Вот
купить золотые серьги и
пирсинг в губу. Все тут
mama-gold.ru.
25 августа исполняется 105 лет со дня рождения одного из создателей систем зенитного управляемого ракетного оружия Александра Андреевича Расплетина.
АЛЕКСАНДР РАСПЛЕТИН родился 25 августа 1908 года в городе Рыбинске Ярославской области в семье купеческого сына Андрея Александровича Расплетина и его жены Марии Ивановны. Ещё юношей, в школе, увлёкся радио. В декабре 1925 года состоялось общее собрание радиолюбителей Рыбинска, их тогда насчитывалось 35 человек, и школьника Расплетина ввели в бюро организации. В период с 1926 по 1929 год он был председателем рыбинской секции коротких волн Общества друзей радио.
После окончания школы в 1926 году Расплетин стал работать на складе, где был сначала простым рабочим, потом электромонтёром, радиомехаником, несколько месяцев заведовал мастерской кинорадиобазы. После переезда в Ленинград в 1930 году продолжал трудиться радиотехником на заводе имени Коминтерна, затем он перешёл в Центральную радиолабораторию, где работал инженером.
<!--
[CDATA[<!--
google_ad_client = "pub-3312766694140009";
google_ad_slot = "4744969083";
google_ad_width = 468;
google_ad_height = 60;
//--
-->
]]>
<!--
[CDATA[
]]
-->
Одновременно он учится в Ленинградском электрослаботочном техникуме, в 1932 году поступает в Ленинградский электротехнический институт по специальности «радиотехника». С 1933 года начинается его самостоятельная научная деятельность. Его назначают на должность старшего инженера – руководителя группы телевидения. В апреле 1936-го, уже после окончания института, Расплетин переходит в НИИ-9 на должность старшего инженера, вскоре становится заведующим лабораторией.
В журнале «Известия электропромышленности слабого тока» в 1938 году выходит статья Расплетина «Телевизионный приёмник», в которой даётся краткое описание схем и конструкций первой модели отечественного телевизионного приёмника промышленного типа, разработанного лабораторией телевидения НИИ-9 под его руководством для приёма передач Ленинградского и Московского телевизионных центров.
Научно-исследовательская работа Расплетина этого периода связана также с его участием в создании телеаппаратуры для «величайшего сооружения мира» – Дворца Советов в Москве. По проекту предполагалось, что ряд залов, в которых были запроектированы стационарные киноустановки, должны быть оборудованы также специальными проекционными телевизионными приёмниками, позволяющими обеспечить изображения на экранах размером до 10–15 квадратных метров. Расплетин совместно с И.М. Завгородневым, П.Х. Блюменталем, Б.М. Фридманом, Н.П. Кузнецовым, Е.Е. Фридбергом и Н.И. Органовым сумел разработать приёмник с экраном площадью 12 квадратных метров.
В 1940-м он принимает участие в 5-й заочной радиовыставке, на которой было представлено 32 конструкции телевизоров. Приёмник, разработанный им, получил первую премию. Он был рассчитан на возможность приёма как Ленинградского (240 строк), так и Московского (343 строки) телецентров, кроме того, был способен после несложной переделки к приёму сигнала на новом стандарте чёткости в 441 строку.
В 1940 ГОДУ Расплетин начал работать над вопросом использования телевизионных установок для воздушной разведки, интересовался и другими возможностями применения телевидения в военном деле. В июне 1941 года лаборатория Расплетина была оставлена в Ленинграде для выполнения этих работ, но с началом блокады города все они были свёрнуты, и сотрудники лаборатории стали заниматься изготовлением радиостанций для фронта.
В конце января 1942-го они были эвакуированы из блокадного Ленинграда в Красноярск. На радиозаводе этого города Расплетин несколько месяцев работал старшим инженером, а в сентябре 1942 года был откомандирован в Москву для работы в ОКБ Всесоюзного электротехнического института.
В группе телевидения ОКБ этого института выполнялись работы по «Разработке комплексной установки для наведения истребителей на цель» по заказу штаба истребительной авиации ПВО страны. С передачей этой группы в ноябре 1942 года в ЦНИИ-108 работы продолжились в лаборатории Селезнёва. Комплекс приёмной аппаратуры создавался под управлением Расплетина, который стал начальником лаборатории. Испытания этой системы были проведены в 1942–1943 годах. Впоследствии аппаратура неоднократно использовалась для обеспечения авиации на парадах.
В ЦНИИ-108 Александр Андреевич стал заниматься вопросами радиолокации. За семь лет работы (1943–1950 годы) под его руководством и при непосредственном участии было выполнено более пяти крупных научно-исследовательских работ. Одна из таких работ – радиолокационная станция СНАР-1. За эту работу он был удостоен Государственной премии в 1951 году.
В 1947-м Расплетин защитил кандидатскую диссертацию по теме «К расчёту однолампового генератора пилообразного тока». К этому вопросу он впервые обратился в предвоенные годы. В сентябре 1949 года Александр Андреевич утверждён в звании старшего научного сотрудника по специальности «радиотехника» ЦНИИ-108.
ВЕСЬ ПОСЛЕДУЮЩИЙ период работы Александра Андреевича связан с КБ-1 (в настоящее время – ГСКБ «Алмаз-Антей»). В августе 1950-го Расплетина переводят в КБ-1 для работы над созданием системы «Беркут» (С-25) начальником радиолокационного отдела, но уже скоро он становится сначала фактическим, а затем официально главным конструктором системы. Работы велись в сверхнапряжённом режиме. Уже в апреле 1953 года в ходе испытаний были проведены первые успешные стрельбы по аналогу цели – самолёту-мишени Ту-4.
В мае 1955 года система С-25 была принята на вооружение. На основе ЗРС С-25, первой в СССР системы зенитного управляемого ракетного оружия, к середине 1950-х годов была создана эшелонированная зональная зенитная ракетная оборона Москвы и Московского промышленного района. Жизненный цикл системы С-25 составил более 30 лет, при этом она подвергалась многократной модернизации для поддержания необходимой боевой эффективности.
Созданный впервые в мировой практике многофункциональный и многоканальный радиолокатор обеспечивал не только обнаружение и автоматическое сопровождение до 20 самолётов в секторе 60 градусов, но и осуществлял одновременное наведение на самолёты до 20 ракет. Захват ракет после старта осуществлялся автоматически. При массовом налёте противника (до 1.000 машин) требовалось всего 56 комплексов.
В июле 1955 года Александр Андреевич назначается главным конструктором предприятия по направлению ПВО и начальником СКБ. В 1956 году за руководство и участие в создании образцов новой техники Расплетину было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина, а в ноябре 1956-го он утверждён в учёной степени доктора технических наук без защиты диссертации по совокупности выполненных работ.
В октябре 1954 года, параллельно с шедшими работами над системой С-25, в КБ-1 была начата разработка перевозимого зенитного управляемого ракетного оружия с ограниченным временем развёртывания (свёртывания) на позиции для построения территориально-объектовой обороны. Таким оружием стал зенитный ракетный комплекс С-75.
ЗРК С-75 разрабатывался на основе принципов, заложенных в уникальный С-25, в том числе на принципе обеспечения линейного сканирования пространства в ортогональных плоскостях. Вместе с тем при проектировании ЗРК были найдены и внедрены многие научно-технические новации. В декабре 1957-го система была принята на вооружение. А в 1958 году за руководство и участие в создании ЗРК С-75 Александру Андреевичу Расплетину присуждается Ленинская премия, в том же году он избирается членом-корреспондентом Академии наук СССР.
Несколько ранее, в мае 1957-го, в КБ-1 начата разработка ЗРК С-125. Создание комплекса было вызвано появлением в составе средств воздушного нападения потенциального противника самолётов, способных действовать на малых высотах (менее 1 км). Система была принята на вооружение в июне 1961 года.
В сентябре 1957 года Расплетин назначается начальником СКБ и главным конструктором предприятия.
В КОНЦЕ 1950-х годов в составе средств воздушного нападения стран НАТО происходят значительные изменения. Возникшая ситуация потребовала адекватного ответа, что привело к созданию зенитного управляемого ракетного оружия, которое обеспечивало поражение крупноразмерных воздушных целей на больших дальностях, а также высокоскоростных целей в стратосфере. Система большой дальности действия была необходима и для создания противовоздушной обороны больших территорий.
Первой в мире перевозимой системой такого класса стала ЗРС С-200, заданная к разработке в июне 1958 года. При её создании были впервые:
- разработаны принципы построения радиолокационных средств ЗРК (радиолокатора подсвета цели и полуактивной головки самонаведения ракеты) и требования к их аппаратуре, обеспечивающие сочетание высоких точностей измерений скорости и угловых координат цели и разрешающих способностей по скорости и дальности;
- реализован принцип полуактивного самонаведения ракеты на цель на основе использования в бортовой аппаратуре ракеты системы управления полётом от старта до точки встречи;
- реализованы специальные методы помехозащиты, позволяющие обеспечить высокую эффективность стрельбы как по целям в условиях интенсивных помех прикрытия, так и по постановщикам активных помех различных видов.
Система принята на вооружение в феврале 1967 года.
Кроме тематики ПВО, в КБ-1 велись работы и по другим направлениям. Одно из них – разработка системы «Азов» для защиты объектов от атаки одиночных баллистических ракет (начата в июне 1962-го).
Большая научная эрудиция, творческая смелость при решении сложных технических проблем и блестящие организаторские способности Расплетина позволили ему стать генеральным конструктором и ответственным руководителем предприятия. Он был назначен на должность в январе 1961 года. Генеральным конструктором он оставался до конца своей жизни. В 1964 году Александр Андреевич был избран действительным членом Академии наук СССР.
Незадолго до своей скоропостижной кончины (8 марта 1967 года) Александр Андреевич выступил с инициативой начать работы по унифицированной многоканальной системе нового поколения С-300. Эта система планировалась для замены ранее созданных образцов. Она должна была обеспечить уничтожение всех видов современных и перспективных аэродинамических целей, в том числе крылатых ракет всех типов, массированно применяющихся как на больших, так и на малых и предельно малых высотах. Такая система была создана уже после его смерти.
ПАМЯТЬ о нём жива не только в системах и комплексах, разрабатываемых коллективом родного предприятия, носящего имя академика А.А. Расплетина с 2001 года. Золотая медаль имени академика Расплетина Академия наук СССР присуждала один раз в три года советским учёным за выдающиеся работы в области радиотехнических систем управления. С 1994 года Российской академией наук один раз в три года присуждается премия имени академика А.А. Расплетина за лучшие достижения в области создания радиотехнических систем автоматизированного управления.
В 1967 году его имя было присвоено радиотехническому техникуму в Москве (сейчас это Московский радиотехнический колледж имени академика А.А. Расплетина, отметивший свой 60-летний юбилей 29 марта 2012 года). Имя Расплетина носят улицы в Москве и Рыбинске.
В фондах Рыбинского государственного историко-архивного и художественного музея-заповедника бережно хранятся материалы, связанные с жизнью Расплетина в городе. С 2003 года в Рыбинске проводятся ежегодные городские соревнования радиолюбителей памяти учёного (с 2007-го – Кубок Ярославской области по радиосвязи на УКВ памяти академика А.А. Расплетина).
Именем Расплетина назван кратер на обратной стороне Луны.
На территории ГСКБ «Алмаз-Антей» установлен бронзовый бюст академика Расплетина, а на фасаде центрального корпуса – памятная доска. В декабре 2002-го начал работать музей предприятия, в экспозиции и фондах которого находятся материалы, связанные с его жизнью и деятельностью.
Александр Андреевич Расплетин – по-настоящему уникальный человек, и представляется, что в России до сих пор не до конца оценили его вклад в развитие науки и обеспечение и укрепление обороноспособности государства. Это ещё предстоит сделать.
Вас заинтересует
Сто лет на охране неба России
Система Шипунова
Продолжается создание ЗРК С-500
Импульсы развития отечественной радиопромышленности
Макаровец Николай Александрович