Окончательный выбор в пользу российского ракетного двигателя для первой ступени ракеты Atlas V был сделан по итогам проведенного конкурса. Победителем стал именно РД-180, который обладал наиболее совершенными техническими характеристиками. Двигатели доказали свою высокую надежность, что подтверждается 46 успешными запусками ракеты Atlas V, последний из которых состоялся 22 мая 2014 года. В свое время на взаимодействие с американскими партнерами в области разработки ракетной техники предприятием «Энергомаш» были получены все необходимые разрешения.
При этом не так давно американский суд накладывал ограничение на приобретение данных ракетных двигателей. Игорь Комаров рассказал, какими именно доводами, принимая это решение, руководствовался суд. По его словам, это было связано не столько с внешнеполитической ситуацией в мире, позицией Госдепа или санкциями в отношении российских чиновников, а с позицией частной американской компании SpaceX. Данная компания за последние несколько лет сумела добиться серьезных успехов в космосе. Частная компания подала в суд на компанию Lockheed Martin Corporation и ВВС США, обвиняя их в том, что они приобретают двигатели у российской компании «Энергомаш», а доходы от их продажи идут физическим лицам, включенным в санкционные списки Госдепа. При этом глава ОРКК пояснил, что в компании SpaceX имели в виду российского вице-премьера Дмитрия Рогозина.
В течение недели юристам в суде пришлось доказывать тот факт, что НПО «Энергомаш» — это государственная компания, и средства от реализации ее продукции не могут поступать физическим лицам. В результате 8 мая 2014 года ограничения с российской компании были полностью сняты. После этого американские партнеры выразили заинтересованность в дальнейшем сотрудничестве и покупке российских двигателей и в будущем. При этом Комаров отметил, что исключать политический фактор и его влияние из этих отношений не стоит.
По словам Комарова, из-за неопределенной политической ситуации и возможных санкций оказываются под угрозой некоторые космические проекты. К примеру, приобретение ракет «Зенит» у «Южмаша» из Днепропетровска. Данные двухступенчатые ракеты-носители среднего класса выпускаются на Украине, при этом 70% комплектующих ракет производится в России на НПО «Энергомаш» и РКК «Энергия». Игорь Комаров отметил, что поставки от предприятия «Южмаш» по ранее заключенным контрактам продолжают осуществляться, как такового разрыва отношений сейчас нет. Комаров пояснил, что руководитель, который отвечает за выполнение этих российско-украинских контрактов, должен правильно оценивать их выполнение с точки зрения возникновения возможных рисков. Необходимо оценивать будущее данного проекта для того, чтобы понять, насколько наши украинские партнеры в состоянии исполнять свои обязательства.
В условиях возможных санкций руководство ОРКК вынуждено заниматься пересмотром стратегии сотрудничества не только с украинскими предприятиями, но и со всеми российскими иностранными партнерами. По словам Комарова, в кооперации сегодня участвуют не одна и не две страны — сегодня ни одно государство не выпускает полностью всю необходимую номенклатуру изделий для создания космической продукции. «Считаю, что география поставок, которые в настоящее время идут из Америки, в ближайшие несколько лет поменяется. А если санкции будут продолжаться и наращиваться, то география поставок претерпит серьезные изменения. При этом не только наша страна заинтересована в стабильной и нормальной реализации действующих проектов», — отметил глава ОРКК. По словам Игоря Комарова, в настоящее время РФ предстоит выработать стратегию взаимодействия с нашими партнерами, которая определила бы работу на 15-20 лет вперед.
К примеру, в настоящее время более 70% всех радиационно-стойких элементов электронно-компонентной базы отечественных спутников выпускается в Америке. После того как Вашингтон принял запрет на поставку в России комплектующих, ОРКК сразу пришлось столкнуться с рядом проблем. Игорь Комаров считает, что в краткосрочной перспективе такие запреты могут создать нам определенные проблемы, однако сейчас мы модифицируем ряд элементов и решаем вопрос по импортозамещению, чтобы довести все уже начатые проекты до логического завершения. При этом в долгосрочной перспективе у России больше не будет оснований, для того чтобы расслабиться и надеяться на то, что наши иностранные партнеры в сфере освоения космоса и дальше будут готовы поставлять нам свою продукцию, а мы и дальше сможем не обращать внимание на необходимость развития инновационных и ключевых новых технологий в нашей стране. При этом Комаров не стал уточнять, где именно в настоящее время России будет закупать необходимые микросхемы.
Украинский политический кризис, который перерос в полноценные боевые действия на востоке страны, а также возросшее напряжение между Вашингтоном и Москвой ставят под угрозу российско-американское сотрудничество в космосе, которое ранее не прерывалось даже во время холодной войны. При этом многие политические решения сегодня увязываются и с интересами космических корпораций из США, в первую очередь с коммерческими интересами. В частности, после того как Штаты ввели запрет на поставку в РФ космических аппаратов американского производства, а также тех, в которых применяются комплектующие производства США, под запрет автоматически попали некоторые европейские проекты. К примеру, турецкий спутник Turksat 4B или Astra 2G — телекоммуникационный космический аппарат люксембургской компании SAS.
На этом фоне заявление российского вице-премьера Дмитрия Рогозина о возможности остановки поставок ракетных двигателей РД-180 для военных запусков вынудило американских конгрессменов направить дополнительные денежные средства на создание собственных ракетных двигателей. Помимо этого, обострилась конкуренция между компанией SpaceX и корпорацией United Launch Alliance (ULA), которая обладает эксклюзивным контрактом с Пентагоном на запуск ракет Atlas. Соперничество вылилось в то самое судебное решение о запрете приобретения российских двигателей РД-180, который, однако, был снят.
Одновременно с этим прозвучавшая российская угроза в отказе доставки американцев на МКС с помощью космических кораблей «Союз», скорее всего, побудила частную компанию SpaceX ускорить работы над пилотируемым многоразовым космическим кораблем Dragon V2, который уже был презентован широкой общественности. Предполагается, что данный аппарат уже в 2016 году сможет взять на себя функции по доставке на орбиту американских астронавтов.
В настоящее время именно российские космическое корабли «Союз» являются единственным доступным средством доставки астронавтов на борт МКС. В 2013 году США и Россия подписали контракт на общую сумму в 424 миллиона долларов. Согласно данному контракту, Роскосмос обязуется доставлять команды из 6 астронавтов на борт МКС и обратно на Землю до июня 2017 года. Предыдущий контракт, который был заключен в 2011 году, обошелся американской стороне еще дороже — более чем в 753 миллиона долларов. При этом пока что у США просто не готовы собственные средства доставки астронавтов на МКС.
Высокопоставленный источник издания «Коммерсантъ» в российском правительстве не исключает того, что, вводя санкции в отношении нашей страны, NASA рассчитывает получить согласие Конгресса на увеличение объемов финансирования агентства. В 2015 году на возобновление коммерческих запусков должно быть выделено 848 миллионов долларов, однако после объявления о прекращении сотрудничества с Россией агентство рассчитывает на получение еще 171 миллиона долларов. Именно на такую сумму был сокращен бюджет американского космического агентства в 2014 финансовом году.
Конкурент российских «Союзов» — новый транспортный многоразовый корабль Dragon V2 — был недавно официально анонсирован компанией SpaceX. Новинку представлял лично глава компании Элон Маск. По его словам, новый корабль сможет совершать посадки в любом месте на нашей планете с точностью обычного вертолета. При этом его капсула сможет вместить до 7 космонавтов, аппарат сможет находиться на орбите в течение нескольких дней. Также Маск рассказал о том, что применяемые на нем двигатели SuperDraco способны выдавать 7,2 тонны тяги.
Космический аппарат Dragon V2 в состоянии автоматически пристыковаться к борту МКС. У него нет необходимости применять роботизированную руку, как это было на первом КА Dragon, который не мог без нее осуществить стыковку. При этом внутренности Dragon V2 чрезвычайно просты и не загромождены лишним оборудованием. На стенах аппарата расположены мониторы с большой диагональю и понятным интерфейсом. Аппарат является развитием своего предшественника, который уже успел совершить 3 полета к МКС, начиная с октября 2012 года. Ранее в NASA рассчитывали, что новая модель полетит в 2017 или 2018 году, но ситуация в мире может ускорить эти сроки.
При этом в Государственном департаменте США уверяют, что рассчитывают сохранить сотрудничество с Россией в космической сфере, особенно по проекту МКС. «У нас долгая история сотрудничества в космосе. И мы надеемся, что оно будет продолжено. Мы и сейчас продолжаем сотрудничать по ряду направлений», — отметила в середине мая Джен Псаки.
Источники информации:
http://www.newsru.com/russia/09jun2014/orkk.html
http://vpk.name/news/108268_kosmos_vroz.html
http://www.rg.ru/2014/04/03/solncev.html
http://www.computerra.ru/100187/spacex-predstavil-novyiy-kosmicheskiy-korabl-dragon-v2
http://ria.ru/world/20140513/1007661372.html
Вас заинтересует
США хотят найти замену космическим кораблям «Союз
Д. Рогозин рассказал о санкциях и военно-техническом сотрудничестве
Американские сенаторы предложили разработать ракетный двигатель на замену РД-180
«Протон-М
В мире появился второй частный космический перевозчик