В правительстве России оперативно отреагировали на поручение выданное президентом Дмитрием Медведевым найти и наказать повинных в срыве выполнения гособоронзаказа в 2010 году. По результатам карательных санкций своих высоких должностей лишились пять чиновников; еще 11 получили строгие выговоры. Но как утверждают в правительстве, на этом поиск ответственных лиц не закончен - в течение ближайших нескольких месяцев список тех, кто понесет наказание, может расшириться. Тем не менее, сегодняшнее пакетное увольнение военных чиновников и гендиректоров выглядит в большей части не как наказание, а как очередная попытка «замять» скандальную историю с провальным гособоронзаказом.
<!--TEnd-->
Поиск виновных в срыве выполнения гособоронзаказа в 2010 году был начат в середине марта 2011 года, именно тогда президент РФ Дмитрий Медведев пообещал внимательно разобраться в случившемся. Как заявил президент, «часть поставленных задач по государственному оборонному заказу, к сожалению, была провалена. В кратчайшие сроки я проведу разбор полетов с точным определением ответственных лиц, как из промышленности, так и из структур госуправления». Как проходило на деле президентское расследование, в публичных источниках не сообщалось.
]]>10 мая 2011 года состоялось рабочее совещание по вопросам будущего развития оборонно-промышленного комплекса. На совещании центральной темой вновь стало невыполнение прошлогоднего гособоронзаказа и поиск виновных в этом. «Недопустимо, когда важные решения принимаются, и стоит сказать на самом высоком уровне, финансовые средства выделяются, а продукция не поставляется», - заявил президент и в очередной раз процитировал выдержку из своего же послания Федеральному собранию, которое было озвучено в 2009 году.
В том послании, Дмитрий Медведев в торжественной обстановке гарантировал, что в войска в 2010 году в качестве перевооружения будут поставлены «более 30 баллистических ракет морского и наземного базирования, пять современных ракетных комплексов типа «Искандер», около 300 единиц бронетехники, 30 вертолетов, 28 самолетов, 3 атомные подводные лодки, 1 боевой корабль класса «корвет», а так же 11 космических аппаратов». 2010 года прошел и как оказалось гособоронзаказ был реализован на 70%. Военные так и не дождались обещанного корабля типа «корвет» проекта 20380, 3-х подводных лодок типа 955 «Борей» и 885 «Ясень», 6-и учебных самолетов модели Як-130, 76 БМП-3 и 5-и космических аппаратов.
Свое выступление президент закончил следующей фразой: «Как вы прекрасно понимаете, когда я говорил, я не сам это придумал - все было согласовано практически с каждым из здесь сидящих. Не сделано почему? Жду обоснованного ответа с предложениями. Вы должны понимать, что во времена оные уже большая половина присутствующих на этом совещании занималась бы активным тяжелым, физическим трудом на чистом воздухе: необходимо отвечать за взятые под свою ответственность обязательства, мы просто смотримся в этом смысле совершенно неприемлемо». По прошествии буквально недели вице-премьер правительства России Сергей Иванов предоставил Медведеву отчет «о мерах дисциплинарного влияния за срыв выполнения гособоронзаказа».
Благодаря активным и оперативным действиям правительства свои должности потеряли генеральный директор «Ижмаша» В.Гродецкий и его коллега из «НИИ электромеханики» А.Хохлович. Кроме этого, в отставку были отправлены начальник управления развития организации заказов авиатехники и вооружения полковник И.Крылов, зам. начальника главного управления ВС России по научным исследованиям и разработкам генерал-майор Н.Ваганов и зам. главкома ВМФ по вооружению вице-адмирал Н.Борисов. Строгие выговоры были объявлены гендиректору «НПО машиностроения» А.Леонову и генеральному конструктору и гендиректору «Информационных спутниковых систем» Н.Тестоедову.
Санкции дисциплинарного и административного характера были применены так же еще к восьми руководителям предприятий оборонной промышленности. Кроме того, подобные санкции ожидают генерального директор судостроительного предприятия «Севмаш» г. Северодвинск Н.Калистратова, зам. руководителя Роскосмоса А.Шилова и руководителей дочерних предприятий входящих в Объединенную авиастроительную корпорацию. Необходимо отметить, что ранее к Николаю Калистратову предъявлялись претензии только по проекту модернизации и текущего ремонта авианосца «Адмирал Горшков» по условиям контракта с Индией.
По опубликованным данным пресс-службой Кремля, озвученных мер «вполне достаточно как для поднятия персональной ответственности и исполнительской дисциплины, так и предотвращения повторных случаев нарушения сроков, передачи изделий заказчику».
В показательном процессе публичной порки все же без накладок не обошлось. В частности, в опубликовано пресс-релизе Кремля указывается, что со своей должности был уволен заместитель начальника главного управления ВС генерал-майор И. И. Ваганов. Очевидно, тут вкралась типографская опечатка, поскольку прежде на этой должности находился действительно генерал-майор Ваганов, но его имя и отечество - Николай Иванович (Н. И.), а не загадочный И. И. Любопытно, что генерал-майор Николай Ваганов был уволен, согласно, приказу Медведева еще в октябре прошлого года, то есть задолго до того, как стало понятно, что исполнение гособоронзаказа провалено.
По непонятной логике, в число уволенных был включен и зам. главнокомандующего ВМФ РФ по вооружению вице-адмирал Н.Борисов. Со своей должности Борисов был уволен 19 апреля 2011 года, причем в качестве официальной причины его отставки указывается проявленный некомпетентность и непрофессионализм при проведении переговоров о приобретении французских вертолетоносцев типа «Мистраль» - вице-адмирал поставил свою подпись под не выгодным для России протоколом с французской стороной о комплектации и стоимости кораблей, этого делать он не имел никакого права.
Как сообщает газета «Ведомости», В.Гродецкий был уволен с должности директора «Ижмаша» в марте 2011 года. Поводом для этого называлось обвинение в развале мощного предприятия. Впрочем, по официальной версии Гродецкий был отправлен в длительный отпуск, а его заместителем на отпускной период был назначен М.Кузюк. В настоящее время временно исполняющий обязанности главы «Ижмаша» вместе с командой своих сотрудников и экспертной группой «Ростехнологий» проводит поиск реальных возможностей по выводу компании из экономического кризиса.
А.Леонову, руководителю «НПО машиностроения», несколько раньше уже был объявлен выговор за техническое затягивание опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ. В числе попавших под наказание по не объяснимой причине не оказалось бывшего главы ОАК А.Федорова, уволенного в начале 2011 года за срыв выполнения контракта на поставку в Иорданию транспортников Ил-76МФ. По очевидной логике вещей, бывший глава ОАК в списке вице-премьера Иванова просто должен присутствовать.
Учитывая все это масштабное и поголовное наказание виновных, более выглядит как отчаянная попытка «замять» неприятную историю с провалом реализации гособоронзаказа, чтобы немилость президента и недвусмысленный намек на «активный тяжелый, физический труд на чистом воздухе» миновали других потенциальных виновных. Ведь в реальности за срыв гособоронзаказа своих высоких мест лишились люди, уже до этого наказанные за совершенно другие провинности ранее, другими словами по сути наказания по условиям проверки не понес никто. Вынесенные строгие выговоры вряд ли можно принять за суровое взыскание, а увольнение уже до этого уволенных - и подавно.
Но вот что странно в ходе доклада господин Иванов, видимо, как-то позабыл упомянуть, что с 20 марта 2006 г. именно он является председателем Военно-промышленной комиссии созданной при правительстве России и именно в его обязанности входит курирование оборонно-промышленного комплекса. Сама же комиссия, кроме всего прочего, отвечает за формирование и контроль над выполнением гособоронзаказа. По большому счету, в приведенном списке виновных, который озвучил Иванов, первым пунктом должна идти его собственная фамилия, ведь в конечном итоге реализация гособоронзаказа провалилось непосредственно под его чутким и точным руководством.
Еще одна удивительная странность в том, что провальный гособоронзаказ 2010 года стал поводом для проявления столь бурной негативной реакции президента и правительства, заключается в том, что если вспомнить, выполнение гособоронзаказа 2009 года, по данным предоставленным Счетной палаты России, составляло всего 50%, однако никаких карательных санкций тогда не произошло. Ранее некоторые представители отечественного оборонно-промышленного комплекса высказывались с жалобами на то, что средства по контрактам заключенным в рамках гособоронзаказа переводятся со значительными задержками. Кроме того, сами рабочие контракты также заключаются крайне поздно. Этим и объясняется регулярный срыв сроков поставки вооружения и военной техники. При этом в качестве оправдания ряд российских чиновников, включая и самого Иванова, объясняли, что поздние сроки заключения контрактов и перечисления средств связаны с тем, что предприятия оборонки завышают цены на свои изделия.
Необходимо отметить, что сама по себе процедура проведения гособоронзаказа не является общедоступной и открытой и всегда была и остается, связана с очень высоким уровнем коррупции. Вместе с тем, если опустить огромную коррупционную составляющую, рост стоимости оборонной продукции вполне объясним. Понятно, что этот рост как раз поддерживается самим правительством и военным ведомством России. Вопрос в том, что в предыдущие годы все предприятия оборонной промышленности в первом полугодии получали незначительную часть оплаты за заказ, а большая часть средств перечислялась в конце года. При этом тех денег, которые перечислялись вначале, очень часто не хватало для выполнения обязательств по заключенным контрактам, и компании были просто вынуждены обращаться за получением кредитов в банки.
Уже в ближайшее время в стране начнет действовать новая федеральная целевая программа по проведению модернизации пришедшего в упадок оборонно-промышленного комплекса. До 2020 года на эти цели планируется потратить 3 триллиона рублей. 60% от запланированной суммы будет выделено из государственного бюджета, а остальные 40% - из средств самих предприятий оборонки. Основной целью, по словам Путина, является значительное омоложение кадров, модернизация и обновление производства и инвестиции в опытно-конструкторские и научно-исследовательские работы.
Во время пресс-конференции 24 февраля 2011 года в то время еще первый зам. министра обороны РФ В.Поповкин рассказал о финансировании государственной программы вооружений на период 2011-2020 годов, на которую планируется выделить 20 триллионов рублей. Эта отработанная схема отражает и ежегодные этапы финансирования гособоронзаказа. До 2015 года оборонные предприятия России должны получить 700 миллиардов рублей для реализации возможности заключения контрактов на поставку военной техники и вооружений после 2015 года. Благодаря незначительному финансированию, объяснил замминистра, компании смогут получить кредиты в банках для реализации будущих контрактов. Предельно ясно, что если предприятие получает в банке кредит, оно спустя некоторое время должно этот кредит погасить, причем с процентами. Конечно проценты небольшие, учитывая тот факт, что стратегические предприятия могут пользоваться кредитами по льготным ставкам, но просто так денег в долг и на длительное время никто не даст. Необходимость впоследствии возвращать банкам долги с начисленными процентами сказывается на конечной прибыли предприятий, которые, в свой черед, пытаются компенсировать финансовые потери за счет небольшого поднятия цен на готовые изделия. То есть стоимость вооружений и военной техники в некоторой степени зависит от того как обстоят дела на кредитном рынке и курсе валют. Следует также помнить и о том, что в основном все подрядчики головных предприятий ОПК зачастую требуют предоплаты за свои услуги в стопроцентном размере.
Поправить сложившуюся ситуацию 12 мая 2011 года торжественно пообещал премьер-министр Путин. Он заявил, что МО России получит реальную возможность вносить 100-процентный аванс за гособоронзаказ. Соответствующий законопроект на данный момент уже разрабатывается правительством. Но, документ, став действующим законом, позволит осуществлять 100% предоплату только при сотрудничестве с крупными подтверждающими свою дееспособность предприятиями.
Впрочем, в самом МО утверждают, что значительное затягивание сроков при подписании контрактов связано с долговременным согласованием стоимости и технической комплектации техники - военные как правило, пытаются «выбить» более низкие цены. Вот в этом моменте круг замыкается - предприятия не могут уменьшить цены, потому что берут деньги в кредит, военные не подписывают контракты, потому что стремятся добиться максимального снижения цен, а ввести 100% предоплату по контрактам российское правительство не может, в связи с тем, что опасается растраты значительных средств без видимой отдачи.
Вас заинтересует
Владимир Путин поручил Минобороны создать систему контроля за расходами на гособоронзаказ
Что ожидает срывающих выполнение гособоронзаказа?
Реформирование российского гособоронзаказа: эффективность прежде всего
Гособоронзаказ на текущий год практически сорван из-за отдыха в сочи
Удмуртия решила обвинить "Ижмаш" в срыве гособоронзаказа