Союз-ТМА
Журналисты The Washington Post подчеркивают, что запуск первого экипажа в новом американском космическом корабле был запланирован на 2015 год, но из-за проблем с бюджетным финансированием он был перенесен на 2017 год. В американском аэрокосмическом агентстве ожидают, что новый челнок сможет совершать в среднем два путешествия до МКС каждый год. При этом в газете не раскрывают источников, из которых они получили данную информацию.
Идея отправлять астронавтов к МКС на «своих» космических кораблях достаточно давно будоражит умы представителей американской аэрокосмической общественности. Разговоры об этом начались после того, как в прошлом десятилетии была окончательно свернута пилотируемая программа Space Shuttle. Данные корабли были по своему очень интересны, но их эксплуатация, по всей видимости, очень дорого обходилась даже американскому бюджету. По этой причине последние несколько лет американцы летают на МКС лишь с помощью российских кораблей «Союз». При этом контракт на осуществление таких перевозок между «Роскосмосом» и NASA постоянно продлевается.
Последняя версия данного контракта действует до конца 2020 года. Данная дата не случайна, так как РФ пока не видит необходимости продления эксплуатации станции после окончания текущего десятилетия. В то же время МКС для США действительно является важным объектом. Санкции, которые Вашингтон ввел в отношение российской космической отрасли еще до обострения ситуации на Украине — летом 2013 года, никак не отразились на полетах американских астронавтов на МКС. Даже в тот момент, когда на востоке Украины начались крупномасштабные боевые действия, США и Россия продолжали выполнять контрактные обязательства по доставке астронавтов на борт МКС. Хотя после усиления давления на Россию российский вице-премьер Дмитрий Рогозин в свойственной ему манере пригрозил американским политическим деятелям, что если ситуация будет развиваться в таком ключе, американцам придется отправлять своих астронавтов на Международную космическую станцию на батуте.
Dragon V2
В то же время, используя как предлог события, происходящие на Украине, аэрокосмические компании из США, вероятно, начали давить на аэрокосмическое агентство и правительство страны, требуя увеличения финансирования космических программ, которые направлены на разработку американских средств доставки в космос. Скорее всего, публикацию в газете The Washington Post стоит рассматривать, как элемент информационного давления, отмечают в российском издании «Эксперт».
В настоящее время одним из главных претендентов на заключение с NASA контракта на миллиарды долларов является молодая компания SpaceX. Компания, которая была создана миллиардером Элоном Маском, в конце мая 2014 года провела первую презентацию своего обновленного космического корабля Dragon — Dragon V2. По словам создателей данного аппарата, он может доставить на борт МКС экипаж из 7 астронавтов, а потом вернуть их назад на Землю, совершив посадку в любой точке планеты. На презентации подчеркнули, что Dragon V2 — это корабль многоразового использования.
Космический аппарат Dragon V2 проектировался при финансовой поддержке со стороны NASA. Первый его полет с астронавтами на МКС должен был состояться в следующем году, но был перенесен на 2017 год. Во время его презентации была озвучена стоимость одного места в данном космическом корабле — 20 миллионов долларов. Планируется, что корабль будет использоваться не только для доставки американских астронавтов на МКС, но и для посещения космической станции учеными и состоятельными космическим туристами из разных стран. Именно Dragon V2 в настоящее время рассматривается NASA в роли прямой замены отечественных кораблей «Союз».
Ракета-носитель Союз-ФГ
С одной стороны, американские успехи в этом направлении очевидны. Американская промышленность действительно практически завершила работы по созданию очень дешевого (в пересчете на место) «получелнока». «Получелнока» потому, что аппарат Dragon может лишь самостоятельно спуститься с орбиты, куда его выводит новая одноразовая ракета-носитель Falcon 9. И вот именно эта ракета и таит в себе скрытую угрозу.
На данный момент для доставки людей в космос весь мир (за исключением КНР) пользуется исключительно ракетой-носителем «Союз» с одноименным космическим аппаратом на борту. Такая приверженность к российской космической продукции не является случайной. Со времени полета в космос Юрия Гагарина российские (ранее советские) космические корабли и средства их доставки являются самыми надежными на планете. Последние 20 лет для этих целей используется ракета «Союз-У». Данная ракета-носитель на 850 совершенных запусков имеет всего 21 отказ (при этом все неудачные запуски произошли только с грузом, ни одного случая с космонавтами). Еще одна российская ракета — «Союз-ФГ», которая была специально создана для запуска к МКС кораблей «Союз-ТМА» и грузовых «Прогрессов», с начала XXI века уже успела совершить 48 успешных запусков из 48. Надежность, подтвержденная длительной эксплуатацией.
В то же время американская ракета Falcon 9, которая также производится компанией SpaceX, успела совершить всего 4 запуска с грузовым космическим кораблем Dragon на борту. Разница, как говорится, налицо. В этом случае, если NASA в самом деле решит раньше времени (до накопления достоверной статистики безаварийных полетов) осуществить пересадку с «Союзов» на создаваемые сейчас американские космические корабли и средства их доставки на орбиту, то риск жизням астронавтов представляется достаточно серьезным.
Старт ракеты-носителя Falcon 9
Ракетным двигателям из России также ищут замену
В США хотели бы отказаться не только от вынужденного использования «Союзов», но и от российских ракетных двигателей. Командование американских ВВС обнародовало запрос на получение информации о ракетных двигателях, которые будут применяться на американских ракетах-носителях для доставки на орбиту различных грузов. По информации издания Defense News, новые ракетные двигатели должны заменить РД-180 — ракетные жидкостные двигатели закрытого цикла российского производства, хотя прямо об этом в обнародованном запросе и не сообщается.
Военные из США готовы рассматривать различные варианты, в том числе и выпуск или создание аналогов РД-180, либо разработку ракетных двигателей другого типа, которые можно было бы использовать и с перспективными ракетами-носителями EELV. Согласно опубликованным требованиям американских военных, новые ракетные двигатели должны быть сравнительно недорогими, коммерчески оправданными для применения на ракетах-носителях и достаточно эффективными.
Сообщается, что предложения от компаний-разработчиков будут приниматься до 19 сентября текущего года. После этой даты планируется провести тендер на создание и поставку ракетных двигателей. В конце мая 2014 года профильный комитет Сената США по вооруженным силам уже выступал с предложением выделить 100 миллионов долларов на создание в США ракетного двигателя, который мог бы прийти на смену двигателям, приобретаемым в России.
В настоящее время США вынуждены регулярно приобретать в нашей стране ракетные двигатели РД-180, которые в Америке используются на ракетах Atlas V, созданных компанией Lockheed Martin. 21 августа появилась информация о том, что 2 первых ракетных двигателя РД-180 были получены американской компанией United Launch Alliance. Двигатели из России поставлены в рамках заключенного контракта на производство 29 ракетных двигателей данного типа. При этом это первая поставка силовых установок РД-180 после присоединения к России территории Крыма.
В настоящее время производством ракетных двигателей РД-180 занимается российское научно-производственное объединение «Энергомаш» им. Глушко. В качестве топлива данные ракетные двигатели используют керосин, а в качестве окислителя выступает кислород. Время работы данных двигателей составляет 270 секунд. Один такой двигатель в состоянии развить тягу в 390,2 тонны-силы на уровне моря и в 423,4 тонны-силы в условиях вакуума. Полная масса двигателя составляет 5,9 тонны, диаметр — 3,2 метра, высота — 3,6 метра.
Источники информации:
http://expert.ru/2014/08/22/v-kosmos-na-drakone
http://itar-tass.com/nauka/1393395
http://lenta.ru/news/2014/08/22/engine