<!--TEnd-->
Когда силы НАТО согласились предоставить авиационную поддержку ливийским повстанцам в 2011 году, они быстро поняли, что только Соединенные Штаты обладают специализированными самолетами необходимыми для круглосуточной дозаправки в воздухе, радиоэлектронной борьбы и разведки. Однако ВВС США обнаружили, что несмотря на весь сбор разведывательной информации и анализ данных, подобно тому, что активно используется в Ираке и Афганистане в течение предыдущего десятилетия, было упущено что-то важное. Короче говоря, целеуказатели (специалисты выясняющие какие из многочисленных потенциальных целей подлежат удару, когда и чем) оказались без опыта ведения столь масштабных бомбардировок наподобие Ливии. За исключением короткого периода в 2003 году (во время вторжения в Ирак), целеуказатели не сталкивались с такой ситуацией с освобождения Кувейта в 1991-ом году. С 11 сентября 2001 целеуказатели мало практиковались, так как большинство бомбардировок выполнялось с наземным целеуказанием обеспечивая поддержку наземных войск. Несмотря на наличие доступных симуляций для тренировок навыков планирования целеуказателей, на самом деле эти тренировки не проводились в достаточных количествах. Таким образом, когда подошел черед Ливии, целеуказатели военно-воздушных сил оказались вынужденными импровизировать. В результате поддержка ливийских мятежников оказалась не столь эффективной как это могло бы быть. Ливийские мятежники этого не сильно заметили как и само воздушное командование сил НАТО. Но это не прошло не замеченным для персонала американских ВВС имеющего опыт конфликтов 2003-го и 1991-го годов и потому ими снова ведется подготовка к крупным операциям наподобие Ливии или к будущим в Сирии, Северной Кореи или Иране.
Обучение в основном заключается в целевом планировании. Это означает перечисление целей находящихся в театре военных действий и решение какие из них необходимо уничтожить и когда необходимо это сделать для того, чтобы нанести максимальный ущерб врагу минимизируя потери дружественной стороны. Еще во время Второй мировой войны впервые был использован метод Исследования операций (применение аналитических методов к процессу принятия решений), проще говоря сочетание математики и здравого смысла. Этот метод по-прежнему применяется, но в настоящее время компьютеры выполняют вычисления и представляют результаты в виде элегантной компьютерной графики.
]]>Но существует еще одна проблема обнаруженная в Ливии. Она заключается в том что, было трудно определить была ли уничтожена цель на самом деле или нет. Всё дело в оценке результатов бомбардировки (Bomb Damage Assessment, BDA), проблеме военно-воздушных сил в целом и ВВС США в частности, с этим им не просто справиться. Оценка результатов бомбардировки заключается в выяснении последствий атаки по противнику и ведется после бомбардировки с помощью спутников, беспилотных летательных аппаратов и самолетов-разведчиков .
Проблема введения в заблуждение летчиков наземными силами противника проявила себя во время Второй мировой войны. Именно тогда ВВС были впервые использованы для нанесения крупномасштабных воздушных бомбардировок. Сразу после этого конфликта США провели тщательное исследование о влиянии стратегических бомбардировок на Германию и Японию. Ими было обнаружено, что реальные результаты ударов сильно отличались от того, что давала оценка результатов бомбардировки во время войны.
Военно-воздушные силы пообещали в следующий раз быть более эффективными. Но опыт боевых действий в Корее (1950-1953), Вьетнаме (1965-1972), Кувейте (1991) и Косово (1999), Ираке (2003), Ливане (2006) и Ливии (2011) показал, что враг на земле продолжает обладать преимуществом и сбивает с толку самые энергичные усилия в оценке результатов бомбардировки. Единственной проверенной техникой способной справиться с проблемой оценкой результатов бомбардировки являются люди на земле, которые с близкого расстояния проверяют состояние цели во время ведения боевых действий. На практике эта техника трудно осуществима.
Существует еще более фундаментальная проблема. Армия и военно-воздушные силы имеют различные взгляды на планирование и риск. Военно-воздушные силы рассматривают войну как более опрятное и предсказуемое занятие чем армия. По этой причине военно-воздушные силы и военно-морской флот связаны гораздо теснее. Оба используют технические средства для осуществления большего контроля над своими силами более интенсивно чем армейские генералы. Армия рассматривает войну как более непредсказуемое занятие и адаптируется к этой непредсказуемости. Армейские генералы всегда скептически относились к требованиям военно-воздушных сил и как правило в конечном итоге оказывались правы. Но в силу того, что оборудование военно-воздушных сил и военно-морского флота гораздо дороже, они получают львиную долю военного бюджета, а вместе с этим и политическое влияние.
С момента вторжения в Ирак ВВС США хранят молчание о своих способностях делать вещи самостоятельно. Это потому, что там идет война и армия выполняет большую часть работы. Более того, отношения между армией и военно-воздушными силами изменились коренным образом с введением микро (до пяти килограммов) БПЛА и умных бомб с наведением по GPS. Армия использует тысячи микро-БПЛА, предоставляя каждому пехотному командиру свои собственные военно-воздушные силы, по крайней мере свою собственную воздушную разведку. Кроме того имеются умные бомбы, которые восстановили в армии веру в непосредственную авиационную поддержку. Теперь войска довольны тем, что бомбардировщики находятся над их головами вне досягаемости зенитной артиллерии. Армия внизу ведет войну и время от времени просто просит пилотов нажать на кнопку и сбросить умные бомбы.
Наводимые по GPS управляемые бомбы совершили революцию в ведении боевых действий, но не в пользу ВВС. Повышение надежности и точности бомб с наведением по GPS означает, что требуется гораздо меньше бомб и бомбардировщиков. Военно-воздушные силы до сих пор насчитывают 69 лет превосходства в воздухе о котором им следует беспокоиться. Многие официальные лица в министерстве обороны опасаются, что это преимущество может быть потеряно, если Соединенные Штаты не будут идти в ногу с приближающимся переходом на роботы-истребители. Пилоты служащие в военно-воздушных силах и военно-морской авиации не причитают по поводу принятия роботов-истребителей для завоевания превосходства в воздухе, но такая ограниченность интересов уже была причиной бедствий в прошлом. Из-за всех этих изменений и вызовов для военно-воздушных сил, совсем не удивительно, что об обучении целеуказатей практически забыли.
Вас заинтересует
Военно-воздушные силы Украины получили три МиГ-29
Почему у Ирака всё ещё «отстойные
Японские ВВС были подняты по тревоге из-за российских самолетов
Ржавеющие ВВС Северной Кореи
США срочно модернизируют новые противобункерные бомбы