<!--TEnd-->
Перемены в войсках не ограничиваются оргштатными мероприятиямиПроцесс придания нового облика Вооруженным Силам РФ сопряжен не только с изменениями штатно-должностной структуры и переходом Российской армии от полковой организации к бригадной, но и с обновлением законодательной, нормативно-правовой базы, приказов и директив, которые определяют повседневную деятельность воинских частей и подразделений. Какие произошли перемены? Что предусматривают новые методики и наставления? Об этом редакция «ВПК» попросила рассказать начальника Главного управления боевой подготовки и службы войск Вооруженных Сил Российской Федерации.
За последнее время в Вооруженных Силах Российской Федерации, как известно, произошли глубинные структурные преобразования. Осуществлен переход на годичный срок службы. С учетом изменений характера вооруженной борьбы в практику войск (сил) активно внедряется перспективная система форм и способов применения ВС РФ на период 2011-2020 годов. Создается более эффективная трехзвенная система управления. Развернута интенсивная работа по перевооружению соединений и воинских частей новыми видами ВВТ.
]]>КТО ЗАВТРА ВСТАНЕТ В СТРОЙ?Но все это лишь вершина айсберга. Изменения неизбежно повлекут за собой серьезные преобразования во всех звеньях армейского организма, в том числе в организации обучения личного состава, поскольку одна из главных задач реформирования Вооруженных Сил - неуклонное повышение качества боевой подготовки. Этот процесс сегодня планируется проводить в тесном взаимодействии с другими силовыми структурами и опираясь на передовой опыт вооруженных сил других государств.
Однако для реализации этой задачи требуется выполнить целый комплекс мероприятий. Например, пересмотреть подходы к подготовке граждан Российской Федерации к военной службе и переработать руководящие документы. А также внедрить в войска новые методики обучения и усовершенствовать системы командирской подготовки офицеров и сержантов. И все же в условиях перехода к военной службе по призыву на 12 месяцев, думается, на первый план выходит предварительная (допризывная) подготовка молодежи.
В настоящее время в образовательных учреждениях ДОСААФа подготовка граждан призывного возраста осуществляется более чем по 40 военно-учетным специальностям. Объемы возросли по сравнению с 2007 годом в два с лишним раза - более 160 тысяч человек в год. Но качество, к сожалению, до последнего времени оставалось крайне низким. Так, специалисты МТЛБ и БТР, прошедшие обучение в ДОСААФе, не имели достаточного уровня профессиональной подготовки и требовали дополнительного обучения непосредственно в воинских частях при назначении на должность. Отсутствует и заинтересованность самих молодых людей.
Для того чтобы система работала эффективно, необходимо уточнить перечни специальностей, по которым ДОСААФ с учетом имеющейся учебно-материальной базы гарантированно сможет осуществлять обучение специалистов, способных приступить к выполнению своих служебных обязанностей в войсках без дополнительной подготовки.
В целях повышения заинтересованности молодых людей в освоении военно-учетных специальностей, не имеющих гражданской направленности, прорабатывается также вопрос приобретения ими второй (гражданской) специальности. Большое внимание уделяется бытовым условиям. А для подготовки по специальностям, связанным с обслуживанием сложной радиоэлектронной техники, - адресный призыв граждан, имеющих специальность, родственную военно-учетной (радиотехника, приборостроение и т. д.), направление их на обучение в учебные воинские части.
АПРОБАЦИЯ НОВШЕСТВ
Но допризывное обучение - лишь одна сторона медали. Сегодня уже понятно: без новой идеологии подготовки войск и целенаправленного внедрения в процесс обучения новых методик невозможны какие-либо изменения и преобразования.
В прошлом году и за истекший период этого года в Вооруженных Силах переработано более 60 основополагающих руководящих (уставных) документов. Назовем лишь некоторые.
Прежде всего созданы и внедрены новые программы боевой подготовки, в которых определены как общие, так и специфические направления совместного обучения. Как результат - единые для всех войск этапы слаживания, на которых отрабатываются совместные формы и методы обучения (групповые упражнения и тактические летучки, командно-штабные и тактические учения, конференции и т. д.), позволяющие к установленному сроку подготовить подразделения и соединения для действий в различных условиях боевой обстановки. Данные программы довольно гибкие и дают командирам широкие возможности в работе с подчиненными в зависимости от уровня их обученности.
Появилось также новое Наставление по боевой подготовке в Вооруженных Силах для тактического звена управления. Оно систематизирует подходы к организации обучения, конкретизирует обязанности должностных лиц соединений (воинских частей) по руководству и обеспечению боевой подготовки с учетом современных требований. В нем более детально раскрываются роль сержантского состава в подготовке солдат (матросов) с учетом повышения их значимости в реформируемой армии, особенности организации и проведения учений вдали от мест постоянной дислокации и международных учений, а также вопросы всестороннего обеспечения занятий.
На сегодня завершается доработка Наставления по горной подготовке в ВС РФ, проекта новых общевоинских уставов.
С переходом Вооруженных Сил на новый облик сложилась устойчивая практика сотрудничества со спортивными федерациями. Наиболее ярко это выражено в подготовке горных подразделений с привлечением Федерации альпинизма России и в обучении эффективной стрельбе из стрелкового оружия с привлечением представителей Федерации практической стрельбы.
На основе методик обучения скоростной стрельбе общероссийской спортивной общественной организации «Федерация практической стрельбы», а также положительного опыта, накопленного в вопросах огневой подготовки подразделениями специального назначения Минобороны, МВД и ФСБ России, разработана методика по обучению практической стрельбе, которая позволяет в короткие сроки готовить военнослужащих ведению ближнего огневого боя в условиях горно-лесистой местности, городской застройки и ограниченной видимости.
Выработана новая модель и организации физической подготовки, отличительная особенность которой - прикладная направленность и развитие массового спорта. В новых руководствах учитываются особенности обучения военнослужащих той или иной специальности. Взят курс на максимальную интенсификацию занятий и частоту их проведения. Занятия по физкультуре в воинской части теперь проводятся по 4-5 часов в день. В распорядке дня предусмотрено и время для отдыха после обеда. Появилась новая спортивная форма, заработали секции. Каждый военнослужащий теперь имеет возможность дополнительно заниматься выбранным видом спорта. Можно надеяться, что уже в ближайшей перспективе реализация принятой модели позволит поднять в войсках уровень физической подготовленности, укрепить здоровье военнослужащих. И главное - решить основную задачу: повысить боеспособность Вооруженных Сил.
Учитывая опыт 2009 года и те задачи, которые были поставлены в 2010 учебном году, по-новому подошли и к планированию мероприятий боевой подготовки: больше внимания уделяется условиям обстановки, состоянию подразделений и соединений, характеру решаемых учебных и боевых задач. Конкретные сроки проведения основных мероприятий определяются командующими войсками военных округов (флотами). Такой подход обеспечивает качественную подготовку личного состава соединения (воинской части) в конкретные сроки.
В 2009 учебном году уже прошли апробацию некоторые из этих новшеств. Так, на оперативно-стратегических учениях обязательным условием стало выполнение задач на незнакомой местности. Это позволило войскам действовать по единому замыслу, отказаться от поточного проведения дорогостоящих тактических учений на неоднократно обкатанных полигонах. А для командиров, не принимавших участия в крупномасштабных мероприятиях, организовать показные тактические учения (в Сухопутных войсках - бригадные, в ВДВ - полковое, в береговых войсках ВМФ - батальонное). Батальонные тактические учения с совершением марша до 200 км прошли еще и в военных округах.
Основной же упор сделан на слаживание подразделений. Например, батальоны стали готовиться как самодостаточные тактические единицы. Все это позволило поддержать боевую готовность войск (сил) на уровне, обеспечивающем гарантированное выполнение задач в условиях перехода на новые организационно-штатные структуры и систему базирования войск (сил). А также сэкономить финансовые средства.
ОСНОВНОЕ ЗВЕНО - СЕРЖАНТЫЕстественно, что задачи, поставленные Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами - президентом Российской Федерации, по созданию компактных, мобильных Вооруженных Сил требуют подготовки офицеров новой формации. Командиры, мыслящие нестандартно, должны уметь принимать неординарные решения и учить своих подчиненных действовать нешаблонно, с высокой мобильностью. В перспективе это высокоинтеллектуальные профессионалы, уверенно владеющие современными высокотехнологичными средствами вооруженной борьбы: поражения, разведки, навигации и управления. В связи с этим в течение 2010 учебного года будут пересмотрены подходы к организации командирской подготовки. Она станет проводиться не только в частях, но и на сборах в вузах Министерства обороны, в ходе практических показных, инструкторско-методических и контрольных занятий, сборов по специальности, конкурсов по полевой выучке, на тактических и оперативно-стратегических учениях.
На данном этапе предложенный подход позволяет осуществлять централизованную подготовку командиров всех степеней и их заместителей. Мероприятия объединены единым замыслом и направлены на совершенствование умений и навыков при совместном выполнении боевых задач. Они исключают отрыв командиров подразделений от личного состава.
В связи с упразднением категории прапорщиков и мичманов на первый план в вопросе подготовки подразделений выходит звено младших командиров. Раньше их отбирали из числа призывников. Получить более или менее подготовленного сержанта можно было лишь в конце службы. А его функции приходилось брать на себя младшим офицерам (командирам взводов, рот и даже офицерам батальонного звена), одновременно обучая и солдат, и самих сержантов.
Сегодня Вооруженные Силы приступили к созданию эффективных, отвечающих современным требованиям систем отбора и подготовки младших командиров, которые могли бы гарантированно обеспечить функционирование качественно нового института профессиональных сержантов (старшин), способных обучать и воспитывать солдат, быть для них примером и образцом для подражания. Главное - подготовка сержантов, которые по своему профессиональному уровню будут способны заменить офицера при выполнении боевых и учебно-боевых задач.
В этих целях проводится кропотливая работа по повышению привлекательности службы сержантского состава, которая должна стать конкурентоспособной на нынешнем рынке труда. Для этого, например, на базе трех военных училищ - воздушно-десантного, связи и автомобильного в Рязани сформирован Центр подготовки сержантов. Кроме того, в ряде вузов для подготовки сержантов созданы факультеты среднего профессионального образования. А существующие школы прапорщиков переформируются в школы сержантов. В окружных и межрегиональных учебных центрах, которые в настоящее время занимаются подготовкой младших специалистов для Вооруженных Сил, также создаются циклы по подготовке сержантов из числа призывников на должности командиров отделений (экипажей, расчетов). Предусматривается создание курсов усовершенствования. И так будет до полного укомплектования сержантских должностей военнослужащими по контракту.
Развитие Вооруженных Сил на этапе их перехода к новому облику, изменение требований к организации и уровню подготовки войск (сил) потребовали систематизировать и учебно-материальную базу. Ведь в перспективе она должна обслуживаться и эксплуатироваться силами сторонних организаций, тем самым избавить военнослужащих от выполнения ряда несвойственных им функций.
В Минобороны России в рамках Государственной программы вооружения на 2011-2020 годы разработан проект комплексной целевой программы «Развитие технических средств обучения для подготовки войск (сил), обеспечения учебного процесса в высших образовательных учреждениях до 2020 года». Ее реализация позволит решать практически все задачи подготовки специалиста и подразделения в целом со значительным снижением затрат. А также осуществлять подготовку органов управления тактического звена путем моделирования ТВД, действий своих подразделений и противника.
Таким образом, со структурными изменениями Вооруженных Сил меняются подходы к организации боевой подготовки и сама система ее обеспечения. Неизменно одно - боевая учеба остается основным содержанием повседневной деятельности военнослужащих.
Вас заинтересует
Начальник российского Генштаба об основных задачах развития армии
Сборы младших командиров внутренних войсках МВД России
Студент на время "Ч". Начальник Генштаба - о новых подходах к военной подготовке в вузах
Лазер в руках солдата
Реформа военного образования или его разгром?