<!--TEnd-->
Помня о неудачах и проблемах, связанных с выполнением государственной программы вооружения, принятой на период с 2006 по 2015 годы, правительство России намерено инвестировать значительные средства не только в покупку современной военной техники, но и прежде всего в модернизацию оборонно-промышленного комплекса страны. Основными направлениями модернизации станут: обновление существующей производственной базы, омоложение кадров, финансирование перспективных конструкторских и научно-исследовательских работ. Для проведения всех запланированных мероприятий из бюджета страны будет выделено более трех триллионов рублей.
В рамках государственной программы вооружений на период с 2006 по 2015 годы планировалось выделить на ОПК пять триллионов рублей, но инвестирование основного объема предусмотренных средств почему-то было запланировано на период второй пятилетки. В результате, программа провалилась, а правительство всего после пяти лет с начала ее действия вынуждено принимать новую.
]]>О том, что правительство приняло решение провести модернизацию оборонно-промышленного комплекса, который заметно пострадал в кризисные 1990-е годы, стало известно из отчета перед Госдумой о деятельности правительства за период 2010 года, представленного Владимиром Путиным. В своем отчете премьер указал, что для того, чтобы провести модернизацию, необходимо принять действенную федеральную целевую программу, на выполнение которой правительство готово выделить более трех триллионов рублей. Эти деньги должны быть потрачены на перспективные конструкторские и научно-исследовательские разработки.
В целом из речи Владимира Путина слушателям стало понятно, что в предыдущие годы была проведена огромная работа, а будет - еще больше. Так, в сравнении с докризисным 2007 годом общий объем производства продукции только военного назначения увеличился практически в полтора раза. Учитывая принятие новой государственной программы вооружений на 2011-2020 годы можно ожидать значительный рост объемов производства, что, впрочем, и не удивительно при запланированном бюджетном финансировании по линии Министерства обороны в 19 триллионов рублей.
Необходимо так же отметить, что ФЦП модернизации отечественного ОПК, как и государственная программа вооружений, остаются документами таинственными и более того секретными. Точные их параметры неизвестны – чиновники и военные ранее рассказывали о них только в самых общих словах, например, купим столько-то кораблей и самолетов, баллистических ракет и зенитных ракетных комплексов, но каких именно и по какой цене, с точностью и определенностью никто не рассказывал.
Программа, о которой идет речь, была представлена еще осенью 2010 года Министерством обороны России для рассмотрения правительством, но уже в начале декабря программа была возвращена на доработку. В комментарии к программе Владимир Путин указал Анатолию Сердюкову о необходимости внесения изменений в кратчайшие сроки. Прежде всего, это было связано с тем, что правительство торопилось представить программу на подпись президенту до конца года. Но, несмотря на все требования, очевидно, что ведомство Сердюкова с поставленной задачей по срокам не справилось, так как документ поступил на подпись президенту Дмитрию Медведеву лишь 18 января 2011 года. Президент одобрил программу и соответственно дал добро на финансирование долгосрочных военных контрактов, но во временных рамках и с учетом прогнозных объемов, заложенных в проекте государственной программы финансирования.
Но вместе с тем на состоявшемся 24 февраля 2011 года большом выступлении Владимира Поповкина, первого заместителя министра обороны России, перед журналистами многие были удивлены сообщением, что программа была подписана президентом Медведевым еще 31 декабря 2010 года и уже действует. Аналогичная ситуация, очевидно, сложилась и вокруг широко разрекламированной федеральной целевой программы, направленной на модернизацию ОПК. Про ФЦП в феврале 2011 года рассказал Сергей Иванов, вице-премьер России, впрочем, во время ознакомительного сообщения он так и не раскрыл ее объема. Иванов тогда рассказал, что программа должна быть принята правительством в течение ближайших месяцев. Владимир Путин же во время выступления в Госдуме был настолько убедительным, что создавалось впечатление, что программа уже не только принята, но и действует.
Согласно программы модернизация отечественного ОПК будет осуществляться по трем основным направлениям. Во-первых, обновление производства; во-вторых, инвестиции в НИОКР; в-третьих, омоложение кадров. На тему третьего указанного направления российский премьер-министр в большей части не распространялся, а лишь указал, что штат сотрудников ОПК уже начал "понемногу омолаживаться". В частности Владимир Путин сказал: «В “оборонку” пошла молодежь. Мы смогли переломить тенденцию “старения” кадров. В последнее время отмечается снижение среднего возраста занятых на предприятиях ОПК, научных и конструкторских центрах".
[thumb=|Будущее российского ОПК]http://soldierweapons.ru/engine/go.php?url=L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAxMy0xMS8ycWswYW4xMGNjeC5qcGc=[/thumb]
Прежде всего, необходимость омоложения штата сотрудников российского ОПК связана с невозможностью создать что-либо совершенно новое, не базирующееся на конструкторских разработках, проводившихся еще в СССР. Многие сотрудники конструкторских и научных центров отвергают все нововведения и порой становятся непроходимым барьером на пути инноваций, это часто связано с их устаревшим видением ситуации. Так, например, одним из генеральных конструкторов ЦКБ "Рубин", которое занимается проектированием подводных лодок стратегического назначения, является Игорь Баранов, который в этом году отпразднует 79-й юбилей. И таких примеров множество, нет только официальной статистики. Очевидно, что для омоложения кадров, которое планирует Путин, стране потребуется поработать в усиленном режиме. Ведь эта задача по сути является комплексной, в которую включается, например, организация профессиональной подготовки не только инженеров, но и электриков, слесарей, токарей и рабочих других задействованных специальностей. Уровень зарплат в этой отрасли также должен быть высоким, чтобы привлечь на предприятия ОПК амбициозную молодежь.
Зато премьер довольно подробно рассказал о модернизации ОПК и объемах финансирования НИОКР. В частности, на протяжении ближайших десяти лет на НИОКР планируется потратить более 200 миллиардов рублей. В октябре 2010 года была опубликована информация о том, что Министерство обороны намерено потратить на проведение научно-исследовательских и конструкторских разработок 115 миллиардов рублей, в 2012-м эта сумма будет составлять 131 миллиард, а в 2013-м она возрастет до 186 миллиардов рублей. Очевидно, что сумму, обещанную правительством в рамках ФЦП, кроме как ничтожной назвать нельзя, учитывая, что на ее расходование указан период в десять лет.
В целом же полный объем финансирования модернизации российского ОПК составит более трех триллионов рублей. Подробностей об источниках поступления денег Путин не разгласил. Вместе с тем в конце марта 2011 года Сергей Иванов рассказал, что объем выделения запланированных средств согласован окончательно: 60% от запланированной суммы будет выделено из госбюджета, а оставшиеся 40% - из средств самих предприятий ОПК. Приоритетной является ракетно-космическая сфера. По словам Владимира Путина, с 2013 года производство современных ракетных комплексов в России должно удвоится.
Заниматься модернизацией ОПК будет специально созданная в декабре 2010 года межведомственная рабочая группа. Возглавил группу Сергей Иванов. В состав нового государственного органа вошли представители Роскосмоса, "Росатома", "Ростехнологий", Министерства промышленности и торговли, Министерства финансов, Министерства обороны, Министерства экономического развития, Совета безопасности, Федеральной службы по тарифам, а также главы оборонных комитетов Государственной думы и Совета Федерации.
После выступления премьер-министра Путина в Госдуме у многих депутатов возник вполне логичный вопрос - а сможет ли представленная федеральная целевая программа в реальности достичь всех заложенных в ней целей? Рассказывая о том, как можно реально поднять ОПК, премьер заявил: "Отдельные инновационные технологии и современные образцы, очевидно, можно закупать за рубежом, даже более того это необходимо. Но мы должны понимать, что технику последнего поколения и современные технологии никто нам не продаст. Мы сами выставляем для экспорта на мировой рынок вооружений вовсе не все, чем располагаем".
После произнесения этих слов, Владимир Путин пояснил: "Считаю, что выделенные из оборонного бюджета страны средства не должны, конечно, уходить за границу. В подавляющей массе они должны оставаться и работать в России, подпитывать отечественную науку и промышленность, создавать современные, технологичные, высокие по уровню и качеству рабочие места". Другими словами, деньги выделены, конкретные задачи поставлены, будьте добры исполняйте.
Государственная программа вооружений, принятая на 2011-2020 годы, подразумевает выделение значительных средств и на покупку современной зарубежной техники. В частности, будут выделены средства на покупку у Франции двух десантных вертолетонесущих кораблей-доков типа "Мистраль". Кроме того, у той же Франции планируется приобретение ограниченной партии экипировки для пехотинцев с громким названием - FELIN.
Рассказывая о государственном оборонном заказе, российский премьер указал, что объем финансирования планируется распределять следующим образом: 80% военных заказов МО России оплатит в течение первой половины года, а остальные 20% оставит на вторую, это будет своего рода стимулом для работы. Причину, почему подобным образом нельзя было поступить и с государственной программой вооружений, принятой на 2011-2020 годы, Путин не озвучил.
Следует отметить, что всевозможные затягивания сроков вообще характерны для Министерства обороны России. Очень часто предприятия ОПК сталкиваются с проблемой, когда соглашения в рамках гособоронзаказа на текущий год нередко заключаются не ранее чем во втором квартале года, и им приходится работать в усиленном режиме, чтобы успеть исполнить подписанные контракты в срок. Впрочем, военные не видят в сложившемся положении вещей каких бы то ни было серьезных недостатков – процесс переговоров, как правило, осложняется предложением и согласованием стоимости, а также комплектации техники, а это приводит к позднему подписанию контрактов, и очевидно, что в этом вина не только Министерства обороны.
<!--TEnd-->
При этом постоянно возникающие споры относительно качества и что главное современности поставляемой военной продукции в последние годы обострились. Чего только стоит неприятное высказывание Александра Постникова, главкома Сухопутных войск России, о танках Т-90. По утверждению Путина, сложности, связанные с постоянными спорами между Минобороны и ОПК о том, в каком количестве и что именно надо покупать, действительно существуют. После высказывания Владимира Путина о споре между Минобороны и ОПК один из депутатов предложил премьер-министру поездить на танке Т-90. На что Путин с достоинством ответил: "Вы знаете, я уже на чем только не летал, не ездил - и на подводной лодке, на самолетах. Все это я делал не для удовольствия, а именно с целью показать, что у нас эффективная, надежная, хорошая для ведения боя современная техника. И на танках я тоже ездил".
В общем, получается, что для реального исполнения задуманного правительству и Министерству придется решить огромное количество комплексных и сложных задач, включая жестокий контроль над сроками, распределение финансирования и что самое главное борьбу с коррупцией. Только после решения этих задач можно будет с уверенностью смотреть в будущее отечественного оборонно-промышленного комплекса.
Если Вам требуется снять, купить или продать жильё, то вам стоит зайти на сайт rieltor.ua. Здесь можно с лёгкостью решить все свои проблемы с недвижимостью. На сайте можно
снять квартиру в Киеве без посредников, а также выполнить многие задачи, которые вас интересуют на данный момент.
Вас заинтересует
Иллюзия чрезмерных расходов
Названы виновные в срыве гособоронзаказа в 2010 году
Россия удвоит производство ракетных комплексов
Нашу «оборонку
Россия потратит на Вооруженные силы шесть триллионов рублей