После того, как Советский Союз прекратил свое существование, новообразованное украинское государство отказалось закупать танки и военную технику для своих вооруженных сил. Это привело к тому, что харьковский завод имени Малышева, который был одним из лидеров танкостроения в СССР, вынужден был взяться за производство техники, к которой в прежние времена вообще не имел никакого отношения.
Так, в середине 90-х годов Конструкторское бюро завода начало проводить разработки первой тяжелой боевой машины пехоты. Нужно сказать, данное предприятие было не единственным, кто занимался разработками тяжелых БМП, подобная работа проводилась, к примеру, в Ленинграде. Однако именно на заводе имени Малышева эта разработка была воплощена в реальность. Предполагалось, что данная техника будет предназначена на экспорт. Основное задание, которое ставилось перед разработчиками, заключалось в создании недорогой боевой машины, которая при этом обладала бы высокими техническими характеристиками, огневой мощью и повышенной защищенностью.
]]>Примечательно, что основой для новой машины стал вовсе не самый новый танк того времени Т-84, и даже не Т-80, а модернизированный в Иордании британский «Центурион», который получил название «Тарик». Такой выбор объяснялся в первую очередь тем, что именно это государство было заинтересовано в закупках БМП.
Танковый парк Иордании имеет на вооружении порядка 300 устаревших танков английского производства, которые и были модернизированы в «Тарики». Основные итоги усовершенствований сводились к замене бензинового двигателя «Метеор» на дизельные двигатели АVDS-1790-2А, установке системы управления огнем SABCA бельгийского производства, которая напоминала данную систему танка «Леопард-1», а также установке американских приводов наведения
оружия и системы стабилизации гидропневматической подвески. Иорданские военные, таким образом, пошли по пути многих государств, которые также модернизировали «Центурионы» под свои нужды: Израиля, Швеции, ЮАР.
К началу 2000 года разработки подошли к концу. Результатом работы конструкторов стал опытный образец АБ-13 (он известен как «проект АВ13»). Этот образец принимал участие в тендере на поставки тяжелых боевых машин пехоты для вооруженных сил Иордании.
Если говорить непосредственно о конструкции и технических характеристиках АБ-13, то нужно отметить, что шасси танка, а также катки, гусеницы остались практически без изменений. Объяснялось это довольно просто: в 1981-1985 годах «Тарик» прошел глубокую модернизацию, в результате которой и была установлена упомянутая выше гидропневматическая подвеска. В то же время корпус был в значительной степени видоизменен, в итоге боевая машина АБ стала очень напоминать своими конструктивным особенностям БДМ-1 и БМП-3, правда, во много раз увеличенную.
В передней части БМП находится отделение управления. Место водителя оборудовано тремя перископами и люком. Рядом находится место для одного из членов экипажа, которое также оснащено перископами (2 единицы) и люком. В средней части АБ-13 находится боевое отделение, в котором размещаются наводчик-оператор и командир машины. Полноповоротная башня выполнена в форме усеченного конуса. В ней расположены автоматическая пушка КБА-2 калибра 30 миллиметров, которая является аналогом российской 2А72, а также 7,62-миллиметровый
пулемет, боекомплект и система управления огнем. На внешней стороне башни находятся дымовые гранатометы, восьмиствольный – в задней части и трехствольные по бокам. Помимо этого, предусматривается также возможность установки ракетного противотанкового комплекса, а также АГ-17 - автоматического гранатомета.
Моторно-трансмиссионное отделение располагается в кормовой части. Между этим отделением и башней расположено десантное отделение. Для ведения огня из стрелкового оружия в бортах корпуса предусмотрены по несколько амбразур, которые объединены с перископами. Для того чтобы обеспечить более-менее беспроблемную высадку десанта, украинские конструкторы решили сделать сплошной проход поверх моторно-трансмиссионного отделения, заканчивающегося кормовыми люками. Небольшая высота МТО обеспечена благодаря установке украинского дизеля с турбонаддувом 6ТД или 5ТДФ, в которых цилиндры расположены по горизонтали.
Вся ходовая часть боевой машины имеет стальные фальшборты, которые можно быстро демонтировать. Помимо этого, на башне также предусмотрено дополнительное бронирование, которое представляет собой бронелисты, загнутые по периметру. Нужно сказать, что по сравнению с шасси «Центуриона» бронирование АБ-13 значительно усилено, что позволяет обеспечить защиту находящемуся внутри экипажу, как от стрелкового оружия, так и от артиллерийских снарядов.
Масса Аб_13 составляет около 31 тонны, ширина – 3,5 метра, длина – 7,8 метра, высота – 2,4 метра. БМП обладает удельной мощностью в 22,5 лошадиных силы на тонну веса, при этом запас хода составляет 400 километров. Экипаж машины составляет 3 человека плюс 7 человек десанта.
Несмотря на то, что украинская разработка была довольно интересной и перспективной, иорданские военные отдали предпочтение БМП собственной разработки, которая была основана все на тех же танках «Тарик». Эта боевая машина известна как «Темсах». Причиной отказа от украинских боевых машин пехоты, по некоторым данным, была недостаточная защищенность башни, которая по уровню защиты в значительной степени уступала корпусу.
Отметим, боевая машина пехоты АБ-13 на вооружение так и не поступила…
Использованы материалы:
http://www.vestnik-rm.ru/news-4-3067.htm
http://lib.rus.ec/b/212811/read
http://sfw.org.ua/1148886009-proekt-av-13.html
Вас заинтересует
Боевая разведывательная машина БРМ-3К «Рысь
Опубликованы фото новой китайской БМП
Боевая машина пехоты Bionix
Китай принял на вооружение новую САУ
БМП VBCI