На угрозы с запада Тегеран отвечает новинками национального ОПКНагнетание ситуации вокруг Исламской Республики Иран (ИРИ), которая не только не соответствует западным, прежде всего американским представлениям о прекрасном демократическом устройстве общества, но еще и поддерживает исламистские террористические организации, ставящие своей целью борьбу с Израилем до победного конца, до крайности обострило в первой половине этого года накал психологической войны, ведущейся в медиапространстве.
В ответ на постоянные обсуждения ядерной программы Ирана, возможных вариантов нанесения удара по этой стране, венцом которых стало заявление главы Объединенного комитета начальников штабов США адмирала Майка Маллена о том, что в Америке подготовлен силовой вариант решения иранской проблемы, Тегеран рапортует о создании и начале производства все новых и новых образцов ВВТ.
]]>С особенным ожесточением иранская пропаганда раскрутила маховик информационной кампании к августу, когда местное телевидение фактически еженедельно рассказывало о новых ракетах, катерах, беспилотниках, созданных специалистами ИРИ. Разобраться в том, что это за оружие и какую угрозу оно будет представлять для США, Израиля и их союзников в случае начала реальной войны, довольно непросто. Вся информация, касающаяся обороноспособности страны, иранскими СМИ дается весьма дозированно и в лучших тоталитарных традициях, преподносящих достижения собственного ОПК исключительно в превосходной степени. И тем не менее попробуем понять, какова реальная ценность представленных весной и летом этого года новых вооружений Исламской Республики.
Общей особенностью оборонной промышленности Ирана является то, что в стране только зарождается собственная школа в таких отраслях, как авиа-, танко-, судо- и двигателестроение. Поэтому созданные в ИРИ образцы боевой техники в основном представляют собой адаптированные и иногда улучшенные копии китайских, западных или советских изделий (в ряде случаев - не менее чем 30-летней давности), а иногда - причудливый симбиоз тех и других. Нагляднее всего это прослеживается в авиационной и бронетанковой сферах. Иранские истребители собственной разработки «Азарахш» («Молния») и «Саэге» («Удар грома») - это несколько увеличенные и слегка видоизмененные копии американских истребителей F-5E Tiger II, выпущенных в начале 70-х и закупленных Тегераном в период правления шаха Мохаммеда Реза Пехлеви. В феврале этого года Иран отчитался о формировании первой эскадрильи «Саэге». В конструкции танка «Зульфикар» сочетаются воспроизведенные и несколько видоизмененные корпус и ходовая часть от американского же М60 с башней собственной разработки, в которой установлена советская 125-мм гладкоствольная пушка 2А46. Источник получения танковых орудий - «каннибализация» ранних модификаций Т-72. По некоторым данным, в ходе изготовления истребителей «Азарахш» и «Саэге» часть комплектующих также снимается с выведенных из боевого состава ВВС F-5E.
<!--TEnd-->
«Азарахш» («Молния»)
<!--TEnd-->
«Саэге» («Удар грома»)
<!--TEnd-->
танк «Зульфикар»Летом 2010 года особенно большое количество иранских новинок было продемонстрировано в преддверии Дня оборонной промышленности, который в стране отмечается 21 августа. Для пополнения корабельного состава ВМС получили четыре подлодки и 12 быстроходных катеров.
О том, что подводные силы ВМС ожидает прибавление, местное телевидение сообщило еще в начале августа. Наблюдатели предполагали, что в строй вступит новая ПЛ собственной разработки класса «Каим» водоизмещением около 1000 тонн. Однако в действительности оказалось, что флоту переданы еще четыре сверхмалые субмарины класса «Гадир». Водоизмещение этих лодок не превышает 150 тонн. Вооружение - два торпедных аппарата калибром 530 мм. Строительство ПЛ класса «Гадир» началось в Иране в 2007 году, с учетом вступивших в строй в августе этого года лодок всего в ВМС ИРИ их сегодня насчитывается 11. Они предназначены для действий в прибрежных водах, в первую очередь в Ормузском проливе. Напомним, что помимо 11 ПЛ класса «Гадир» в ВМС Ирана в настоящее время имеется три лодки советского проекта 877ЭКМ, а также четыре сверхмалые ПЛ, приспособленные для высадки диверсионных групп. Подводные силы иранского флота вооружены торпедами местного производства, скопированными с советских 53-65КЭ и ТЭСТ-71. Сообщалось также, что в Иране создана подводная ракета, аналогичная российской ракетоторпеде «Шквал».
<!--TEnd-->
Учитывая то, что надводный флот Ирана малочисленный и оснащен устаревшими типами кораблей (введенный в строй в феврале этого года корвет собственной разработки «Джамаран» по большому счету не исключение), в потенциально возможном отражении агрессии коалиции западных стран Тегеран делает ставку именно на подводные лодки, а также на «москитный» флот, вооруженный торпедами и ракетами.
10 августа в состав морских сил Корпуса стражей исламской революции (КСИР) Ирана были включены 12 быстроходных катеров двух типов: «Серак» и «Зульфикар». Первый представляет собой стеклопластиковый катер небольшого водоизмещения с 324-мм торпедными аппаратами. «Зульфикар» - более крупный корабль, на борту которого установлены противокорабельные ракеты (ПКР). По всей видимости, речь идет о легких ПКР средней дальности «Косар» - иранской версии китайской С-701, которая в свою очередь построена на основе американской ракеты AGM-65 Maverick. По словам командующего ВМС Корпуса стражей исламской революции адмирала Али Фадави, КСИР в течение 2010 года получит еще 10 быстроходных катеров.
Насколько реальна иранская военно-морская мощь?
В феврале 2010 года состоялось важное событие в сфере развития военно-морских сил (ВМС) Исламской Республики Иран (ИРИ). На воду был спущен первый эскадренный миноносец собственного производства с управляемым ракетным оружием, который получил название «Джамаран». Водоизмещение эсминца составило 1420 тонн, а его длина – 94 м. Экипаж корабля, способного развивать скорость до 30 узлов, включает до 140 человек. Вооружение корабля
состоит из 76-мм автоматической артиллерийской установки OTO Melara, малокалиберных автоматов и двух спаренных пусковых установок противокорабельных крылатых ракет Noor (иранская версия китайской ракеты С-802). Боевой корабль имеет вертолетную площадку и место для пуска переносных зенитно-ракетных комплексов, а также, по-видимому, противолодочный бомбомет.
"Джамаран" к бою готовИрану также удалось приобрести в ЮАР катер английской постройки «Бредстоун челенджер», на котором в 2005 году был побит рекорд по скорости плавания вокруг Британских островов (максимальная скорость - 130 км/ч). Тегеран намерен приступить к постройке копий этого катера.
В марте в ИРИ началось массовое производство и более крупных противокорабельных ракет - «Наср-1» и «Нур».
«Наср-1» - местный вариант китайских C-704 с активной радиолокационной головкой самонаведения. Ракета имеет дальность пуска до 35 км, масса боевой части - 130 кг. По всей видимости, она в состоянии поражать корабли водоизмещением около трех тысяч тонн.
<!--TEnd-->
«Нур» представляет собой С-802 производства Китая, дальность пуска которой была увеличена иранскими инженерами до 170 км. Масса боевой части китайской модификации - 165 кг. Изменена ли она в варианте «Нур» - неизвестно. Ракета оснащена первым турбореактивным двигателем (ТРД) производства Ирана «Тулю-4», который в свою очередь является копией итальянского Microturbo TRI 60.
В апреле министр обороны ИРИ Ахмад Вахиди заявил, что в стране началось производство новых зенитных ракетных комплексов «Мерсад». По его словам, ракета способна уничтожить «современный самолет на низкой и средней высоте» и по своим характеристикам превосходит американские ЗРК Hawk по таким показателям, как дальность стрельбы, скорость полета ракеты и могущество боевой части. Вахиди сообщил также, что при создании комплекса были достигнуты успехи в технологии обработки радиолокационных сигналов. Надо отметить, что изготовление копий ЗРК Hawk Иран уже освоил ранее, завершение же работы по его модернизации свидетельствует о достижении ОПК страны довольно высокого уровня развития.
Ныне оснащение иранских ВС носит настолько эклектичный характер, что второй такой же пример где-либо на планете удастся отыскать с превеликим трудом. Оно включает оружие и боевую технику, произведенную в США и Великобритании (поставлены при шахе), Китае и Северной Корее (получены в период войны с Ираком 1980-1988 годов и после нее), Советском Союзе и России (реэкспортированы из Сирии, Ливии и КНДР в пору ирано-иракского противоборства или куплены в СССР и РФ после его окончания). В основном это устаревшие образцы. Вдобавок обслуживание многих из них (прежде всего, конечно, западных образцов ВВТ) затруднено из-за отсутствия запчастей. Поскольку точно неизвестны потери, понесенные Ираном во время войны с Ираком, и нынешнее состояние боевой техники, ее количество оценивается приблизительно.
Бить или не бить? по Ирану...
Наконец, наиболее резонансной августовской новостью от иранского агитпропа стала презентация ударного БПЛА «Каррар», в которой приняли участие президент Исламской Республики Махмуд Ахмадинежад и министр обороны Ахмад Вахиди. Как было отмечено в ходе презентации, этот аппарат имеет турбореактивный двигатель (видимо, «Тулю-4»), предназначен для поражения целей на дальности до 1000 км, может развивать скорость до 900 км/ч и способен нести до четырех ракет класса «воздух-поверхность» или две авиабомбы до 100 кг каждая. Оглашенные характеристики - на уровне мировых стандартов, однако в том, что функциональность этого дрона соответствует тому же уровню, есть большие сомнения. Внешне беспилотник похож на советский разведывательный БПЛА Ту-143 «Рейс» либо на мишень. Размеры «Каррара» и тип движителя позволяют усомниться, что на его борту имеется достаточно места, чтобы разместить необходимый для тысячекилометрового пролета запас топлива. Учитывая тот факт, что для поражения целей бортовым вооружением этому дрону необходим еще и комплекс БРЭО, заявленная дальность кажется уж совсем фантастической. Можно, однако, предположить, что во внешнем сходстве нового иранского БПЛА с мишенью как раз и кроется истинный смысл его предназначения. В случае начала войны запуск этих широко разрекламированных псевдоударных беспилотников в направлении, скажем, Израиля может вызвать повышенный расход зенитных ракет, что, безусловно, сыграет в пользу военных Исламской Республики.
[thumb=|Иранские премьеры]http://soldierweapons.ru/engine/go.php?url=L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAxMy0wNy9qcDRwbmZnYnEwLmpwZw==[/thumb]
Все соглашаются с тем, что они удивительно напоминают реактивные снаряды нацистского конструктора Вернера фон Брауна V2, с помощью которых фюрер в 44 году пытался разрушить Лондон.
Кроме того, они удивительно похожи на американский Firebee и советский Tu-143, а также итальянский Mirach . Все вышеуказанные машины были разработаны в середине 60-х годов на основе дизайна того же фон Брауна. Интересной особенностью иранского "беспилотника" является тот факт, что, скорее всего, он является реактивным управляемым снарядом с прицепленной к нему стандартной американской бомбой Mk 82 . Он также напоминает иранскую круизную ракету, произведенную на основании итальянского Mirach. Боевые качества подобной новинки вызывают сомнения, однако, следует помнить, что в любом случае, применение пусть даже плохо управляемых ракет может нанести серьезный ущерб.
Иранский "беспилотник": Реинкарнация Вернера фон БраунаОбобщая иранские военные премьеры первой половины 2010 года, можно сказать, что ИРИ достигла неплохих успехов в развитии национальной оборонной промышленности, однако технический уровень вооружений вряд ли способен уберечь страну от массированного воздушно-космического нападения, подобного операции НАТО против Югославии. Серьезные потери врагу ВС Ирана смогут нанести лишь в ходе контактных боевых действий, при этом имеющаяся техника такова, что требует от личного состава высокой мотивированности и готовности к самопожертвованию. Открытым остается вопрос и о соответствии обнародованных ТТХ реальным возможностям, а также о надежности национальных высокотехнологичных изделий.
Вас заинтересует
Иран испытал две ракеты нового поколения
Военно-морские силы Ирана
Иран усовершенствовал свои баллистические ракеты, повысив их точность
Израиль и Иран: цифры возможной войны
Иран и большой маленький флот