Вот
http://igritanki.ru. Играйте и уничтожайте самые опасные машины планеты земля.
В сентябре 1944 года «Уралмашзавод» начал серийное производство новейших самоходных артиллерийских установок СУ-100. Во время Великой Отечественной войны окончание работ по одному проекту сопровождалось стартом разработки новых боевых машин. Поэтому конструкторы, завершившие создание самоходки СУ-100, тут же приступили к дальнейшему развитию бронетехники этого класса. В течение нескольких месяцев были разработаны два проекта, получившие обозначения СУ-101 и СУ-102.
Еще летом 44-го специалисты «Уралмашзавода» приступили к проработке облика перспективной САУ, лишенной характерных недостатков существующих машин. Следует отметить, переднее расположение боевого отделения и заднее моторно-трансмиссионное отделение, использованные на машинах СУ-100 или ИСУ-152, вызывали серьезные претензии. Установленная в передней части корпуса пушка увеличивала габариты всей машины, а также ухудшала проходимость на пересеченной местности и в городских условиях. Требовалось строить САУ с иной компоновкой агрегатов, не ухудшающей характеристики машины.
В октябре 1944 года конструктор «Уралмашзавода» Н.В. Курин и его сотрудники представили в наркомат танковой промышленности сразу пять вариантов перспективной САУ с новой компоновкой. Это были следующие разработки:
- ЭСУ-100 с кормовым боевым отделением и электротрансмиссией;
- СУ-122П с орудием калибра 122 мм. Эта САУ уже была построена и проходила испытания;
- СУ-122-44 на базе шасси танка Т-44 с передним расположением боевого отделения;
- СУ-100-М-1 на базе танка Т-44 с измененной компоновкой объемов корпуса и кормовым боевым отделением;
- СУ-100-М-2 – аналог СУ-100-М-1 с другим двигателем.
Технический совет наркомата танковой промышленности решил, что следует продолжать работы по проектам СУ-122-44 и СУ-100-М-2. Решение было утверждено наркомом 26 октября 1944 года. Всего через несколько недель после начала работ, в декабре 44-го, стало ясно, что самоходка СУ-122-44 не вписывается в требования по габаритам и боевой массе. Что касается проекта СУ-100-М-2, то эта машина не только соответствовала требованиям, но и могла иметь достаточно высокие показатели защиты. Вследствие этого руководство «Уралмашзавода» предложило прекратить разработку СУ-122-44 в пользу второго проекта.
Обсуждение этого предложения закончилось тем, что проект СУ-122-44 в его исходном виде был закрыт. Одновременно с этим инженеры получили задание построить два опытных образца САУ СУ-100-М-2, один из которых должен был получить 100-мм пушку Д-10С, другой – 122-мм орудие Д-25С. Приказ о строительстве прототипов СУ-100-М-2 был подписан 7 марта 1945 года. С учетом заслуг «Уралмашзавода» проект получил дополнительное обозначение «Уралмаш-1». В марте и апреле коллектив конструкторов под руководством Л.И. Горлицкого завершил подготовку документации, после чего стартовало строительство опытных машин.
На стадии проектирования двух вариантов САУ с разным вооружением проекты получили собственные обозначения. Самоходка с пушкой Д-10С получила название СУ-101, с пушкой Д-25С – СУ-102. Именно под такими названиями машины вышли на испытания и остались в истории отечественной бронетехники.
Основой для перспективных самоходок стали шасси средних танков Т-34-85 и Т-44. Использовать агрегаты последнего пришлось ввиду ограничений, налагаемых конструкцией «Тридцатьчетверки». Запас ее прочности подходил к концу и не позволял серьезно повышать огневую мощь машины как за счет увеличения калибра, так и при помощи удлинения ствола пушки. Такой подход к конструированию новой САУ позволил выполнить все требования, а также в определенной мере упростить предполагавшееся серийное производство этой техники.
Общая схема самоходной установки СУ-101:
1 - 100-мм пушка Д-10С; 2 - тубус для банника пушки; 3 - дымовые шашки; 4 - направляющее колесо; 5 - ведущее колесо; 6,11 - ящики ЗИП; 7 - правый выхлопной патрубок; 8 - прибор наблюдения МК-4; 9 - бронеколпак вентилятора; 10 - левый выхлопной патрубок; 12 - люк механика-водителя; 13 - пулемет ДШК; 14 - антенна: 15 - дверь для посадки экипажа
Претензии к компоновке самоходки СУ-100 сказались на размещении агрегатов внутри корпуса машин СУ-101 и СУ-102. Моторно-трансмиссионное отделение разместили в передней части корпуса у правого борта. Рядом с ним, у левого борта, находилось отделение управления с рабочим местом механика-водителя. Кормовую часть корпуса отдали под боевое отделение с вооружением и местами для трех членов экипажа. В корпусе и рубке были предусмотрены несколько люков. Собственными люками в крыше корпуса и рубки располагали водитель и командир соответственно, а кроме того, имелась дополнительная дверь в кормовом листе боевого отделения.
Кормовое расположение боевого отделения позволило уменьшить габариты машины, а также обеспечить хорошую бронезащиту. Лоб корпуса обеих самоходок предлагалось сваривать из двух броневых листов толщиной по 90 мм. Верхняя лобовая деталь должна была располагаться под углом 63° к вертикали, нижняя – 53°. Борта корпуса имели толщину 75 мм, корма (общий лист корпуса и рубки) – 40 мм, крыша и днище – по 15 мм. Боевое отделение было защищено лобовым листом рубки толщиной 120 мм (угол 55° к вертикали) и бортовыми листами по 90 мм (45°). Крыша имела толщину 20 мм.
В моторно-трансмиссионном двигателе самоходок СУ-101 и СУ-102 располагался дизельный двигатель В-44 мощностью 500 л.с. Для запуска двигателя можно было использовать стартер СТ-700 мощностью 15 л.с. или пневматическую систему. Основная часть агрегатов трансмиссии была заимствована у танка Т-34-85. При этом, однако, в их конструкцию пришлось внести изменения, обусловленные передним расположением силовой установки и ведущих колес. Трансмиссия имела пять передач для движения вперед и одну заднюю. В состав топливной системы входили несколько баков. Внутренние баки имели общий объем 370 л, внешние, расположенные на бортах рубки, – 350 л.
Бронекорпус самоходной установки СУ-101:
1 - корпус антенного ввода; 2 - корпус командирской башенки; 3 - кронштейн упора балансира; 4 - отверстие для оси балансира; 5 - торсион надвентиляторного люка; 6 - лючки заливных горловин топливных баков; 7 - люк панорамного прицела; 8 - бойницы для стрельбы из личного оружия; 9 - командирский люк; 10 - лючок заливной горловины масляного бака; 11 - лючок для слива масла из картера коробки передач; 12 - пробка для слива топлива; 13 - подмоторный люк; 14 - пробка для слива топлива из кормового бака; 15 - пробка для слива масла
Гусеничная ходовая часть перспективных самоходок представляла собой доработанный вариант движителя танка Т-44. Она имела по пять опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской на каждом борту. Ввиду большого диаметра катков поддерживающие ролики отсутствовали. Направляющие колеса находились в корме корпуса, ведущие колеса с гребневым зацеплением – в передней части.
Основой электросистем обеих самоходок стал генератор ГТ-4563-А мощностью 1 кВт и напряжением 24 В. Кроме того, в состав электрооборудования входили четыре аккумулятора 6СТЭ-128 общей емкостью 256 А•ч. Основная электросистема была выполнена по однопроводной схеме, аварийное освещение – по двухпроводной. Генератор и аккумуляторы снабжали энергией ряд оборудования, в том числе танковое переговорное устройство ТПУ-3-БИС-Ф, радиостанцию 9РС и систему световой сигнализации для передачи приказов командира механику-водителю. В качестве дополнительного средства связи между командиром и водителем использовался т.н. танкофон: резиновая трубка, соединяющая их рабочие места.
Схема размещения рабочих мест экипажа, систем и агрегатов в СУ-101:
1 2, 4, 15 - сиденья командира, наводчика, механика-водители и заряжающего соответственно; 3 - топливные баки; 5 - стартер; 6 - вентилятор охлаждения КП; 7 - бортовые фрикционы; 8 - коробка передач; 9 - главный фрикцион; 10 - вентилятор системы охлаждения; 11 - двигатель, 12 - масляный бак; 13 - воздухоочистители; 14 - пушка
Экипаж двух новых самоходок состоял из четырех человек. Механик-водитель располагался в передней части корпуса. Наводчик, командир и заряжающий находились в рубке. При этом места наводчика и командира находились друг за другом у левого борта, а заряжающий располагался справа от пушки.
Основное отличие САУ СУ-101 и СУ-102 заключалось в использованном вооружении. Самоходка СУ-101 несла нарезную пушку Д-10С калибра 100 мм. Пушка устанавливалась на подвижной установке, допускавшей вертикальное и горизонтальное наведение. Горизонтальная наводка осуществлялась в пределах сектора шириной 22°, вертикальная – от -2°15’ до +18°. Самоходка имела панораму Герца для стрельбы с закрытых позиций и телескопический прицел ТШ-19 для ведения огня прямой наводкой. В боевом отделении имелись укладки для 36 унитарных выстрелов калибра 100 мм.
САУ СУ-102 оснастили 122-мм нарезным орудием Д-25С. Иные габариты пушки сказались на допустимых углах наведения. Горизонтальная наводка могла осуществляться только в пределах 19°, вертикальная – от -0°24’ до +18°3’. Состав прицельного оборудования обеих самоходок совпадал. Боекомплект СУ-102 составлял 28 выстрелов раздельно-гильзового заряжания.
Продольный и поперечный разрез СУ-101 и СУ-102
Дополнительное вооружение двух перспективных САУ состояло из одного зенитного пулемета ДШК. Пулемет устанавливался на турели, смонтированной на люке командира. Конструкция турели позволяла вести огонь в любом направлении. Допустимые углы вертикальной наводки – от -6° до +84°20’. Пулемет ДШК комплектовался коллиматорным прицелом. Основной задачей этого оружия была защита от самолетов противника, однако при необходимости экипаж самоходки мог использовать его и для атаки наземных целей. В патронных ящиках умещалось до 450 патронов.
На кормовом листе корпуса предусматривались крепления для двух дымовых шашек.
Применение компоновки с задним расположением боевого отделения позволило сократить общие габариты новых САУ. Они имели длину (по корпусу) 6,1 м, ширину 3 м и высоту 2,1 м. Примечательно, что в случае со 122-мм пушкой Д-25С, имевшей длину ствола 48 калибров, вынос ствола не превышал 750 мм. САУ СУ-101 имела боевую массу на уровне 34,1 тонны, СУ-102 – 34,8 т.
В мае 1945 года «Уралмашзавод» построил по одному прототипу СУ-101 и СУ-102. По некоторым данным, самоходку СУ-101 построили в двух экземплярах. Вскоре стартовали испытания построенных машин, продолжавшиеся до осени. В ходе испытаний машины показали достаточно высокие характеристики. На шоссе они разгонялись до 50-54 км/ч, на грунте – до 25 км/ч. Топлива хватало на марш длиной 350 км. Самоходки могли подниматься на 35-градусный склон и двигаться с креном до 25°. Преодолевались ров шириной 2,5 м и стенка высотой 0,73 м.
Основные положительные черты двух новых машин, отмеченные по результатам испытаний, в той или иной мере были связаны с использованной компоновкой. Так, улучшилась маневренность на пересеченной местности в и городе, а кормовой люк позволял экипажу покидать машину под прикрытием машины. Более плотная компоновка внутренних объемов позволила оснастить САУ серьезным противоснарядным бронированием. Лобовая проекция машин защищала от всех танковых и противотанковых орудий, состоявших на вооружении Германии на последних этапах войны.
Несмотря на использование сравнительно толстой брони и тяжелого вооружения, САУ СУ-101 и СУ-102 получились достаточно легкими, их боевая масса незначительно превышала соответствующий показатель танков Т-34 и Т-44. За счет равномерного распределения массы по опорным каткам снижался износ и увеличивался ресурс ходовой части. Кроме того, габариты и вес машин позволяли в будущем провести их модернизацию с использованием новой пушки с более длинным стволом.
Плотная компоновка позволила сократить размеры и массу боевых машин, однако сказалась на удобстве работы экипажа. По своим внутренним размерам рубка СУ-101 и СУ-102 заметно уступала боевому отделению серийной СУ-100. Эта особенность ухудшала и без того не слишком хорошие условия работы экипажа, в первую очередь, заряжающего. Отделение управления имело приемлемые размеры, однако на комфорте механика-водителя сказались другие особенности компоновки. Несмотря на все усилия по обеспечению охлаждения силовой установки, на рабочем месте водителя всегда было слишком жарко. Подобный прогрев отделения управления посчитали неприемлемым. Кроме того, лобовая часть корпуса и передняя часть крыши, при выстреле подвергались действию ударной волны, что дополнительно ухудшало условия работы водителя.
Испытания 1945 года позволили установить положительные и отрицательные стороны двух самоходок, созданных в рамках проекта «Уралмаш-1». Вероятно, при определенных доработках можно было исправить некоторые имеющиеся недостатки, однако ситуация в области производства бронетехники определила дальнейшую судьбу проекта. В 1945 году стартовали испытания среднего танка Т-54, вооруженного 100-мм пушкой Д-10Т. Эта машина не уступала самоходкам СУ-101 и СУ-102 по огневой мощи, однако превосходила их по уровню защиты. Кроме того, в войсках имелось большое количество САУ СУ-100, уступавших новой технике только в защите.
Ввиду технических недостатков и отсутствия серьезных преимуществ перед новой техникой проект «Уралмаш-1» был закрыт. Доводка самоходных артиллерийских установок СУ-101 и СУ-102 прекратилась. Прототип машины СУ-101 сохранился до наших дней и сейчас находится в танковом музее в Кубинке. САУ СУ-102 вскоре после окончания испытаний была разобрана.
По материалам сайтов:
http://bronetehnika.narod.ru/
http://battlefield.ru/
http://aviarmor.net/
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/
Вас заинтересует
Проект перспективного танка «Объект 299
Проект тяжелого танка с электротрансмиссией «Объект 253
«Прыгающие танки
Колесная САУ ГАЗ-68/КСП-76
САУ T3 Howitzer Motor Carriage: первая «классическая