это достаточно большая провинция – будет отдан Анкаре как некая оккупационная зона, под угрозой всегда будет находиться Алеппо, если вы посмотрите на карту. Второе, именно Идлиб снабжал Алеппо продовольствием».
Серьёзность ситуации вокруг Африна показывает и тот факт, что в этот же день, 19 февраля состоялся телефонный разговор президента России Владимира Путина с турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом. Лидеры обсудили ситуацию в Африне и отметили «положительную динамику» сотрудничества. По их словам, в ближайшее время должны пройти встречи представителей двух стран на различных уровнях.
Фото: Телеканал «Царьград»
Каков бы ни был исход ситуации на севере Сирии, ясно одно — президент Сирии Башар Асад продолжит при помощи России и Ирана прилагать все усилия, чтобы вернуть остальные 35% сирийской территории под свой контроль. Наряду с Африном в ближайшее время Асад собирается навести порядок и в пригородах своей столицы – Ярмуке и Восточной Гуте. В сети распространяются фотографии, на которых видно, как правительственные войска стягиваются в район Восточной Гуты. Последняя считается одной из «зон деэскалации», согласованных Турцией, Ираном и Россией в рамках астанинского процесса. Однако регулярные атаки группировок «Тахрир аш-Шам» (Джебхат ан-Нусра») и «Ахрар аш-Шам» вынуждают правительственные войска принять жесткие меры по «зачистке» пригородов Дамаска от террористов.