В настоящее время около полусотни государств мира имеют свою космическую программу и эксплуатируют собственные космические аппараты различного назначения. 37 государств, как минимум, единожды отправляли на орбиту своего космонавта, но только дюжина из них имеет возможность самостоятельно запускать космические аппараты, не обращаясь за помощью к третьим странам. При этом безоговорочными лидерами в космической отрасли по-прежнему остаются ее основатели – Россия и США. Тем не менее, активные действия других государств в обозримом будущем могут привести к появлению новых крупных «игроков» на космической «арене». В первую очередь список лидеров космонавтики может пополнить Китай, более чем активно развивающий свои ракетно-космические технологии.
Китай в последние десятилетия стремится получить титул сверхдержавы, а одним из критериев такого государства является развитая космическая программа. Кроме того, развивающаяся экономика вынуждает китайское правительство вкладывать большие средства в спутниковую связь и другие аспекты гражданского освоения космоса. В результате повышенного внимания со стороны официального Пекина в китайской космической промышленности в настоящее время работает около 200 тыс. человек, а годовой бюджет отрасли эквивалентен 15 миллиардам американских долларов.
Отдельно стоит отметить тот факт, что помимо реальных результатов, связанных с вооруженными силами, экономикой или технологией, Китай возлагает на освоение космоса и идеологическую роль. Ввиду прекращения Холодной войны Россия и США уже давно не используют космические достижения в качестве идеологического инструмента или повода для соревнования друг с другом. Китай же, в свою очередь, еще не прошел стадию конкуренции с другими государствами и поэтому делает ставку в том числе и на идеологические вопросы. Этим также можно объяснить последние китайские успехи в космической отрасли.
Появление в мировой космической отрасли новых игроков с большим потенциалом не может не оказать влияния на общее состояние соответствующей части экономики и промышленности. Появление многочисленных европейских и китайских проектов уже привело к изменению структуры рынка услуг, связанных с космосом, как то запуск коммерческих космических аппаратов, создание подобной техники и т.п. Если Китай сможет полноценно выйти на этот рынок, то стоит ожидать новых значительных изменений. Однако пока китайская космонавтика не спешит делать предложения зарубежным организациям, ограничиваясь лишь работой по развитию своей космической инфраструктуры.
Активные работы Китая в рамках собственной космической программы нередко становятся поводом для опасений. К примеру, уже несколько лет регулярно начинаются обсуждения возможности неприятных инцидентов, вызванных действиями Китая. К примеру, согласно одной из версий, Китай может разместить в космосе некие ядерные вооружения. США, Великобритания и СССР еще в конце шестидесятых годов подписали соглашение, исключающее такое использование космического пространства. Позже к этому договору присоединились несколько третьих стран, в том числе и Китай. Таким образом, с юридической точки зрения китайские военные не могут использовать орбиту Земли в качестве места размещения какого-либо оружия массового поражения. В то же время, опасения относительно возможного нарушения условий договора сохраняются и остаются причиной споров.
Примечательно, что различные мнения, связанные с военными проектами Китая в космосе, появляются с завидной регулярностью. В этом контексте можно вспомнить обсуждения инцидента 2007 года, когда китайская ракета сбила неисправный метеорологический спутник FY-1C. Во время успешной атаки аппарат находился на высоте более 860 километров, что стало причиной для соответствующих выводов. Мир узнал, что Китай располагает, как минимум, рабочим прототипом перспективного противоспутникового оружия. В течение предыдущих десятилетий ведущие космические державы неоднократно пытались создать аналогичные системы, но в итоге все подобные проекты были закрыты. Ориентировочно в конце девяностых или начале двухтысячных к США и СССР как авторам проекта противоспутникового оружия присоединился Китай. Современное состояние китайского проекта противоспутниковой ракеты остается неизвестным и поэтому является поводом для опасений.
Китай, начиная новые проекты в той или иной сфере, постоянно демонстрирует свою решительность и готовность идти до конца. Эта особенность китайских проектов, в сочетании с идеологическими мотивами и общими намерениями страны стать сверхдержавой, приводит немалое количество экспертов к не слишком радостным и позитивным выводам. Одним из последствий, в том числе и китайской, активности в космосе стали европейские работы по созданию «Кодекса поведения в космическом пространстве». В ноябре-декабре под эгидой Евросоюза состоится очередная встреча специалистов из нескольких стран, которые обсудят имеющийся вариант проекта Кодекса и внесут в него необходимые коррективы.
Новый международный договор должен стать инструментом регулирования некоторых аспектов использования космического пространства. Прежде всего, он коснется проектов военного назначения. Кроме того, предполагается урегулировать ситуацию с космическим мусором и создать общие рекомендации по утилизации космических аппаратов, выработавших свой ресурс. Счет последним давно идет на сотни, а количество различных мелких обломков и фрагментов почти не поддается точному подсчету. «Кодекс поведения в космическом пространстве» не поможет сразу избавиться от имеющихся проблем, но, как ожидается, позволит сократить прирост количества космического мусора, а потом и поспособствует очистке орбит.
Станет ли Китай присоединяться к новому соглашению и соблюдать его условия – пока говорить рано. Новый Кодекс на данный момент существует лишь в виде проекта и на его подготовку понадобятся, как минимум, месяцы, если не годы. За это время китайские ученые и инженеры могут завершить несколько новых программ, связанных с освоением космоса. В их числе могут быть и такие, которые придется закрыть после подписания договора, что при определенном стечение обстоятельств повлияет на саму возможность вступления в международный договор.
Однако условия и особенности применения Кодекса, равно как и список стран-участниц этого соглашения, пока под вопросом. В связи с этим остается оперировать лишь имеющейся информацией. Не обращая внимания на зарубежное беспокойство, Китай продолжает претворять в жизнь свои планы в космической отрасли. Вероятно, уже сейчас он занимается проектами военного назначения, и эти проекты касаются не только спутниковой разведки и т.п. задач.
К настоящему времени Китай борется за третье место в общемировой космической «иерархии». Главный его конкурент в этом деле – Евросоюз. При этом, как следует из некоторых особенностей китайской космической программы, официальный Пекин не намерен соревноваться с европейской космонавтикой. Его цель – догнать и перегнать ведущие страны в лице США и России. Поэтому в обозримом будущем Китай продолжит публиковать сообщения о своих новых успехах и сокращать отставание от лидеров отрасли, попутно заставляя нервничать зарубежных специалистов.