T92 — одна из самых мощных самоходных артиллерийских установок середины XX века. Разработана в США в конце Второй мировой войны. Серийно данная 240-мм САУ никогда не выпускалось, всего было изготовлено 5 опытных образцов данной машины. Сегодня данная артиллерийская установка знакома многим, кто хотя бы немного играл в World of Tanks. И хотя в реальности ей не удалось поучаствовать в боевых действиях, все желающие могут убедиться в мощи данной САУ на полях виртуальных сражений. В целом белорусская онлайн-игра, как бы к ней не относились, сделала очень важную вещь — популяризировала бронетехнику периода Второй мировой войны, вызвала у людей интерес не только к различным разработкам инженеров СССР, Германии, США, Франции, Великобритании, но и к истории того периода.
После принятия на вооружение в начале 1945 года тяжелого танк Т26Е3, более известного как М-26 Pershing, в США начались обсуждения предложений о создании целой серии образцов бронетехники на базе единых шасси, комплектов агрегатов и узлов данного танка. Имеющаяся на вооружении американской армии 240-мм буксируемая гаубица М1918 признавалась военными не особенно удачной разработкой, по причине трудностей с передвижением столь массивной гаубицы по местности, а имеющийся в США опыт по установке 155-мм пушек на шасси танков серии М3/М4 наглядно демонстрировал, что на основе тяжелого танка Т26ЕЗ можно будет создать 240-мм САУ. Также шасси данного танка предполагалось использовать для установки на него 8-дюймовой (203-мм) пушки. При этом модель с 240-мм гаубицей получала индекс Т92, а с 8-дюймовой пушкой Т93. Также в планах американских инженеров было создание штурмового танка Т26Е5, транспортеров и ряда других машин. Работы по проектированию Т92 были одобрены в марте 1945 года, после этого компания Chrysler (Детройтский арсенал) получила заказа на выпуск 4 опытных машин, всего было построено 5 САУ T92.
<!--
TBegin
-->
<!--
TEnd
-->
Первая самоходная гаубица была готова уже в начале июля 1945 года, после проведения серии испытаний, которые состоялись на Абердинском полигоне, САУ была направлена в Форт Брэгг для проведения испытаний Артиллерийским комитетом. Одновременно с этим военные оформили заказ на Т93. Две из первых четырех опытных машин Т93 были переданы военным к сентябрю 1945 года. К этому момент все военные заказы были приостановлены по причине окончания войны с Японией. Всего к этому моменту Детройтский арсенал полностью собрал 5 САУ Т92 и еще 2 САУ Т93. Проведенные в США испытания продемонстрировали, что две этих тяжелых САУ были бы идеальным оружием для разрушения глубоких укрытий и бункеров противника при ведении боевых действий на тихоокеанских островах.
Для проведения испытаний на знаменитом Абердинском полигоне первый образец Т92 поступил только в июле, а Т93 в сентябре 1945 года. Из-за различий в весе используемых артсистем боевая масса Т93 оказалась даже выше и составила 66 300 кг., что, впрочем, незначительно отразилось на технических характеристиках САУ. Оба прототипа прошли серию испытаний успешно, при этом САУ просто запоздали на фронт. После завершения войны интерес к данному проекту очень сильно ослаб, кроме того, американской армии вполне хватало и не менее удачных САУ типа М40 и М41 уже находящихся на вооружении. При этом почти все собранные образцы были отправлены на переплавку за исключением единственного экземпляра Т92, который был превращен музейный экспонат Детройтского арсенала.
<!--
TBegin
-->
<!--
TEnd
-->
Обе самоходных артиллерийских установки использовали большое количество агрегатов и узлов танка T26E3, тот же двигатель, трансмиссию и подвеску. При этом в отличие от тяжелого танка ведущие колеса на САУ располагались спереди, а не сзади. Обе самоходки обладали одинаковым облегченным шасси, которое было перекомпоновано, в корме был установлен сошник. Вооружение САУ T92 и T93 было взаимозаменяемым. При разработке данных артиллерийских систем американские инженеры опирались на опыт, накопленный при разработке САУ T84. Большие габариты устанавливаемых орудий заставили добавить по 1-му опорному катку с каждого борта и удлинить корпус по сравнению с танком T26E3. Таким образом, на каждый борт приходилось по 7 опорных катков, имеющих индивидуальную торсионную подвеску, а также 6 поддерживающих роликов. Переднее колесо было ведущим, заднее направляющим.
Также конструкторам удалось облегчить конструкцию за счет ослабления уровня бронезащиты, наиболее толстое бронирование САУ не превышало 1 дюйма (2,54 см). Обе САУ получили двухгребневую гусеницу T80E1, которая довольно часто расширялась силами экипажа при помощи установки 5-дюймовых шпор. Гусеница собиралась из 94 металлических траков обладающих шириной 609 мм. и шагом в 152,4 мм., траки оснащались специальными резинометаллическими шарнирами. Установка расширенных гусениц снижала давление на грунт, что положительно сказывалось на проходимости и подвижности машины.
Как и на тяжелом танке T26E3, новые САУ имели сразу по 2 водителя. На машине имелись водитель и его помощник, каждый из которых имел свои механизмы управления. У каждого из водителей была своя башенка с установленными в ней 3-мя смотровыми блоками. Данные башенки размещались на лобовом листе корпуса, который имел наклон в 72 градуса от вертикали. Полный экипаж артиллерийской установки включал в себя 8 человек. Помимо 2-х водителей, в экипаж входило еще 6 человек, которые располагались по бокам от орудия в задней части САУ. При этом ни на T92, ни на и T93 не предполагалось перевозить боеприпасы. Планировалось, что установки будут сопровождаться специальными транспортерами T31, которые были приспособлены под транспортировку 240-мм и 203-мм боеприпасов. Специально для данных САУ американские инженеры разрабатывали выстрелы с бетонобойными снарядами.
<!--
TBegin
-->
<!--
TEnd
-->
Испытания, которые были проведены на Абердинском военном полигоне, продемонстрировали, что данные САУ идеально подходят для разрушений долговременных огневых точек и всевозможных бункеров противника. При этом были отмечены и недостатки машины. В частности была выявлена потребность в установке на машину более мощного двигателя. Поэтому было принято решение о том, что разработка новых САУ должна основываться на компонентах силовой установки серии новых тяжелых танков Т29, Т30 и Т32, которые в свою очередь в это время сами находились лишь на стадии проведения испытаний. Относительным недостатком системы можно было считать небольшой возимый боекомплект, который состоял всего из 6 снарядов.
Конструкция двух САУ Т92 и Т93 во многом была аналогична, за исключением используемых артиллерийских систем. Корпус САУ обладал компоновкой с передним расположением трансмиссии, также в передней части располагалось отделение управления. Моторный отсек находился в середине самоходки, а в корме — боевой отсек. Трансмиссия гидравлического типа была заимствована от тяжелого танка Першинг и включала в себя следующие элементы конструкции: 3-ступенчатый гидротрансформатор, 3-скоростная планетарная коробка передач, обладающая сервогидравлическим управлением, первичный планетарный редуктор, двойной дифференциал Cletrack, а также одноступенчатые бортовые передачи. Силовая установка САУ состояла из 8-цилиндрового бензинового двигателя Ford GAF развивавшего максимальную мощность в 500 л.с. при 2600 об/мин.
Орудие монтировалось в корме корпуса в специальной П-образной надстройке с противопульным бронированием (броня 12,7 мм). Скорострельность 240-мм гаубицы составляла 1 выстрел в 3 минуты. Огонь велся в основном с использованием осколочно-фугасных снарядов, которые обладали максимальной дальностью стрельбы до 23 065 метров. Для 203-мм орудия данный показатель был больше и составлял 32 584 метра. Также мог использоваться специальный бетонобойный снаряд. Для уменьшения уровня отдачи в момент выстрела на кормовом бронелисте был смонтирован ковшевой упор, который в боевом положении опускался на землю.
<!--
TBegin
-->
<!--
TEnd
-->
Как уже писалось выше, экипаж САУ T92 состоял из 8 человек: водителя, помощника водителя, командира, наводчика и 4-х заряжающих. В отделении управления самоходки располагались рабочие места водителя и его помощника, остальные члены экипажа размещались в боевом отделении. Для защиты от возможных атак вражеской пехоты в боевой рубке в специальной укладке имелись 7,62-мм карабины.
Тактико-технические характеристики САУ T92:
Габаритные размеры: длина — 8534 мм, ширина — 3353 мм, высота — 3068 мм, клиренс — 508 мм.
Бронирование — 13-25 мм.
Масса — 63 т.
Вооружение — 240-мм гаубица Howitzer M1.
Боекомплект — 6 выстрелов.
Скорострельность — 1 выстрел в 3 минуты.
Силовая установка: V-образный 8-цилиндровый, карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения Ford GAF мощностью 500 л.с.
Скорость хода по шоссе — 24 км/ч.
Запас хода по шоссе — до 128 км.
Вас заинтересует
Проект «Уралмаш-1
САУ T3 Howitzer Motor Carriage: первая «классическая
Индийская самоходная артиллерийская установка Bhim
Самоходный миномет 2Б1 «Ока
105-мм самоходная артиллерийская установка М7 «Priest