Теневой бизнес на костях животных и здоровье людей
Кто препятствует борьбе с мусорными полигонами и игнорирует протесты граждан? Почему контактные зоопарки становятся «конвейерами смерти»? Депутат Госдумы Владимир Бурматов рассказал о главном виновнике всех этих бед.
Председатель Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов провел в Москве пресс-конференцию на тему: «Каким будет наказание за торговлю и охоту на редких животных?» Несмотря на довольно узкую формулировку, на мероприятии обсуждался широкий спектр экологических проблем – от растущих мусорных полигонов, до скрытых убийств животных и загрязнения окружающей среды.
Мусорный бизнес под прикрытием
Первой заявленной темой пресс-конференции была, конечно, проблема мусора в Подмосковье и России в целом. Говоря о неутихающих протестах граждан в Волоколамске и других подмосковных городах, депутат отметил, что у людей на данный момент нет другого способа выразить свою позицию. «Мы в прошлом году приняли на законодательном уровне постановление, согласно которому территориальные схемы размещения отходов должны проходить обязательные публичные слушания, то есть согласования с гражданами… Но законодательно-то мы это приняли, а подзаконного акта, который Минприроды должно издать, который бы регламентировал проведение этих слушаний, – нет до сих пор», — напомнил Бурматов.
Именно поэтому, по словам депутата, люди вынуждены выходить на многотысячные митинги и перекрывать дороги к полигонам.
В этом плане он напомнил, что Минприроды не выполнило поручение президента России от 2016 года о разработке законопроекта об экологической информации, который должен был обеспечить информирование населения о насущных экологических разработках и проблемах. Свалках – в том числе. Владимир Бурматов также указал на другую проблему – недоработанность 247 статьи Уголовного кодекса о нарушении правил обращения с опасными отходами. Ведь сейчас «воротилы» мусорного бизнеса зачастую остаются безнаказанными за незаконные свалки и многочисленные нарушения. Они отделываются небольшими штрафами.
Между тем — это криминальный бизнес:
Надо сажать этих ребят. Это же бандиты. Мусорный бизнес – это очень криминализированный вид бизнеса. К нам, например, приходит представитель Росприроднадзора, девушка, и рассказывает, что она пережила два покушения, ее детям постоянно угрожают. Есть примеры, когда сотрудников Росприроднадзора сутками удерживали на свалках – брали в заложники фактически».
По словам депутата, Минприроды, чьим ведомством является Росприроднадзор, на это никак не реагирует.
Война против экологии и зоопарки-убийцы
На мероприятии была поднята и другая резонансная тема – обращение с животными. Это и охота на редкие виды животных, которые не хотят заносить в Красную книгу, и отстрел бездомных животных (в основном, собак) в городах, и контактные зоопарки – такое привычное, но в то же время, очень страшное явление.
Щенки в одном из контактных зоопарков. Фото: www.globallookpress.com
Буквально в марте этого года прогремела история о том, как в Подмосковье стая собак насмерть загрызла 18-летнего юношу. И этот случай, к сожалению, далеко не единичный: проблема бездомных животных стоит достаточно остро. Однако их отстрел, практикующийся в некоторых регионах, — не только жестокий, но и экономически невыгодный способ ее решения. Так, Бурматов отметил:
Содержание приютов в три раза дешевле, чем убийство бездомных животных. Средства (при заключении контрактов на убийство – прим. «Царьграда») расходятся просто впустую. Мы смотрели статистику: популяция безнадзорных животных там, где идет их отстрел и убийство, – она только растет. Единственная возможность сокращения этой популяции – строительство приютов».
По словам депутата, приюты – это более гуманное решение и, к тому же, экономия средств, так как на контракты на убийство бездомных животных уходит по 100 млн рублей в год.
Другая проблема – это контактные зоопарки. Казалось бы, всем нам привычное явление, когда в торговых центрах организуются специальные комнаты, где можно потрогать и даже подержать на руках дикую зверушку. Но, как рассказывает Бурматов, контактные зоопарки – абсолютно неконтролируемый и темный бизнес: «Контактные зоопарки – это, очевидно, варварская история, абсолютно находящаяся в тени. Сегодня это не регулируется ничем. Мы пытались найти хоть один акт, в который можно было бы внести изменения, чтобы хоть как-то их отрегулировать, но таких актов не существует. Все эти контактные зоопарки функционируют в серой зоне».
По словам депутата, животные для таких зоопарков берутся совершенно нелегально, причем потоки их огромны, так как из-за несоответствующих условий содержания дикие звери быстро гибнут: «Контактный зоопарк – это же конвейер смерти. Там содержатся дикие животные, которые не могут жить в таких условиях: с одной стороны — стесненная среда обитания, а с другой – их же там тискают постоянно, а их иммунитет не приспособлен к такому интенсивному обмену бактериями. Они умирают сразу же. И их выкидывают, прямо в мусорку рядом с торговым центром».
Председатель Комитета Госдумы по экологии говорил еще о других проблемах. Например, о предложении Минприроды сократить в 20 раз водоохранную зону Байкала – абсолютно убийственной для экологии этого озера инициативе. В то же время, шла речь об инициативах самого Комитета, например, о борьбе с нефтеразливами на суше и об особо охраняемых природных территориях. Но пока Минприроды, отвечающее за многие программы в экологической сфере, не сменит курс – реализации этих инициатив добиться будет сложно, считает депутат.